Дело № 2-59/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> ФИО1 края в составе:
председательствующего Е.А. Медведевой,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника прокурора ФИО4,
ФИО1 ответчиков ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес>, Департаменту гражданской защиты ФИО1 края о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в границах муниципального образования,
в качестве соответчиков к участию в деле привлекались - ФИО1 края, Главное управление МЧС России по ФИО1 краю,
у с т а н о в и л:
прокурор <адрес> обратился первоначально в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в границах муниципального образования, в обоснование заявленных требований указав, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения требований противопожарной безопасности в селе Береговое, отраженные в совместном акте прокуратуры <адрес> и отдела надзорной деятельности <адрес> ГУ МЧС России по ПК от 14.05.2013.
В ходе рассмотрения данного дела, прокурором неоднократно уточнялись исковые требования, а также круг участников процесса.
В последней редакции исковых требований от 17.03.2014, прокурор просил обязать Департамент гражданской защиты ФИО1 края создать подразделение пожарной охраны на территории поселения <адрес>, поскольку время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в поселении – <адрес> составляет более 20 минут; ФИО2 <адрес> создать защитную противопожарную минерализованную полосу в границах территории поселения административно-территориального управления <адрес> ФИО2 <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, п-ов Песчанный, <адрес>, препятствующую распространению огня от природных пожаров, а также оснастить <адрес> первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (огнетушителями, пожарными щитами); на случай введения противопожарного режима, создать условия для осуществления патрулирования территории с Береговое <адрес> добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации, путем разработки графика патрулирования территории с Береговое <адрес> (л.д. 29-33 Том 2).
В дальнейшем, прокурор отказался от части исковых требований к ФИО2 <адрес>, в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора до постановления судом решения, в связи с чем определениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ производство по данному гражданскому делу в части прекращено (л.д. 45-47, 103-104 Том 2).
В последней редакции требований, с учетом отказа от части исковых требований, прокурор просит обязать ФИО2 <адрес> создать защитную противопожарную минерализованную полосу в границах территории поселения административно-территориального управления <адрес> ФИО2 <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, п-ов Песчанный, <адрес>, препятствующую распространению огня от природных пожаров; Департамент гражданской защиты ФИО1 края создать подразделение пожарной охраны на территории поселения <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал требования прокурора в последней редакции, с учетом частичного отказа от исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в иске (л.д. 29-33 Том 2).
ФИО1 <адрес> исковые требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, с учетом дополнений (л.д. 28-32, 103-106, 151-155 Том 1).
ФИО1 Департамента гражданской защиты ФИО1 края исковые требования прокурора не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, с учетом дополнений (л.д. 204-206 Том 1, л.д. 38-41 Том 2).
ФИО1 края исковые требования прокурора не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, с учетом дополнений (л.д. 149-150 Том 1, 63-69 Том 2), считая себя ненадлежащим ответчиком.
ФИО1 Главного управления МЧС России по ФИО1 краю, считая себя ненадлежащим ответчиком, привлеченным к участию в деле, полагал заявленные прокурором требования в их последней редакции законными и обоснованными по доводам и основаниям, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 146-148 Том 1, 70-73 Том 2).
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора в последней редакции подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № ФЗ-7, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, то есть реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2004 № 179-КЗ (в редакции от 07.06.2012) «О Владивостокском городском округе» в состав Владивостокского городского округа город Владивосток включено, в том числе и село Береговое.
В соответствии с п. 1 Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 78 указанных Правил предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся…, в том числе принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Как установлено в ходе судебного заседания, село Береговое входит в состав Владивостокского городского округа город Владивосток, при этом, в нарушение п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Администрацией г. Владивостока не приняты меры по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы. Выявленные прокуратурой нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 14.05.2013, а также в материалах проверки с фототаблицей (л.д. Том 1 л.д. 10-19). Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Между тем, село Береговое как населенный пункт, входящий в границы территории Владивостокского городского округа, является объектом защиты от пожара, соответственно органы местного самоуправления должны принимать меры по обеспечению защиты данного населенного пункта от пожара. Противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива в случае отсутствия иных препятствий должны быть ограждены: опаханы, созданы минерализованные полосы. Минерализованные полосы устраиваются фактически по территории населенного пункта, прилегающей к лесному массиву, так как они направлены на защиту именно населенного пункта от лесного пожара, а не наоборот.
В этой связи и применительно к вышеназванным положениям ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», учитывая требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ОСТ 56-103-98 «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния», утвержденным Приказом Рослесхоза от 24.02.1998 № 38, Рекомендациям по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденными Рослесхозом 17.11.1997, исходя из установленных обстоятельств данного дела, суд считает законными и обоснованными требования прокурора о понуждении ФИО2 <адрес> создать защитную противопожарную минерализованную полосу в границах территории поселения <адрес>, поскольку в силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Кроме того, в ходе совместной проверки прокуратуры района и ОНД района установлено, что в нарушение требований, предусмотренных ст. 76 Федерального Закона от 22.07.2009 № 123-ФЗ, время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в поселении – с. Береговое составляет более 20 минут, в то время как дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Между тем, выполнение мероприятий, направленных на своевременное прибытие подразделений пожарной охраны к месту пожара, позволит своевременно приступить к спасению людей и оказать им необходимую помощь, что является целенаправленным решением главной задачи всех уровней власти - обеспечение безопасности населения.
