РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Вардах Ю.В.
при секретаре Чумаковой А.А.
с участием представителя истца Зобкова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов») к Шалашевичуте Гражине-Дануте Викторо о понуждении к заключению договора об оказании социальных услуг в стационарной форме и о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратился в суд с исковым заявлением к Шалашевичуте Г.Д.-В. о понуждении к заключению договора об оказании социальных услуг в стационарной форме и о возмещении убытков. В обоснование своих требований истец указал, что Шалашевичуте Г.-Д.В. в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг от 01.01.2015 было заключено 01.01.2015 дополнительное соглашение к договору № на предоставление социальных слуг, на основании которого она получала социальные услуги в учреждении и оплачивала их. Договор на предоставление социальных услуг № был вновь заключен с ответчицей 01.09.2016 сроком до 31.12.2017. Затем 01.01.2018 на основании заявления Шалашевичуте Г.-Д.В. была выдана новая индивидуальная программа, ответчица выразила желание на получение социальных услуг с 01.01.2018 у истца. С указанной даты ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» фактически оказывает Шалашевичуте Г.-Д.В. социальные услуги. Однако вопреки требованиям ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) от заключения договора ответчица отказывается ввиду несогласия со стоимостью услуг. Шалашевичуте Г.-Д.В. полагает, что в состав среднедушевого, с учетом которого рассчитывается стоимость получаемых услуг, не должна включаться ежемесячная денежная выплата. Своим бездействием ответчица причиняет убытки истцу, поскольку полученные с января 2018 года ею оплачены частично, задолженность за период с января 2018 года по апрель 2018 года составляет 4 719 рублей 85 копеек. На основании изложенного, истец просит суд понудить Шалашевичуте Г.-Д.В. к заключению с истцом договора оказания социальных услуг в стационарной форме на условиях, предусмотренных проектом договора, составленным истцом, взыскать с ответчицы убытки в размере 4 719 рублей 85 копеек, расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель истца Зобков В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчица Шалашевичуте Г.-Д.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила. Возражений по существу заявленных требований не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу не заявляла.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 29.12.2017 Управлением социальной защиты населения Советского городского округа утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг в стационарной форме для Шалашевичуте Г.Д.-В. на период с 01.01.2018 по 31.12.2020. В указанной программе перечислены рекомендуемые поставщики услуг, в том числе и ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Пунктом 10 программы установлено, что услуги предоставляются на условиях частичной оплаты, размер среднедушевого дохода ответчицы на 31.12.2017 определен в сумме 6 602 рублей 25 копеек.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг в стационарной форме получена Шалашевичуте Г.-Д.В., что подтверждается ее подписью в программе.
Шалашевичуте Г.-Д.В. 29.12.2017 в Управление социальной защиты населения Советского городского округа подано заявление о предоставлении социальных услуг в стационарной форме ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
С 01.01.2018 ответчица на основании заявления принята на стационарное обслуживание в ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов». При этом Шалашевичуте Г.-Д.В. не относится к категории лиц, которым услуги социального обслуживания предоставляются бесплатно, однако договор на предоставление социальных услуг ею до настоящего времени не подписан.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ст. 445 названного кодекса, если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Приказом Минтруда России от 24.11.2014 №935н утвержден Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, который согласно пункту 5 включает, в том числе, заключение договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем).
Исходя из изложенного, предоставление социальных услуг по социальному обслуживанию осуществляется на основании заключенного между поставщиком социальных услуг и получателем таких услуг договора.
Принимая во внимание, что Шалашевичуте Г.-Д.В. принята на стационарное обслуживание в ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ответчица от предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания до настоящего времени не отказалась, с соответствующим заявлением в установленном порядке не обращалась, продолжает проживать в учреждении и пользоваться услугами социального обслуживания, частично их оплачивая, а истец оказывает ответчице социальные услуги в стационарной форме, суд приходит к выводу, что данные действия сторон свидетельствуют о том, что стороны фактически вступили в правоотношения, вытекающие из договора о предоставлении социальных услуг. При этом оформление таких правоотношений в форму письменного договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания прав ответчицы не ущемляет.
Частью 2 ст. 17 Федерального закона установлено, что существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
В соответствии с представленным истцом проектом договора, на условиях которого ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» просит понудить ответчицу заключить договор, предоставление истцом социальных услуг Шалашевичуте Г.-Д. В. осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, которая является неотъемлемой частью заключаемого договора. Доказательств тому, что ответчица выразила свое несогласие с составленной для нее индивидуальной программой, отказалась в установленном порядке от получения какой-либо социальной услуги, суду не представлено.
