Дело ... Решение именем Российской Федерации 07 сентября 2020 года город Нижнекамск, Республика Татарстан Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ю.В. Шуйской, при секретаре судебного заседания А.Н. Ахтямовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующей в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» об обязании обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений, установил: Казанская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» об обязании обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений. В обоснование исковых требований указано, что проведена проверка исполнения в ... законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан расположены гидротехнические сооружения на реке Тетвелька (кадастровый 16:30:000000:1586), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, между н.п...., (кадастровый 16:30:000000:1590), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, н....; на реке ... (кадастровый ...), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, Простинское сельское пoceление, ...; на реке ... (кадастровый ...), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, сельское поселение Краснокадкинское, ...; на реке ... (кадастровый ...), по адресу: ..., Нижнекамский муниципальный район, сельское поселение Шингальчинское, .... По акту приема-передачи государственного имущества от ...... указанные гидро-технические сооружения переданы в собственность муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в лице Главы муниципального образования. По информации Исполнительного комитета указанные гидро-технические сооружения на баланс органов местного самоуправления сельских поселений не передавались. В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности Нижнекамского муниципального района правообладателем указанных гидро-технических сооружений является «Казна». Согласно пункту 1.4 решения Совета Нижнекамского муниципал района от ...... «О Муниципальной казне муниципал образования» «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан установлено, что формирование и учет имущества казны (ведение реестра), контроль за содержанием, надлежащим использованием, в том числе обслуживанием имущества муниципальной казны района осуществляет муниципальное учреждение «Управление земельных и имуществе отношений муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан». Пунктом 4.1 указанного решения имущество, составляющее муниципальную казну района, принадлежит на праве собственности непосредственно муниципальному образованию «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан. В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» утвержденного Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района республики от ......, Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан», осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом района, в том числе находящимися в собственности района земельными участками, акциями, долями, вкладами в уставных капиталах хозяйственных обществ. Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения. Казанская межрайонная природоохранная прокуратура просила суд обязать Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» обязать обеспечить в срок до ... безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений на реке Тетвелька (кадастровый 16:30:000000:1586), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, между н.п.... (кадастровый 16:30:000000:1590), адрес: ... (кадастровый ...), адрес: ... (кадастровый ...), адрес: ... (кадастровый ...), по адресу: ..., а именно провести преддекларационное обследование, разработать правила эксплуатации гидро-технических сооружений и направить их на согласование в Приволжское управление Ростехнадзора, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц. Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Представитель ответчика Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ФИО6, действующая на основании доверенности от ..., требования истца не признала, просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, так как считает, что надлежащим ответчиком является муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан». Представитель ответчика муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Кроме того, ответчик извещался публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ... №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте проведения судебного заседания. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена лично, причина неявки суду неизвестна. На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Суд, выслушав доводы представителей Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры и Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации ... от ..., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Согласно статье 3 Федерального закона от ... №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ... № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В силу статьи 8 данного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. В силу статьи 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 данного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Согласно статье 10 данного Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (статья 10 Федерального закона от ... №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Приказом Ростехнадзора от ...... утверждена Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в которой отражаются, в том числе и сведения, характеризующие безопасность гидро-технических сооружений (пункт 10). По инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, проводится государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (статья 11 Федерального закона от ... №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Согласно статье 7 Федерального закона от ... №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидро-технических сооружениях вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидро-технических сооружений (Ространснадзором), декларации безопасности гидро-технических сооружений. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (статья 10 Федерального закона от ... №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от ... №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу данного Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу данного Федерального закона. Федеральный закон от ... №255-ФЗ вступил в силу .... В ходе разбирательства по делу установлено, что Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является собственником гидротехнических сооружений: оросительный пруд на реке ..., находящийся по адресу: ..., Простинское сельское поселение, ... (свидетельство о государственной регистрации права от ... серия 16-АН ...); пруд ..., площадью 49 866,5кв.м, находящийся по адресу: ..., н.... (свидетельство о государственной регистрации права от ... серия 16-АН ...); пруд на реке ..., площадью 61 956,3кв.м, находящийся по адресу: ..., сельское поселение Шингальчинское, ... (свидетельство о государственной регистрации права от ... серия 16-АН ...; пруд на реке ..., площадью 82 913,4кв.м, находяшийся по адресу: ..., сельское поселение Краснокадкинское, ... (свидетельство о государственной регистрации права от ... серия 16-АН ...); пруд ......, площадью 215 503,6кв.м, находящийся по адресу: ..., между н.п... (свидетельство о государственной регистрации права от ... серия 16-АН ...) (л.д.8, 33, 34). Соглашением ... о взаимодействии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района по обеспечению выполнения природоохранных мероприятий за счет средств бюджета Нижнекамского муниципального района в 2020 году от ... предусмотрено техническое обследование гидротехнических сооружений и водохранилищ на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с определением актуальных характеристик и расчетом вероятного вреда в результате аварий, на гидро-технических сооружениях и оформлением актов преддекларационного обследования. Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» несут обязанность по надлежащему содержанию данного сооружения и принятию предусмотренных статьей 9 Федерального закона от ... №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» мер по обеспечению их безопасности. По результатам проверки Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» внесено представление от ... об устранении нарушений закона ввиду отсутствия преддекларационного обследования гидротехнического сооружения и правил эксплуатации гидротехнического сооружения (л.д.11-19). В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ......-О-О указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность по доказыванию приведенных обстоятельств возложена процессуальным законом (статья 56 ГПК РФ) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права. Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч.2 ст.57, ст.ст.62, 64, ч.2 ст.68, ч.3 ст.79, ч.2 ст.195, ч.1 ст.196 ГПК РФ). В ходе разбирательства по делу установлено, что указанные в представлении прокуратуры от ... нарушения, ответчиками не устранены. Исходя из вышеприведенных положений закона, принимая во внимание, что ответчики не исполняются требования законодательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, также ответчиками не исполняется предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в связи с чем, требования Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, что приведет к более эффективному и быстрому устранению требований действующего законодательства. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» об обязании обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений – удовлетворить. Обязать Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» обязать обеспечить в срок до ... безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений на реке ... (кадастровый 16:30:000000:1586), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, между н.п...., (кадастровый 16:30:000000:1590), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, н....; на реке ... (кадастровый ...), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, Простинское сельское пoceление, ...; на реке ... (кадастровый ...), адрес: ..., Нижнекамский муниципальный район, сельское поселение Краснокадкинское, ...; на реке ... (кадастровый ...), по адресу: ..., а именно провести преддекларационное обследование, разработать правила эксплуатации гидро-технических сооружений и направить их на согласование в Приволжское управление Ростехнадзора, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Ю.В. Шуйская |