ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-464/20 от 03.01.2019 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Гражданское дело № 2-464/2020

43RS0003-01-2019-004971-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2020 года город Киров

Первомайский районный суд города Кирова в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Корнетовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" о возложении обязанности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" о возложении обязанности, компенсации морального вреда.

Свои требования обосновывал тем, что с {Дата} состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Богородского района Кировской области, являлся получателем пенсии как военный пенсионер. {Дата} выехал в Республику Казахстан, планировал вернуться до {Дата}. Ответчику о своем выезде из страны не сообщил. Полагает, что с {Дата} ответчиком незаконно собирались сведения о месте его нахождения и причинах отсутствия по месту регистрации, сделан неправомерный запрос в МВД Республики Казахстан. Полагает, что указанными действиями ответчика нарушены его права на неприкосновенность частной жизни, а прекращение выплату пенсии поставило его в тяжелое материальное положение.

Просит возложить на ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" обязанность уничтожить документы с его персональными данными:

донесения военного комиссара по Богородскому и Унинскому районам Кировской области от {Дата}, от {Дата}, от {Дата}, документы, предоставленные ответчику по датам проверки от {Дата}, от {Дата}, от {Дата},

запрос в МВД Республики Казахстан от {Дата};

а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает по доводам иска.

Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, полагая их незаконными необоснованными. Указали, что действия сотрудников военного комиссариата по проверке фактического проживания гражданина, являющегося получателем пенсии, основаны на требованиях федерального законодательства и определены должностными полномочиями. Установление и проверка места проживания указанных лиц, равно как и выполнение запросов с целью установления указанных обстоятельств, необходимы для принятия решения о законности назначения, выплаты и размера пенсии истцу. Именно со стороны истца имеет место нарушение требований законодательства, которое привело к приостановлению, а впоследствии к прекращению выплаты ему пенсии. Предусмотренных законом оснований для уничтожения в настоящее время соответствующих документов, не имеется, так как они необходимы для решения вопроса о пенсионном обеспечении истца, личное дело которого находится в военном комиссариате Кировской области.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из материалов дела следует, что {Дата} ФИО1 обратился в военный комиссариат Богородского и Унинского района Кировской области с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет, которую ранее получал в военном комиссариате Амурской области, в связи в переездом на постоянное место жительства в Богородский район Кировской области.

В заявлении о назначении пенсии он указал адрес проживания и регистрации: {Адрес}, выразил волю на выплату ему пенсии с районным коэффициентом, поскольку проживает и будет проживать в {Адрес}.

С {Дата} ФИО1 выехал в Республику Казахстан, планировал возвращение в Российскую Федерацию до {Дата}.

{Дата} в результате проведенной проверки комиссией военного комиссариата Богородского и Унинского районов Кировской области установлено, что по месту регистрации :{Адрес} ФИО1 не проживает, на телефонные звонки не отвечает, со слов соседей в последний раз в поселке был в начале 2018 года. Соответствующее донесение направлено военному комиссару Кировской области.

Аналогичные проверки по месту жительства ФИО1 осуществлены {Дата}, {Дата}, {Дата}, в результате которых истца по месту регистрации также не оказалось, о чем направлены соответствующие донесения.

{Дата} военным комиссариатом по месту регистрации ФИО1: {Адрес} направлено сообщение о выплате пенсии с {Дата} без районного коэффициента и необходимости перевода пенсии по месту фактического проживания.

{Дата} решением военного комиссариата ФИО1 с {Дата} приостановлена выплата пенсии, поскольку последний по месту регистрации не проживает, местонахождение получателя пенсии не установлено.

{Дата} в связи с необходимостью установления места жительства ФИО1 – получателя пенсии, военным комиссаром Кировской области в ОВД {Адрес} и в Департамент внутренних дел {Адрес} Республики Казахстан направлены запросы для установления факта нахождения ФИО1 в живых и проживания его на территории Республики Казахстан.

