ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4644/19 от 30.05.2019 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-4644/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Рыбаловой С.С.,

при секретаре Саламатовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 мая 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Курганской области о включении периода работы в стаж государственной гражданской службы, возложении обязанность выдать справку,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с иском к Правительству Курганской области о включении периода работы в стаж государственной гражданской службы, возложении обязанность выдать справку.

Просит признать незаконными действия Правительства Курганской области при решении вопроса об установлении стажа государственной гражданской службы истца ФИО4 Обязать Правительство ФИО6<адрес> включить ФИО4 в стаж государственной гражданской службы государственного служащего ФИО6<адрес> период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера –эксперта Финансового управления ФИО6<адрес>; выдать справку установленного образца о периодах государственной гражданской службы и иных периодах замещения должностей, включаемых в стаж работы (государственной гражданской службы) для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера – эксперта финансового управления ФИО2<адрес>. Взыскать с Правительства ФИО6<адрес> в пользу ФИО4 судебные расходы.

В обоснование иска указала, что в спорные периоды работала в должности главного бухгалтера – эксперта Финансового управления ФИО6<адрес>, ее обязанности, оплата труда не отличались как от предыдущего периода работы, так и от последующего. Полагала, что работодателем своевременно не были внесены изменения в штатное расписание, при этом характер ее работы не изменялся.

В судебном заседании истец ФИО4, ее представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства ФИО6<адрес>ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась. Полагала, что во включении спорных периодов работы истца в стаж государственной гражданской службы отказано обоснованно, поскольку занимаемая истцом должность не была поименована в Реестре должностей государственных должностей государственной службы ФИО6<адрес>.

Представитель третьего лица Финансового управления ФИО6<адрес>ФИО9 с исковыми требованиями не согласился, поддержав позицию Правительства ФИО6<адрес>.

Представитель ответчика ГУ СЗН по Курганской области в судебное заседание не явился, согласно возражению на исковое заявление, рассмотрение исковых требований оставил на усмотрение суда, просил провести судебные заседания без своего участия.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федераций находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части I статьи 52).

Статьей 14 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» также установлено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Поскольку полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, занимавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, федеральным законодателем возложено на субъекты Российской Федерации, то до принятия федерального закона субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять законодательное регулирование, в данном случае устанавливать порядок установления и выплаты пенсий лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1. статьи 2 Закона Курганской области от 31 октября 2001 года № 97 «О доплате государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Курганской области, государственные должности государственной службы Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области» (далее — Закон № 97) лица, замещавшие на 9 сентября 1996 (день введения в действие Постановления Главы Администрации Курганской области «О Реестре государственных должностей») и позднее этого срока государственные должности государственной службы Курганской области, должности государственной гражданской службы Курганской области (далее - должности гражданской службы Курганской области) не менее 5 лет при общей продолжительности стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, при увольнении с государственной службы Курганской области, государственной гражданской службы Курганской области (далее государственная служба) по основаниям, не связанным с виновными действиями указанных лиц.

Порядок установления стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Курганской области для установления доплаты к государственной пенсии определен Законом Курганской области от 11 октября 2000 года № 383 «О стаже работы лиц замещающих (замещавших) государственные должности Курганской области, и стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Кургане области» (далее — Закон № 383).

Согласно приложению к указанному закону в Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж работы лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Курганской области, и стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Курганской области установления доплаты к государственной пенсии входят периоды замещения должностей государственной гражданской службы Курганской области и других субъектов Российской Федерации, предусмотренных реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1 Закона № 383 установлено, что государственным гражданским служащим Курганской области стаж государственной гражданской службы устанавливается правовым актом представителя нанимателя государственного гражданского служащего Курганской области, принятым на основании решения комиссии по установлению стажа работы (государственной гражданской службы).

С 19.12.2017 ФИО1 является получателем пенсии по старости.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 07 декабря 2018 года -р ФИО1 установлен стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии — 24 года 00 месяцев 19 дней.

Исходя из указанной продолжительности стажа работы (государственной гражданской службы) ФИО4 на основании приказа Главного управления Социальной защиты населения ФИО6<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ-п была установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Период работы ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж государственной гражданской службы.

Установлено, что истица работала на должностях финансовых государственных органов, в том числе: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимала должность главного бухгалтера – эксперта Финансового управления Курганской области (запись в трудовой книжке 13,14 приказ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

В трудовой книжке истца указано, что вышеуказанные должности с ДД.ММ.ГГГГ являются государственными должностями государственной службы Курганской области.

Понятие «государственная должность Курганской области» было определено в Законе Курганской области от 11.06.1996 № 59 «О государственной службе Курганской области», в соответствии со ст. 1 которого государственная должность Курганской области - должность в органах государственной власти Курганской области с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа государственной власти, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти Курганской области (ст. 1 приведенного Закона Курганской области).

Постановлением Администрации Курганской области был утвержден Реестр государственных должностей государственной службы Курганской области, который предусматривал реестр государственных должностей государственных служащих в Самостоятельных структурных подразделениях Администрации области (категория «11»), и включал главных и ведущих специалистов в самостоятельных структурных подразделениях Администрации области, каковым и являлось Финансовое управление Курганской области.

