Дело №2-4649/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2013 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Челпановской М.А.
при секретаре Редькиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Рубцовска в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску о признании действий незаконными, обязании предоставить субсидию по оплате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Рубцовска в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о признании действий незаконными, обязании предоставить субсидию по оплате. В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Рубцовска проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении ее права на получение субсидии. Установлено, что ФИО1 проживает в многоквартирном жилом доме № *** по ул. ..., в г.Рубцовске, который находится в управлении ООО УК В *** МУП на основании письма ООО УК произвело начисления жильцам многоквартирного дома № *** по ..., в г.Рубцовске по строке «корректировка размера платы ГВС за *** год». Также установлено, что ФИО1 имеет право на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Ссылаясь на ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», административный регламент предоставления государственной услуги «Назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты от *** указал, что *** ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении субсидии, в получении которой ей было отказано в связи с наличием задолженности по строке «корректировка размера платы ГВС за *** год». Полагает, что данный отказ является необоснованным, и, ссылаясь на ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006, ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что наличие задолженности у ФИО1 по строке «корректировка размера платы ГВС за *** год» не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Просил признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по г.Рубцовску в предоставлении ФИО1 субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязать Управление социальной защиты населения по г.Рубцовску предоставить ФИО1 субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ***
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г.Рубцовска Дюбенко М.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по г. Рубцовску ФИО2 в судебном заседании требования не признал, полагала, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежит. В обоснование возражений указал, что пункт 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 6 и 8 Правил предоставления субсидий на оп_лату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Прави_тельства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (далее - Правила), пункты 7, 28, 29 и 31 Мето_дических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жи_лого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Минрегиона РФ и Минздравсоцразвития РФ от 26 мая 2006 года № 58/403 (далее - Методические рекоменда_ции), Административный регламент предоставления государственной услуги «назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты от *** № *** прямо определяют, что субсидии предоставляются гражданам только при отсутствии у них задолженности по оп_лате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Для получения субсидии граждане представ_ляют в органы социальной защиты населения заявление о предоставлении субсидии с приложением документов содержащих сведения о платежах за жилое помещение и ком_мунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Из материалов личного дела получателя жилищных субсидий ФИО1 истец с *** по *** являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия), в период с *** по *** она в управление за субсидией не обращалась, причем при предоставлении последней субсидии за период с *** по *** го_да у истца в информационной базе управления, получаемой от поставщиков услуг, све_дения о какой-либо задолженности отсутствовали. При обращении истца в управление с заявле_нием о предоставлении субсидии *** по информационной базе и пред_ставленным истцом справкам МУП и ООО «Управляющей кампании было указано, что истец на момент обращения за субсидией имеет задолженность по жи_лищно-коммунальным услугам по строке «корректировка по оплате ГВС за *** год» перед ООО «УК в сумме *** Так как при обращении ФИО1 по каким-то причинам не урегулировала вопрос погашения задолженности с поставщиками услуг и заключения соглашения с управляющей компанией о её погашении, а в соответствии с пунктом *** Методических рекомендаций заключение указанных соглашений не входит в полномочия управления, то управление отказало ей в предоставлении субсидии на осно_вании действующего жилищного законодательства, содержащего прямые запретительные нормы на предоставление субсидии при наличии любой задолженности по оплате жилья и любых коммунальных услуг, о чем ФИО1 было сообщено письмом № *** от ***. Поскольку решение о предоставлении субсидий гражданам принимается на основании документов содержащих сведения о платежах за жилое помещение и комму_нальные услуги и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате, представленных предприятиями-поставщиками услуг, в том числе и на основании информационной базы получаемой управлением от ООО «Управляющая компания по договору № *** от *** и от МКУП по договору № *** от ***, а согласно п. 15 Правил предоставления субсидий органы и организации, выдавшие указанные документы, несут ответственность за достоверность содержащихся в этих документах сведений, то никаких нарушений в действиях органов социальной защи_ты населения города при отказе в предоставлении субсидии ФИО1 не установле_но, поскольку все действия при принятии решения об отказе в предоставлении субсидии производились на основании представленных истцом документов и информационной ба_зы управления, полученной от поставщиков услуг, за достоверность которых несет ответ_ственность выдавший орган, то есть только ООО «УК и МКУП в пол_ном соответствии с действующим законодательством.
