ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4645/20 от 24.11.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при секретаре Лариной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ-УПФ РФ в Центральном районе г.о.Тольятти Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное), в котором просит обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсию назначить с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование исковых требований указано, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживающим в <адрес> на территории, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Указанные граждане не относятся к категории граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренной п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона , поскольку проживали на загрязненной территории другого государства. С решением истец не согласен, поскольку проживал и работал в зоне с периодическим радиационным контролем в <адрес>, что в соответствии с законодательством РФ относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) Казакова С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по мотивам изложенным в отзыве, суду пояснила, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку действие ФЗ № 1244-1 распространяется на территории, подвергшиеся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не указан <адрес>, <адрес>, где проживал ФИО1, следовательно, данный населенный пункт не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Заявленный размер представительских расходов считает завышенным.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон N 1244-1) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 года и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года N 1074. При этом Перечень не содержит населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но расположенных на территории Украины, Республики Беларусь.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15.12.2001 года регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим ФЗ имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной ее загрязненности другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются правительством Российской Федерации.

Согласно справки о месте жительства, выданной ДД.ММ.ГГГГ Коммунальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» ЖЭУ «<данные изъяты>ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из представленной суду трудовой книжки следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве ремонтировщика спортивных сооружений в детской спортивной школы относящегося к Министерству просвещения <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> метизном заводе.

ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст. 34 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» в возрасте <данные изъяты> года из-за отсутствия правового основания.

Из объяснений представителя ответчика явствует, что действие ФЗ распространяется на территории, подвергшиеся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на <данные изъяты>. В Перечне населенных пунктов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не указан <адрес>, <адрес>, где проживал ФИО1, следовательно, данный населенный пункт не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные доводы суд считает несостоятельными по следующим основаниям:

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного часть второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 Закона) Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в пункте 3, даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированному Федеральным законом N 227-ФЗ от 07.12.2006, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).

Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 9 от 11.01.2016 "Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь утвержден Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.

Из ответа Речинского райисполкома <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в период с апреля 1986 года по настоящее время входит в Перечень населенных пунктов зоны проживания с периодическим радиационным контролем - с плотностью загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км, или стронция - 90 от 0.15 до 0,5 Ки/кв.км., или плутонием-238.239,240 от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км., на который средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв в год.

Это соответствует понятию зоны с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закону РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-2680/2020 по иску ФИО2, являющейся супругой истца ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости со снижением установленного пенсионного возраста исковые требования удовлетворены, суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ДД.ММ.ГГГГ, взыскал с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) в пользу ФИО2 расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом в городе <адрес><адрес>, указанная территория по своей характеристике радиоактивного загрязнения отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанной в Законе РФ от 15.05.1991 N 1244-1, то само по себе отсутствие данного населенного пункта в Перечне по причине нахождения этого населенного пункта не на территории Российской Федерации, с учетом вышеприведенных норм материального права, не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом, поскольку обстоятельством, имеющим значение, является степень и характер радиоактивного загрязнения территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Справки, представленные истцом, бесспорно подтверждают период проживания в данной зоне, соответственно, он имеет право на уменьшение пенсионного возраста.

То обстоятельство, что истец на дату обращения в пенсионный орган не проживал на загрязненной территории, правового значения не имеет, поскольку в силу положений статьи 49 Законе РФ от 15.05.1991 N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом, гарантируются лицам, переселившимся из других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1).

Поскольку решением суда за истцом признано право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, требования об обязании пенсионного органа назначить пенсию с <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно чек-ордера истцом при подаче иска в суд уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб., которая в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В. Сураева