ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4645/13 от 20.12.2013 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2–4645/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.12.2013 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кузина В.В.,

при секретаре судебного заседания Полянской Н.Н.,

с участием

истцов ФИО1, ФИО2,

представителей истцов ФИО3, ФИО4, ФИО5,

представителя администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО6,

представителя отдела по спорту, физической культуре, молодежной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО7

представителя МАОУ ДДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик» ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1. ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании постановления незаконным,

установил:

ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2 обратились в суд с иском, в котором просили признать недействительным постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № ---от ---. о реорганизации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 г. Балаково Саратовской области и муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 1 г. Балаково Саратовской области путем слияния в муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик», его отменить.

Требовании истцов мотивированы следующим. Они работали в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 г. Балаково Саратовской области (далее - ФИО12 №2). Деятельность ФИО12 №2 осуществлялось на основании государственной аккредитации и аттестации. Согласно заключению экспертной комиссии министерства образования Саратовской области по результатам государственной аккредитации ФИО12 №2 располагает необходимой учебно-тренировочной базой, обеспечивающей выполнение планов и программ; учебные кабинеты оборудованы необходимой мебелью, спортивные залы – соответствующим спортивным оборудованием и инвентарем, техническими средствами обучения, оснащенность образовательного процесса соответствует требованиям к учреждениям дополнительного образования детей высшей категории. Отдел по спорту физической культуре, молодежной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области принял решение реорганизовать, а фактически ликвидировать ФИО12 №2.

Постановлением главы Администрации БМР от --- г. грубо нарушено действующее законодательство (п.2 ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124 от 24.07.1998 г.) и как следствие права и законные интересы ФИО12 №2.

Решение администрации Балаковского муниципального района, выраженное в постановление главы Администрации БМР от --- г. о реорганизации ФИО12 №2 путем слияния с МАОУ ДОД ФИО12 №1 в МАОУ ДОД ФИО12 «Олимпик» является недействительным, так как нарушен порядок реорганизации, в связи с отсутствием заключения экспертной оценки последствий принятия решений о реорганизации.

Права и законные интересы ФИО1 нарушены тем, что он работал директором ФИО12 №2 до окончания реорганизации, т.е. до --- г. В результате реорганизации ФИО12 №2 его должность сокращена, во вновь образованном учреждении МАОУ ДОД ФИО12 «Олимпик» ему, директору имеющему высшую категорию, огромный опыт работы места работы не нашлось. В настоящее время он находится на «больничном». Это произошло в результате незаконной реорганизации, не была проведена оценка последствий о реорганизации.

Права и законные интересы ФИО2 нарушены тем, что он работал заместителем директора по административно – хозяйственной части, а его должность сокращена, другой работы ему не предоставлено. В настоящее время он состоит в центре занятости на учете. Безработным стал в результате незаконной реорганизации, которая была проведена без получения экспертной оценке последствий принятия решения.

Права и законные интересы ФИО9 нарушены тем, что он работал в ФИО12 №2 в должности тренера – преподавателя по футболу. При реорганизации он не остался в коллективе, в котором работал ранее, чем нарушены его отношения в трудовом коллективе. Его отделение передано в специализированную школу футбола, где реорганизация учебного процесса иная, чем в ФИО12 №2. Дети занимаются по возрастам, а это значит, что с ними будут заниматься другие тренеры.

Права и законные интересы ФИО11 нарушены тем, что работала в ФИО12 №2 в должности тренера – преподавателя по волейболу. В результате реорганизации её перевели в футбольную школу, где нет опыта работы именно в области волейбола. В ФИО12 №2 была материально – техническая база для занятий именно волейболом. В другой школе не имеется такой базы.

Права и законные интересы ФИО10 нарушены тем, что он работал тренером – преподавателем по шахматам в ФИО12 №2. Отделение по шахматам в результате реорганизации передали в ФИО12 «Юность», где никогда шахматами не занимались, получить квалифицированный совет не у кого. В ФИО12 №2 устраивал дружный коллектив. Выезжали на соревнования различного уровня, это определяло прогресс в спорте и как следствие увеличение заработной платы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и дал аналогичные объяснения, указав, что учредителем МАОУ ДОД ФИО12 №2 была администрация БМР в лице отдела по спорту. Незаконность постановления в нарушении порядка реорганизации. Он обратился в суд в своих интересах, так как хотел работать.

Его представитель ФИО3 пояснила, что должность ФИО1 сократили, ему не предложили другую должность. Помимо трудовых прав нарушены и другие права, нарушен порядок реорганизации, юридическое лицо специально развалили, по трудовой книжке ФИО1 еще директор, он отстаивает интересы и школы.

Истец ФИО2 исковые требования поддержал и дал аналогичные объяснения, пояснив, что работал заместителем директора по административной части в МАОУ ДОД ФИО12 № 2. В связи с реорганизацией весь руководящий состав остался без работы, экспертные исследования не проводилось, истцам не предлагали другую работу, если бы была проведена экспертная оценка, школа бы осталась. В суд с заявлением о признании увольнения незаконным он не обращался. Реорганизация нарушает его трудовые права.

