ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-464/19 от 19.06.2019 Черняховского городского суда (Калининградская область)

Дело № 2-464/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года г. Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Коршаковой Ж.И.

при секретаре Петровой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черняховска Калининградской области в интересах муниципального образования «Черняховский городской округ» к Кацуба Олегу Васильевичу о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Черняховска обратился в суд в интересах муниципального образования «Черняховский городской округ» с иском к Кацуба О.В. о взыскании в пользу МО «Черняховский городской округ» денежных средств в размере 150 000 рублей, полученных ответчиком как неосновательное обогащение.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Черняховска проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в части законности компенсационных выплат депутатам Совета депутатов МО «Черняховский городской округ», в ходе которой было установлено, что за период 2016-2018 годов депутату Кацуба О.В. из бюджета муниципального образования возмещались расходы на аренду нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 2 этаж, используемого для приема избирателей, на основании договоров аренды, заключенных между 000 «Черняховскспецкомплект» и Кацуба О.В. Всего за указанный период ответчику было перечислено 180 000 рублей. Одновременно в ходе проверки установлено, что Кацуба О.В. является собственником арендуемого помещения, который заключил договор аренды с ООО «Черняховскспецкомплект», учредителем и директором которого выступала его мама ФИО3 ООО «Черняховскспецкомплект», в свою очередь, заключило договор субаренды с Кацуба О.В., выступающему как депутат Окружного совета депутатов МО «Черняховский городской округ», с целью субаренды нежилого помещения для проведения приема избирателей. Таким образом, установлено, что Кацуба О.В. фактически арендует нежилое помещение для приема избирателей у самого себя, поскольку является собственником здания в целом, включая и нежилое помещение площадью 35 кв.м., расположенное на 2 этаже зданий по <адрес>, получая за субаренду помещения денежные средства из бюджета МО «Черняховский городской округ». Возмещение Кацуба О.В. расходов на субаренду нежилого помещения является нарушением принципа эффективности расходования бюджетных средств, а также требований законодательства о противодействии коррупции. До предъявления иска в суд Кацуба О.В. в бюджет возвращены 30 000 рублей.

Иск обоснован нормами ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», ч.10 и 11 ст.35, ч.5.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, ч.1ст. 1102, ч.1 ст.1104 Гражданского кодекса РФ.

В судебном заседании заместитель прокурора г.Черняховска Кирюшкина О.Д. иск поддержала по изложенным в нем доводам, уменьшив сумму исковых требований до 30 000 рублей, в связи с добровольным возвращением ответчиком в бюджет денежных средств в сумме 120 000 рублей после предъявления иска.

Ответчик Кацуба О.В. надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

3 лица – глава МО «Черняховский городской округ» Луцук О.В., администрация МО «Черняховский городской округ» о слушании дела надлежаще извещены, представителей в суд не направили.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив все доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» основными принципами и направлениями противодействия коррупции являются законность, приоритетное Применение мёр по предупреждению коррупции и повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

В силу ч.10 и 11 ст.35, ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», статей 4 и 5 Закона Калининградской области от 16.02.2009 №322 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, выборному лицу могут возмещаться расходы по информированию избирателей о месте и времени проведения приемов и встреч с ними, организации соответствующих мероприятий, приобретению необходимой литературы, расходы на проезд в пределах территории муниципального образования и иные расходы, непосредственно связанные с осуществлением полномочий указанных лиц. Указанные расходы возмещаются в форме компенсации произведенных фактических затрат при представлении соответствующих отчетных документов в порядке и размере, определяемых муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 6 ст. 23 Устава муниципального образования «Черняховский городской округ», депутату окружного Совета депутатов возмещаются расходы по информированию избирателей о месте и времени проведения приемов и встреч с ними, организации соответствующих мероприятий, приобретению необходимой литературы, расходы на проезд в пределах территории Черняховского городского округа и иные расходы, непосредственно связанные с осуществлением полномочий депутата. Указанные расходы возмещаются в форме компенсации произведенных фактических затрат при представлении соответствующих отчетных документов в порядке и размере, определяемых решением окружного Совета депутатов.

Решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 29.07.20 10 N 119 утверждено Положение о порядке и размерах выплаты депутатам районного Совета депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" компенсаций, связанных с исполнением депутатских полномочий.

Согласно пункту 1.3 указанного решения, к расходам, возмещаемым депутатам Совета депутатов в связи с осуществлением депутатской деятельности, относятся расходы на организацию общественных мероприятий, приемов и встреч с избирателями (в том числе праздничных мероприятий), проводимых депутатом.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Черняховска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в части законности компенсационных выплат депутатам Совета депутатов МО «Черняховский городской округ», в ходе которой выявлены нарушения требований закона.