В соответствии с п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательные (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъекта Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанные полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно положениям, установленным п.п. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
В соответствии с п. 5 Положения о противопожарной службе ФИО1 края, утвержденного Постановлением ФИО1 края от 12.09.2005 № 195-па (далее - Положение) одной из основных задач противопожарной службы ФИО1 края является организация тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно п. 3 указанного Положения, в систему противопожарной службы ФИО1 края входят следующие органы управления, подразделения, учреждения: департамент гражданской защиты ФИО1 края; государственное казенное учреждение ФИО1 края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; краевые государственные учреждения противопожарной службы ФИО1 края, созданные в целях профилактики пожаров и (или) их тушения на территориях соответствующих муниципальных образований ФИО1 края; объектовые подразделения противопожарной службы ФИО1 края, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения аварийно-спасательных работ в организациях.
В соответствии с п. 6 Положения, одной из основных функций противопожарной службы является подготовка предложений для органов государственной власти ФИО1 края и органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 края по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте защиты ФИО1 края, утвержденного постановлением ФИО1 края от 31.10.2012 № 307-па (далее - Положение), Департамент гражданской защиты ФИО1 края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти ФИО1 края, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защити населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности.
В силу п. 1.6 указанного Положения, финансирование деятельности Департамента, осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти ФИО1 края.
Согласно п. 2.1.3 Положения, Департамент организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности; в силу пп. 2.1.4 Положения, готовит предложение о создании, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств краевого бюджета… (л.д. 17-23 Том 2).
Кроме того, Постановлением ФИО1 края от 07.12.2012 № 386-па, с учетом внесенных изменений Постановлением ФИО1 края от 26.08.2013 № 328-па, утверждена государственная программа ФИО1 края «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах ФИО1 края на 2013-2017 годы», включающая в себя подпрограмму «Пожарная безопасность» (далее - Подпрограмма), исполнителем которой является Департамент гражданской защиты ФИО1 края.
Задачами указанной Подпрограммы, в том числе являются развитие инфраструктуры пожарной охраны в населенных пунктах ФИО1 края; развитие системы добровольной пожарной охраны.
В соответствии с разделом I указанной Подпрограммы, основными направлениями деятельности государственной противопожарной службы ФИО1 края по обеспечению уменьшения рисков от пожаров в ФИО1 крае является, в том числе обеспечение объектами пожарной охраны (пожарными депо) удаленных населенных пунктов ФИО1 края для соблюдения нормативного времени прибытия.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития ФИО1 края. Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Сокращение времени оперативного реагирования непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Целью подпрограммы является сокращение оперативного времени реагирования до социально приемлемого уровня для снижения риска пожаров.
Одной из основных задач, решение которой предусмотрено подпрограммой, является развитие инфраструктуры пожарной охраны в населенных пунктах ФИО1 края.
В соответствии с разделом VII Подпрограммы реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Учитывая приведенные выше положения, суд пришел к выводу о том, что Департамент гражданской защиты ФИО1 края, являющийся специально уполномоченным органом исполнительной власти ФИО1 края на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности, с учетом возложенных на данный Департамент функций и задач, обязан принять в пределах своих полномочий исчерпывающий комплекс мер по созданию подразделения пожарной охраны на территории поселения с Береговое, <адрес>.
Довод ФИО1 Департамента гражданской защиты ФИО1 края о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 № 190-р утверждено Соглашение между МЧС России и ФИО1 края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций… (л.д. 207-215 Том 1), в связи с чем Департамент является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельным, ввиду того, что в силу указанного Соглашения, МЧС России в лице Главного управления МЧС России по ФИО1 принимает на себя полномочия по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории ФИО1 края, а не берет на себя обязательства по созданию подразделений пожарной охраны на территории поселений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Реализовав свое право, предусмотренное ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор <адрес> обратился с указанным иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц по устранению нарушений требований пожарной безопасности в селе Береговое.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства по делу, с учетом положений приведенных норм материального права, регулирующих правоотношения в области пожарной безопасности, суд находит заявленные прокурором в пределах своей компетенции требования к ФИО2 <адрес> и Департаменту гражданской защиты ФИО1 края, законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения данного дела, суд пришел к выводу о том, что привлеченные ранее по ходатайству сторон к участию в деле - ФИО1 края, Главное управление МЧС России по ФИО1 краю, являются ненадлежащими ответчиками.
В силу положений, предусмотренных ст. 103 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, ответчики по данному делу освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет муниципального образования Владивостокского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес>, Департаменту гражданской защиты ФИО1 края о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в границах муниципального образования – удовлетворить.
Обязать ФИО2 <адрес> создать защитную противопожарную минерализованную полосу в границах территории поселения административно-территориального управления <адрес> ФИО2 <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, п-ов Песчанный, <адрес>, препятствующую распространению огня от природных пожаров.
Обязать Департамент гражданской защиты ФИО1 края принять меры по созданию подразделения пожарной охраны на территории поселения <адрес>, п-ов Песчанный,<адрес>.
ФИО1 края, Главное управление МЧС России по ФИО1 краю освободить от гражданско-правовой ответственности.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Медведева