ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-464/18 от 12.01.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-464/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе

судьи Стахневой И.М.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ПАО «Камчатскэнерго» о возложении обязанности вести коммерческий учет потребленной тепловой энергии с момента ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о возложении обязанности вести коммерческий учет потребленной тепловой энергии с момента ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истцы проживают по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, с декабря 2012 года. В период с 05.07.2011 года по 27.10.2014 года ФИО8 (до брака ФИО9) являлась собственником данной квартиры (таунхаус) по договору долевого строительства, с 27.10.2014 и по настоящие время собственником вышеуказанной квартиры является ее супруг ФИО2. Дом, где расположена вышеуказанная квартира, относится к малоэтажным жилым домам (таунхаус) на пять квартир, с изолированными входами и отсутствием общедомового имущества. Данная квартира имеет отдельный вход с улицы и занимает все этажи подъезда дома. Собственниками жилых помещений по <адрес> выбрана форма управления: непосредственное управление многоквартирным домом. На этом основании ФИО10 заключила с ОАО «Камчатскэнерго» филиал «Энергосбыт» договор Теплоснабжения от 03.04.2013 года на поставку тепловой энергии. Согласно п.2.1.2. договора Теплоснабжения № 7752 от 03.04.2013 года размер платы определяется за фактически поставленные ресурсы. Для учета фактически потребленной тепловой энергии потребленных ресурсов, истцы в соответствии с техническими условиями на установку узла учета тепловой энергии и теплоносителя, выданными ответчиком, разработали в ООО «Камэс» проект узла учета тепловой энергии, согласовали его с ответчиком, произвели монтаж прибора учета тепловой энергии (теплового узла). Специалистами Камчатских ТЭЦ по результатам проверки сделан вывод, что узел тепловой энергии выполнен согласно требованиям технических условий, действующим правилам и технической документации. Приборы прошли тестовые испытания в ОАО «Камчатскэнерго», по требованию ответчика на прибор установлен GSM модем для беспрепятственного дистанционного считывания информации о потребленной тепловой энергии с узла учета поставщиком тепловой энергии. Ответчиком был составлен Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с 01.01.2016 года. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, на обращение истцов производить учет потребленной тепловой энергии по показаниям установленного прибора учета (теплового узла), ответчик отвечает отказом, производить сверку показаний прибора учета, ежегодную проверку готовности теплового узла, отказывается.

Просили обязать ПАО «Камчатскэнерго» вести коммерческий учет потребленной тепловой энергии с момента ввода узла учета тепловой энергии ПАО «Камчатскэнерго» в эксплуатацию с 01.01 2016 года.

Истец ФИО2 о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям. Полагала, что дом, в котором находится принадлежащая им квартира, не относится к многоквартирным домам, а относится к малоэтажным блокированным домам, поскольку в доме отсутствуют общие инженерные сети, установить общедомовой прибор учета (ОДПУ) не возможно. Полагала, что расчет платы за тепловую энергию следует производить исходя из показаний установленного в их помещении индивидуального прибора учета (ИПУ). Сообщила, что ранее учет теплоэнергии осуществлялся по показаниям прибора учета, установленного на группу домов № по <адрес>, который впоследствии был снят с коммерческого учета.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что установленный истцами прибор учета не введен в эксплуатацию, акт ввода данного прибора в порядке, установленном действующим законодательством не составлялся, акт допуска в эксплуатацию не заменяет акт ввода прибора в эксплуатацию. Квартира истцов расположена в многоквартирном доме, который не оборудован ОДПУ, поэтому производить начисления за потребленную тепловую электроэнергию по ИПУ, установленном в квартире истцов, невозможно, так как это противоречит действующему законодательству. Дома по <адрес> подключены к транзитному трубопроводу, в связи с чем, техническая возможность установки приборов учета тепловой энергии на МКД по <адрес> - отсутствует. Трубопровод, проходящий через подвалы этих зданий, является транзитным, т.е. не имеет ответвлений к тепловым установкам зданий, поэтому тепловая сеть проходит по подвалам этих домов, пересекает здания, имеет вход в здания и выход из здания, т.е. является транзитным для группы домов (<адрес>) и был оборудован единым прибором учета. Объект (группа домов) был принят ресурсоснабжающей организацией с существующей схемой теплоснабжения, т.е. с транзитным трубопроводом. Поскольку установлен один ОДПУ на группу домов, а РСО приняло на обслуживание именно эту готовую группу МКД, учет с транзитным трубопроводом по этой группе домов производился по проекту по единому ОДПУ. Эта группа домов вводилась как объект в эксплуатацию актом государственной комиссии. Полагала, что в данном случае учет теплоэнергии необходимо производить по формулам, предназначенным для многоквартирных домов, поскольку истцы занимают квартиру, а в силу ст. 16 ЖК РФ жилой дом состоит из комнат, а не из квартир.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 и принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, с учетом общей площади жилого или нежилого помещения, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 58 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года N 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

Пунктом 57 названных Правил установлено, что при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

Согласно п. п. 52 - 53 указанных Правил, смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию. Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета в следующем составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.

Вызов представителей, указанных в п. 53 настоящих Правил, осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений (п. 54 Правил).