Так, проверкой установлено, что Кацуба О.В. является депутатом Окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу .

За период 2016-2018 годов депутату Кацуба О.В. на основании распоряжений главы МО «Черняховский городской округ» из бюджета муниципального образования «Черняховский городской округ» возмещались расходы на аренду нежилого помещения площадью 35 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 2 этаж, используемого для приема избирателей, на основании договоров аренды, заключенных между 000 «Черняховскспецкомплект» и Кацуба О.В.

В соответствии с распоряжениями главы МО «Черняховский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности за ноябрь, декабрь 2015 года - май 2016 года в размере 42 000 рублей; в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ- компенсация расходов за июнь-декабрь 2016 года в размере 42 000 рублей; в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ компенсация расходов за январь-май 2017 года - в размере 30 000 рублей; в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ- компенсация расходов за июнь-октябрь 2017 года в размере 30 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение -р, согласно которому ФИО1 надлежит перечислись 36 000 рублей в качестве компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Всего за указанный период времени ФИО1 перечислено 180 000 рублей (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 42 000 рублей; №. 722650 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 42 000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 13015 рублей; 839126 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 16985 рублей; 96985 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6000 рублей; 117897 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6000 рублей; 140695 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9000 рублей; 156878 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9000 рублей; 373369 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12 000 рублей; 396848 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12000 рублей; 406550 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12 000 рублей).

В ходе прокурорской проверки также установлено, что ФИО1 является собственником арендуемого помещения, который заключил договор аренды с ООО «Черняховскспецкомплект», учредителем и директором которого выступала его мама ФИО3 ООО «Черняховскспецкомплект», в свою очередь, заключило договор субаренды с ФИО1, выступающему как депутат Окружного совета депутатов МО «Черняховский городской округ», с целью субаренды нежилого помещения для проведения приема избирателей.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФИО1 фактически арендует нежилое помещение для приема избирателей у самого себя, поскольку является собственником здания в целом, включая и нежилое помещение площадью 35 кв.м., расположенное на 2 этаже зданий по <адрес>, получая за субаренду помещения денежные средства из бюджета МО «Черняховский городской округ».

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения данных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Следовательно, возмещение ответчику ФИО1 расходов на субаренду нежилого помещения является нарушением принципа эффективности расходования бюджетных средств, а также требований законодательства о противодействии коррупции.

Таким образом, судом установлены нарушения требований ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в неэффективном расходовании средств местного бюджета, предусмотренные на компенсацию депутатам представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Черняховский городской округ» в 2016, 2017 и 2018 годах.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица(потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества.

Согласно ч. 1 ст. 1104 ГК РФ, имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

Согласно положениям ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными принципами и направлениями противодействия коррупции являются законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Частью 4 статьи 25 Устава муниципального образования «Черняховский городской округ», утвержденного решением районного совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 11.12.2015 № 141, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Ответчик Кацуба О.В., являясь депутатом Окружного совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», при предоставлении документов для оплаты расходов по аренде помещения, не поставил в известность главу МО «Черняховский городской округ» - председателя окружного совета депутатов муниципального образования о принадлежности самому себе на праве собственности арендуемого помещения для встреч с избирателями, что является нарушением требований законодательства о противодействии коррупции.

26.10.2018 в адрес Окружного совета депутатов МО «Черняховский городской округ» прокурором внесено представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства по указанным нарушениям закона. По результатам рассмотрения представления принято решение о возврате депутатом Кацуба О.В. денежных средств в бюджет.

До предъявления настоящего иска в суд Кацуба О.В. в бюджет возвращено 30 000 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20 000 руб. и чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 руб.).

После предъявления иска Кацуба О.В. в бюджет возвращено 120 000 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40 000 руб., чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40 000 руб., чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40 000 руб.).

Всего Кацуба О.В. в бюджет возвращено 150 000 рублей, в связи с чем оставшаяся сумма неосновательного обогащения в размере 30 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу муниципального образования «Черняховский городской округ».

Согласно части 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика (ч.1 ст.101 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ с Кацуба О.В. в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГП РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Черняховска к Кацуба О.В. удовлетворить.

Взыскать с Кацуба Олега Васильевича в пользу муниципального образования «Черняховский городской округ» денежные средства в размере 30 000 рублей как неосновательное обогащение.

Взыскать с Кацуба Олега Васильевича в бюджет муниципального образования «Черняховский городской округ» государственную пошлину в размере 4 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.

Судья Коршакова Ж.И.