Истцы ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО6 иск не признала и пояснила следующее. Полномочия администрации БМР в лице главы администрации по реорганизации отражены в п. 1 ст. 57 ГК РФ, ст. 31, 34 Устава БМР. В соответствии с п. 11 ч. 5.1 Положения об администрации БМР к полномочиям главы администрации относится принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений БМР. Постановлением администрации БМР от ---г. № --- за подписью главы администрации БМР принято решение о реорганизации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» и муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» путем слияния в муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик». В силу вышеуказанных правовых норм постановление о реорганизации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» и муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» принято уполномоченным органом в рамках своей компетенции, предусмотренной законодательством и муниципальными актами, устанавливающими компетенцию органов местного самоуправления БМР. Заявители законодательно не наделены правом обращения в суд в интересах детей, школы. ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» не может применяться при разрешении настоящего спора. Требование пунктов 10, 11, 14 ст.22 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступили в силу с 01.09.2013г., т.е. уже после издания Постановления администрации БМР от 10.07.2013г. №2484. На момент принятия решения о реорганизации ФИО12 №1 и ФИО12 №2 сохранял действие Закон РФ от 10.07.1992г. №3266-I «Об образовании», в котором отсутствует нормы, предусмотренные ст.22 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст.34 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-I «Об образовании» (в редакции, действующей на момент принятия решения о реорганизации – 10.07.2012г.) образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. На момент принятия решения о реорганизации учреждений дополнительного образования детей ФИО12 №1 и ФИО12 №2 администрация БМР не была наделена обязанностью по проведению вышеуказанной оценки последствий реорганизации и получению положительного заключения комиссии, в связи с чем, ссылка заявителей на нарушение администрацией БМР Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является необоснованной. Требования статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» не могут применяться при разрешении настоящего спора. Истцами выбран ненадлежащий способ защиты права, вытекающего из трудовых правоотношений. Разрешение настоящего спора по существу не приведет к восстановлению каких-либо трудовых прав заявителей. В настоящее время реорганизация спортивных учреждений ФИО12 №1 и ФИО12 №2 завершена. Деятельность организации - образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» прекращена в результате реорганизации в форме слияния. Данное юридическое лицо снято с налогового учета и исключено из единого государственного реестра юридических лиц. В результате реорганизации создано и поставлено на учет в налоговом органе муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик». В иске просила отказать.

Представитель отдела по спорту, физической культуре, молодежной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО7 иск не признала по доводам, изложенным представителем администрации БМР.

Представитель МАОУ ДДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик» ФИО8 возражала против иска по доводам, изложенным представителем администрации БМР.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся истцов.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с п. ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии с п.11 ст. 34 Устава Балаковского муниципального района к полномочиям главы администрации Балаковского муниципального района относится принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий (в установленном Собранием Балаковского муниципального района порядке) и учреждений Балаковского муниципального района (л.д.174-175).

Судом установлено, что администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области № --- от ---. издано постановление о реорганизации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 г. Балаково Саратовской области и муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 1 г. Балаково Саратовской области путем слияния в муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик» (л.д.91-92).

---г. начальником отдела по спорту, физической культуре, молодёжной политике и туризму издано соответствующий приказом № --- (л.д.98).

Уведомлениями Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области от ---г. подтверждается, что образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» и образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» сняты с учета в налоговом органе на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица путём реорганизации (л.д.99-100).

В результате реорганизации создано и поставлено на учет в налоговом органе муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик», что видно из копии свидетельства о постанове на учёт (л.д.101).

По ходатайству истцов допрошены свидетели Ч., К. однако их показания не имеют доказательственного значения.

Согласно ст.111 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В силу п.14 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд учитывает, что требование пунктов 10, 11, 14 ст.22 «Об образовании в Российской Федерации» вступили в силу с 01.09.2013г., т.е. уже после издания Постановления администрации БМР от ---г. № ---

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действующей на момент принятия решения о реорганизации – 10.07.2012г.)к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.

По смыслу вышеуказанных норм, решение вопросов о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования входит в полномочия администрации районного муниципального образования.

На момент принятия решения о реорганизации ФИО12 №1 и ФИО12 №2 сохранял действие Закон РФ от 10.07.1992г. №3266-I «Об образовании».

Согласно п.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, поскольку на момент принятия решения о реорганизации учреждений дополнительного образования детей ФИО12 №1 и ФИО12 №2 администрация БМР не была наделена обязанностью по проведению оценки последствий реорганизации и получению положительного заключения комиссии, в связи с чем, доводы на нарушение администрацией БМР Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются необоснованными.

Принимая во внимание, что решение вопросов о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования входит в полномочия администрации Балаковского муниципального района, юридическое лицо - ФИО12 № 2 прекратила свою деятельность, а истцы, являвшиеся её работниками, не наделены правом на обращение в суд за защитой прав и интересов других лиц, неопределенного круга лиц, ими выбран ненадлежащий способ защиты права, вытекающего из трудовых правоотношений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в иске ФИО1. ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления от ---г. № --- о реорганизации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 г. Балаково Саратовской области и муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 1 г. Балаково Саратовской области путем слияния в муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпик», его отмене, - отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд.

Судья В.В. Кузин