Дело <№>
<№>
Решение
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Домниной А.В., при секретаре Романовой Т.В., с участием представителя истца Мещерякова Д.С. – Погосяна М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мещерякова Д. С. к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о защите прав потребителей,
установил
истец Мещеряков Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к ООО <данные изъяты> о защите прав потребителей, мотивируя свои требования следующим.
04.03.2017 г. истец приобрел у ответчика телефон <данные изъяты> стоимостью 48650 руб. В процессе эксплуатации в товаре появился недостаток – перестал включаться. Истец обратился в экспертное учреждение, согласно проведенному экспертному исследованию в товаре обнаружен недостаток. 06.11.2018г. истец обратился к ответчику с письменной претензией, до настоящего времени требования потребителя не удовлетворены. Истец, уточнив исковые требования просит суд взыскать с ответчика; денежную сумму, уплаченную за <данные изъяты> в размере 100 руб., неустойку в размере 1% от стоимости товара за период с 17.11.2018г. по 22.12.2018 г. в размере 18560 руб. 85 коп., убытки по оплате экспертного исследования в размере 15000 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., убытки по оплате процентов за кредит в размере в размере 4281 руб. 76 коп., убытки на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., убытки по оформлению доверенности в размере 2000 руб., штраф.
В судебное заседание истец Мещеряков Д.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Мещерякова Д.С. – Погосян М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО <данные изъяты>Абушаев В.С. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований. В предыдущем судебном заседании пояснил, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку истец в добровольном порядке удовлетворил требования потребителя, после проведенной проверки качества и до подачи иска в суд истцу были перечислены денежные средства за товар. Кроме того, согласно ответу сервисного центра недостаток в телефоне не является существенным.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон, поскольку правовых препятствий к этому не имеется.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.12,56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а изготовителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Согласно ст.450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
При этом согласно положениям п.п.1,2 ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст.469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются (п.1 ст.470 ГК РФ).
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п.7 Постановление Правительства РФ от 10.11.2011г. №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» приобретенный истцом смартфон является технически сложным товаром.
В судебном заседании установлено, что 04.03.2017 г. истец приобрел у ответчика телефон <данные изъяты> стоимостью 48650 руб. В процессе эксплуатации в товаре появился недостаток – перестал включаться.
Для определения причины неисправности истец обратился в экспертное учреждение, согласно экспертному исследованию, от 01.11.2018 г. в товаре обнаружен недостаток – не включается. Недостаток носит производственный дефект электронных компонентов системной платы. В силу сложившейся практики сервисных центров, данная неисправность в виде не включения, устраняется заменой системной платы, однако согласно политики сервисного обслуживания компании «Apple», системная плата к данной модели телефона, на момент проведения исследований не поставляется и неисправный аппарат меняется на новый.
06.11.2018 г. истец обратился к ответчику с письменной претензией об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате стоимости товара. В данной претензии имеется штамп ответчика, из которого следует, что истца приглашают на проведение проверки качества товара 14.11.2018 г., в случае подтверждения заявленного недостатка, необходимо после проведения проверки качества незамедлительно обратиться в магазин по месту приобретения товара для возврата денежных средств, принятия некачественного товара.
Товар был представлен на проверку качества истцом 21.11.2018 г.
Согласно ответу ООО <данные изъяты> на запрос суда, ремонт устройств <данные изъяты> в России производится, запасные части для устройства <данные изъяты> поставляются, стоимость запасных частей входит в стоимость ремонта в авторизированных сервисных центрах компании <данные изъяты>.
Согласно техническому заключению Авторизованного сервисного центра ООО <данные изъяты><№> от 21.11.2018 г. и ответу на запрос суда от 28.01.2019 г., в телефоне имеется недостаток «не включается». Дефект может быть устранен только на платной основе, устранение дефекта, связанного с неисправностью системной платы в аппарате истца <данные изъяты> вместе с работой составляет 27200 руб.
22.12.2018 г. ответчиком в адрес истца было направлено сообщение, согласно которому истцу предложено придти в магазин по месту приобретения товара, для возврата денег. До 22.12.2018 г. истец в магазин для получения денежных средств за приобретенный у ответчика товар не обращался.
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам.
В связи с этим, данные доказательства являются допустимыми, в связи с чем суд находит возможным, положить указанные выше доказательства в основу принимаемого решения.
Решением 50/2018 от 12.07.2018 г. ООО «<данные изъяты> изменено на ООО «<данные изъяты>.
Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
В п.1 ст.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу п.1 и п.2 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со ст.18 Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Исходя из преамбулы Закона РФ существенным недостатком является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст.18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст.18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные ст.ст.18 и 29 Законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей», следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что основанием для удовлетворения требований потребителя об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате денежных средств является наличие в товаре существенного недостатка.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе ответа на запрос суда из Авторизованного сервисного центра ООО <данные изъяты> от 28.01.2019 г., недостаток устройства вызван неисправностью системной платы устройства, является устранимым, устранение дефекта, связанного с неисправностью платы в аппарате истца <данные изъяты> вместе с работой составляет 27200 руб. В процентном соотношении разница относительно стоимости сотового телефона <данные изъяты> и ремонта товара составляет <данные изъяты> %, данную разницу нельзя отнести к размеру, приближенному к стоимости товара или превышающему эту стоимость.
В данном случае имеющим значение для дела, является наличие в товаре существенного недостатка как это определено законодателем, в том числе возможности гарантийного обслуживания товара, стоимости устранения недостатка, которая влияет на возможность отнесения недостатка товара к существенному.
С учетом приведенного выше, исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии в принадлежащем Мещерякову Д.С. товаре существенного недостатка. При этом суд принимает во внимание, что доказательства наличия существенных недостатков по иным, предусмотренным Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» основаниям, в товаре, дающим право заявлять требование об отказе от договора купли-продажи к ответчику ООО <данные изъяты>, истцом в материалы дела не представлены.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об отказе о исполнения договора купли-продажи, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, убытков по оплате досудебного исследования и судебных издержек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил
в удовлетворении исковых требований Мещерякова Д. С. к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2019 года
Судья А.В. Домнина