В силу ч. 3, 4 ст. 32 Федерального закона социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в ч. 1 и 3 ст. 31 Федерального закона.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона.
Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным ст. 17 Федерального закона (ч. 5 ст. 32 Федерального закона).
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вопреки позиции ответчицы из п. 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075, следует, что при расчете среднедушевого дохода учитываются все виды доходов лица. В соответствии с пп. «ж» п. 5 названных Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации. Пенсии, и ряд иных выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки, социального обеспечения и социальной защиты. То есть ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, учитываются при расчете среднедушевого дохода в отношении получателей социальных услуг. Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитывается и ежемесячная денежная выплата.
Кроме того, как установлено при рассмотрении дела, среднедушевой доход для предоставления услуг рассчитывается Управлением социальной защиты населения Советского городского округа. Указанный расчет является приложением к заявлению о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Согласно расчету среднедушевой доход Шалашевичуте Г.-Д.В. за 2017 год составил 8 803 рубля, 75% от указанного дохода – 6 602 рубля 25 копеек. Доказательств тому, что ответчицей указанный расчет был оспорен, суду не представлено. Более того, подписав заявление на предоставление социальных услуг в стационарной форме, ответчица подтвердила достоверность и полноту сведений, содержащихся в заявлении.
Из представленного суду проекта договора (п. 3.1) следует, что размер ежемесячной платы за предоставление услуг, предусмотренных настоящим договором, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не превышает 75% среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона.
Принимая во внимание, что стоимость услуг является существенным условием договора, суд, проверяя указанное условие, исходит из следующего.
Согласно п. 1, 11, 14 ст. 8 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания.
В силу п. 1 приказа Министерства социальной политики Калининградской области от 01.12.2014 № 474 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг в Калининградской области и порядка ее взимания» (действовавшего на 01.01.2018, то есть на дату возникновения правоотношений между сторонами) размер ежемесячной платы за предоставление населению Калининградской области социальных услуг, включенных в индивидуальную программу предоставления социальных услуг, а также срочных социальных услуг, утвержденных Законом Калининградской области от 11.11.2014 № 358 «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области», рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать при оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с правилами определения среднедушевого дохода, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, но не выше стоимости предоставленных услуг.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 16.02.2018 № 74 утверждены значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг учреждениями, подведомственными указанному министерству. Действие этого приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
Из таблицы 2 к указанному приказу следует, что средний размер платы на человека в год за предоставление социальных услуг ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» составляет 9 347 рублей 50 копеек.
Учитывая, что 75% среднедушевого дохода ответчицы составляет 6 602 рубля 25 копеек, что меньше установленного среднего размера платы за предоставление социальных услуг ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», суд не усматривает нарушений прав Шалашевичуте Г.-Д.В. при определении стоимости оказываемых ей по договору услуг в указанном размере. Сведений о том, что ответчица является лицом, которому социальные услуги подлежат оказанию на безвозмездной основе, суду не представлено.
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Судом установлено, что Шалашевичуте Г.-Д.В. пользовалась социальными услугами в форме стационарного обслуживания в ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», надлежащим образом не исполняла обязанность по оплате предоставленных социальных услуг, в результате чего за период с января 2018 года по апрель 2018 года образовалась задолженность в размере 4 719 рублей 85 копеек.
Доказательств того, что социальные услуги оказывались ответчице не в полном объеме или ненадлежащего качества, что ответчица отказывалась от предоставления социальных услуг либо имела право на их бесплатное получение суду не представлено.
На основании изложенного требования ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании с Шалашевичуте Г.-Д.В. убытков в размере 4 719 рублей 85 копеек подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» удовлетворены, в пользу истца подлежат взысканию с ответчицы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 400 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» удовлетворить.
Обязать Шалашевичуте Гражину-Дануте Викторо заключить с государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на условиях, предусмотренных проектом договора, составленным истцом.
Взыскать с Шалашевичуте Гражины-Дануте Викторо в пользу государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате оказанных социальных услуг за период с января 2018 года по апрель 2018 года в размере 4 719 рублей 85 копеек.
Взыскать с Шалашевичуте Гражины-Дануте Викторо в пользу государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.
Судья Ю.В. Вардах
Мотивированное решение составлено 20.08.2018.
Судья Ю.В. Вардах