Представитель ООО «Управляющая компания привлеченный судом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы по обращениям ФИО1 в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску в *** оценив представленные по делу доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 - 4 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены «Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее -Правила).
В соответствии с п. 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке (п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 N 221).
В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 58/403 (далее - Методические рекомендации) субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:
- наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;
- наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;
- наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;
- отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению;
- превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, над суммой, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п. 28 Методических рекомендаций субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 29 Методических рекомендаций граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:
- за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;
- за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.
В соответствии с п. 31 Методических рекомендаций граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении: с управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.
В соответствии с п. 1.2.1.Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 10.12.2009 № 228 государственная услуга «Назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предоставляется гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Административного регламента, с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, в случае соблюдения следующих условий: отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования); г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с п. 63 Правил предоставление субсидии прекращается: со дня принятия решения о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктами «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась; со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась (при отсутствии оснований для возобновления предоставления субсидий).
Согласно п. 64 Правил факт отсутствия (погашения) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашению задолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полноте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом установлено, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от *** № *** ФИО1 является собственником *** доли на праве общей долевой собственности квартиры № *** в доме № *** по ..., в г.Рубцовске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** Собственником другой *** доли жилого помещения является ее сын ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***
Управляющей компанией, обслуживающей жилой дом № *** по ... в г.Рубцовске является ООО «Управляющая компания что подтверждается копией протокола общего собрания собственников жилого дома № *** по ... в г.Рубцовске, проводимого в форме заочного голосования от ***
*** ФИО1, как собственник жилого помещения по ... в г. Рубцовске Алтайского края, обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав в заявлении о наличии задолженности по статье «корректировка по оплате ГВС за *** год». На основании представленного пакета документов ФИО1 назначена была субсидия на период с *** по *** В период с *** по *** ФИО1 в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не обращалась, причем, при предоставлении последней субсидии за период с *** по *** в информационной базе, поступившей в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску от МУП сведения о задолженности за жилищно - коммунальные услуги отсутствовали, что подтверждается копией заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от *** копией сведений из информационной базы, поступившей в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску от МУП от ***, копией распоряжения на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ***, копией справки о расчете субсидии от ***, копией лицевого счета получателя субсидий за период с *** по ***
Согласно информации, поступившей в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску от МУП у ФИО1 на *** образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за *** по статье «корректировка размера платы по ГВС за *** год» в сумме *** рублей, что подтверждается копией лицевого счета за ***, копиями квитанций, что не было оспорено сторонами в судебном заседании.
С ***, в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги по статье «корректировка по оплате ГВС за *** год» в течение *** месяцев, ФИО1 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг») учитывая, что ФИО1 не предоставила документ (справку) об оплате задолженности или соглашение о погашении задолженности, заключенное с поставщиками услуг, а, в соответствии с п. 31.3 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Минрегиона РФ и Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2006 № 58/403 заключение указанных соглашений не входит в полномочия Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску.
При обращении в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску с заявлением *** ФИО1 представлена копия лицевого счета № *** за период *** выданного МУП (исполнитель ООО «Управляющая компания согласно которой за долг на *** по статье «корректировка по оплате ГВС за *** год» составляет *** Сведений о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или отсутствии задолженности не представлено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 56, 57, 60 Правил, учитывая наличие задолженности по оплате ЖКУ по статье «корректировка по оплате ГВС за *** год» отказ в предоставлении субсидии ФИО1 был произведен Управлением социальной защиты населения по городу Рубцовску законно и обоснованно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора города Рубцовска в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.
Председательствующий М.А.Челпановская
Согласовано, судья Челпановская М.А. «____»____________2013____
Исполнитель, помощник судьи Корниенко О.В. «____»______________2013_____