Порядок ввода в эксплуатацию прибора учета определен в п. п. 61 - 73 Правил.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п. п. 67 - 68 Правил).

В судебном заседании установлено, что 03.04.2013 года между ОАО «Камчатскэнерго» (РСО) и ФИО6 (Потребитель) заключен договор теплоснабжения № 7752 от 03.04.2013 года, согласно которому РСО обязуется поставлять Потребителю ресурсы на границу раздела сетей в необходимых ему количествах, определять плату за фактически поставленные ресурсы в соответствии с условиями данного договора и положениями законодательства Российской Федерации, а Потребитель обязан оплачивать РСО полученные ресурсы в соответствии с условиями данного договора и положениями законодательства Российской Федерации.

В приложении № 1 к данному договору содержатся данные, предоставляемые Потребителем для определения размера платы за фактически потребленные ресурсы, указано, что потребитель занимает квартиру в доме по <адрес>, площадью 255,2 кв.м.. Сведения о коллективных и индивидуальных приборах учета отсутствуют.

Граница балансовой принадлежности тепловых сетей между сторонами договора не указана.

19.12.2013 года по заявлению ФИО6 были выданы технические условия № 03/124-2013, на объект: узел учета тепловой энергии и теплоносителя на помещение в жилом доме - <адрес>, в пункте 8 которых указано, что допуск узла учета в эксплуатацию осуществляется Энергоснабжающей организацией (Тепловые сети КТЭЦ) в присутствии представителя монтажной организации, в пункте 9 указано, что принятие узла учета тепловой энергии и теплоносителя на коммерческий учет осуществляется представителем Теплосбыта с составлением акта в 2-х экземплярах. Вызов представителя Теплосбыта осуществляется по заявке.

В 2015 году ООО «КАМЭС» был разработан и согласован с начальником тепловых сетей КТЭЦ проект узла учета в жилом помещении - <адрес>

01.01.2016 года инженером Филиала Камчатские ТЭЦ был составлен и начальником данного филиала утвержден Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у Потребителя, из которого следует, что произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии Потребителя ИП ФИО2, жилой дом по адресу: <адрес>. Номер квартиры, в которой установлен узел учета, не указан. Сведений о пломбировании узла учета в акте не содержатся.

ФИО2 является собственником квартиры в доме по ул. <адрес> на основании договору купли-продажи от 27.10.2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.11.2014 года (л.д. 10).

ФИО2 и ФИО6 заключили брак 14.02.2015 года. После заключения брака ФИО11 изменила фамилию на ФИО8 (л.д. 11).

На обращения ФИО1 по поводу принятия на коммерческий учет прибора учета и осуществлении перерасчета в соответствии с показаниями прибора учета от 14.04.2016 года, 21.09.2016 года, 28.07.2016 года, а также сверке показаний прибора учета от 06.05.2016 года и 20.12.2016 года, ответчик отвечал отказом. Отказы мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом по <адрес> не оборудован общедомовым прибором учета. Также в ответе от 06.02.2017 года разъяснен порядок ввода узла учета в эксплуатацию, указано, что расчеты за коммунальные услуги в помещениях многоквартирного дома, производятся в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354. Вместе с тем, в данных правилах отсутствует формула расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном ИПУ тепловой энергии и расположенном в многоквартирном доме, не оборудованном ОДПУ тепловой энергии, теплоносителя.

Из акта ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» от 07.09.2017 года следует, что при обследовании домов по <адрес>, выявлено, что техническая возможность установки приборов учета тепловой энергии на МКД по <адрес>, отсутствует (транзитный трубопровод в подвалах домов), техническая возможность установки приборов учета тепловой энергии на МКД по <адрес> имеется с прокладкой нового трубопровода.

Данные обстоятельства подтверждаются приложенной схемой трубопровода.

Согласно пункту 2 Правил N 354, "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).

Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Из представленных истцами документов следует, что ФИО2 является собственников квартиры в доме по <адрес>. Из иска следует, что собственниками жилых помещений д. по <адрес> выбрана форма управления - непосредственное управление.

Истцами заявлено требования о возложении обязанности вести коммерческий учет потребленной тепловой энергии с момента ввода узла учета тепловой энергии ПАО «Камчатскэнерго» в эксплуатацию с 01.01.2016 года.

Вместе с тем, узел учета тепловой энергии в квартире в доме по <адрес>, не введен в эксплуатацию.

Представленный истцами Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 01.01.2016 года, из которого следует, что произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии Потребителя ИП ФИО2, в жилом доме по адресу: <адрес>, без указания номера квартиры, сведений о пломбировании узла учета, не свидетельствует о вводе узла учета тепловой энергии в квартире в доме по <адрес> в эксплуатацию.

Акт ввода узла учета тепловой энергии в порядке, установленном действующим законодательством, не составлялся.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ПАО «Камчатскэнерго» о возложении обязанности вести коммерческий учет потребленной тепловой энергии с момента ввода узла учета тепловой энергии ПАО «Камчатскэнерго» в эксплуатацию с 01.01.2016 года, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2018 года.

Судья подпись И.М. Стахнева

Копия верна: И.М. Стахнева