В соответствии со ст. 2 Закона Курганской области от 01.08.2000 №345 «О денежном содержании государственных служащих государственной службы Курганской области и лиц, замещающих государственные должности Курганской области» - денежное содержание государственного служащего состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки за квалификационный разряд; ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы; ежемесячной надбавки за выслугу лет; денежного вознаграждения по результатам работы. Государственным служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными и областными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курганской области, а также выплачивается материальная помощь.

Суд находит несостоятельными доводы ответчика Правительства Курганской области относительно замещения истцом в оспариваемый период должности, не относящейся к государственным должностям государственной службы, поскольку должность истца «главный экономист» не предусмотрена Перечнем должностей, не относящихся к государственным должностям государственной службы и образуемых в государственных органах для технического обеспечения их деятельности (приложение к постановлению Администрации Курганской области от 30 декабря 1998 г. № 670, отмененное впоследствии постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 13 ноября 2001 г. №492).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, истица ФИО1 в период своей работы в Финансовом управлении получала заработную плату, которая складывалась из должностного оклада, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд и надбавки за выслугу лет, денежного вознаграждения по результатам работы. Из представленных копий лицевых счетов следует, что истице выплачивалась надбавка за выслугу лет в размере 20% начиная с 05.05.1997, что соответствует стажевой группе государственной гражданской службы более 5 лет. В период по 31.12.1999 указанная надбавка не изменялась и выплачивалась истцу в одинаковом размере.

Распоряжением Администрации Курганской области от 08.10.1996 № 426р с 1 октября 1996 г. было введено в действие Постановление Главы Администрации области от 09.09.1996 «О должностных окладах государственных служащих в государственных органах исполнительной власти области», было установлено соотношение должностных окладов государственных служащих самостоятельных структурных подразделений областной Администрации, кратность к среднеобластной заработной плате.

Кроме того, постановлением Администрации Курганской области от 19.11.1996 № 563 «Об оплате труда работников областного финансового управления» разрешено финансовому управлению Курганской области ввести с 1 октября 1996 года должностные оклады к условиям оплаты труда работников управления, предусмотренные постановлением администрации области от 9 сентября 1996 года № 464 «О должностных окладах государственных служащих в государствен­ных органах исполнительной власти области». П.2 указанного постановления установлено, что финансирование дополнительных расходов по оплате труда государственных служащих финансового управления, не обеспеченных ассигнованиями, выделяемыми из федерального бюджета, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на содержание органов государственного управления.

То есть в спорный период истец являлась получателем должностного оклада государственного служащего.

При этом штатное расписание Финансового управления Администрации Курганской области и наименование должностей, в том числе и должности которую замещала истец, не были приведены в соответствии с Реестром государственных должностей государственной службы Курганской области.

Постановлением Администрации Курганской области от 30.12.1998 г. № 670 был утвержден Реестр государственных должностей в Курганской области, постановление Главы Администрации Курганской области от 9 сентября 1996 г. № 463 «О реестре государственных должностей» было признано утратившим силу.

Только после утверждения приведенного выше Реестра, в феврале 1999 г., была изменена организационная структура Финансового управления Курганской области, служащие были переведены на должности, предусмотренные приведенным Реестром.

Как указывалось выше, в трудовой книжке ФИО1 была сделана запись о том, что занимаемые ею оспариваемые должности являются государственными должностями государственной службы Курганской области.

Данная запись ответчиком не оспорена, доказательств обратному не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец по состоянию на 09.09.1996 замещала государственную должность государственной службы Курганской области, имеет 24 летний стаж государственной службы; увольнение со службы не связано с ее виновными действиями, поэтому она имеет право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Законом Курганской области от 31.10.2001 № 97 «О доплате к государственной пенсии лицам, замешавшим государственные должности Курганской области и должности государственных служащих государственной службы Курганской области».

С учетом изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно статье 94 настоящего Кодекса относятся и расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу положений части 1 статьи 100 ГПК РФ, суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. При этом неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года № 382-О-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что ФИО3 на основании устного ходатайства представлял интересы ФИО1 в судебном заседании.

Размер фактически понесенных ФИО1 расходов на оплату услуг представителя подтвержден письменными материалами дела, ответчиком не оспаривается.

С учетом степени сложности дела, объема выполненных представителем работ (подготовка искового заявления, 3 судебных заседания), степени участия представителя в судебном заседании, исходя из требований разумности и справедливости, суд находит требования ФИО1 о взыскании с Правительства Курганской области расходов по оплате услуг представителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в части - в размере 3000 руб.

С ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Обязать Правительство Курганской области включить ФИО1 в стаж государственной гражданской службы государственного служащего Курганской области период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера –эксперта Финансового управления Курганской области.

Обязать Правительство Курганской области выдать ФИО1 справку установленного образца о периодах государственной гражданской службы и иных периодах замещения должностей, включаемых в стаж работы (государственной гражданской службы) для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Правительства Курганской области в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.С. Рыбалова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.