{Дата} в военный комиссариат Кировской области поступил ответ Департамента внутренних дел {Адрес} Республики Казахстан о проживании ФИО1 по адресу: {Адрес}

{Дата} после шести месяцев после приостановления выплаты пенсии, военным комиссариатом принято решение о прекращении выплаты пенсии ФИО1, о чем {Дата} направлено уведомление.

{Дата} от ФИО1 в адрес военного комиссариата Богородского и Унинского района Кировской области поступило заявление о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с указанием места проживания: {Адрес}. Указывает, что временно будет проживать по адресу: {Адрес} Республики Казахстан до {Дата}.

{Дата} решением военного комиссариата ФИО1 отказано в удовлетворении его заявления, поскольку им не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления и прекращении выплаты пенсии.

{Дата} ФИО1 направлено уведомление о принятом решении с разъяснением порядка возобновления выплаты пенсии.

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылается на незаконность действий ответчика, выразившихся, по его мнению, в незаконном сборе сведений о месте его нахождения, причинах отсутствия по месту регистрации, чем нарушено его право на неприкосновенность частной жизни.

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Выплата пенсий бывшим военнослужащим производится исходя из требований статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 закреплены категории лиц, на которых распространяется его нормативное регулирование, в том числе лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий предоставляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).

Реализацию прав граждан, уволенных с военной службы, на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, осуществляют военные комиссариаты Российской Федерации (пункты 2, 4, 9, 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609).

В силу части 1 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных данных Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).

Исходя из приведенных нормативных положений, пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, к категории которых относится ФИО1, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, носит заявительный характер и предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 64 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсии, предусмотренные настоящим Законом, выплачиваются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Одним из таких международных договоров является Соглашение от {Дата} «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее -Соглашение от {Дата}), участниками которого являются Республика Казахстан и Российская Федерация.

Статьёй 1 Соглашения от {Дата} предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (статья 6 Соглашения от {Дата})

В силу статьи 7 указанного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Исходя из требований вышеназванных норм, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по конкретному адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 02.06.2011 № 11-П; определения от 06.10.2008 № 619-О-П, от 13.10.2009 № 1309-О-О, от 27.05.2010 № 741-О-О, от 17.11.2011 № 1597-О-О, от 05.06.2012 № 1059-О, от 17.06.2013 № 996-О).

Документы, подтверждающие постоянное проживание ФИО1 в Республике Казахстан с {Дата}, имеются в его пенсионном деле.

Военный комиссариат Амурской области неоднократно направлял письма в адрес истца о необходимости постановки на пенсионный учёт и получения пенсии по месту фактического проживания в Республике Казахстан.

Статьёй 50 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

В статьях 24 и 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся нормы приостановления и прекращения выплаты пенсий.

Одним из оснований прекращения выплаты пенсии (пункт 3 часть 1 статья 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Одним из оснований приостановления выплаты пенсии (пункт 5 часть 1 статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является поступление документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключён международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несёт государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

В своём заявлении о назначении выплаты пенсии ФИО1 обязался сообщать в военный комиссариат обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии, а также лишающих права на дальнейшее её получение.

Кроме того, обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств, возложена на пенсионеров на основании части 5 статьи 26 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данные обязанности истцом исполнены не были.

Доводы ФИО1 о незаконности сбора ответчиком сведений о его месте жительства суд отвергает, поскольку истец {Дата} дал военному комиссариату Кировской области согласие на обработку персональных данных, получение персональных данных от третьих лиц и на передаче персональных данных третьей стороне.

Материалами дела подтверждается, что Военный комиссариат муниципального образования представлял сведения по проверке фактического проживания ФИО1 по адресу в {Адрес}, указанному им в заявлении на пенсию как постоянное место жительства, который оказался недостоверным. При этом, запросы в МВД Республики Казахстан были направлены с целью уточнения и подтверждения фактического проживания ФИО1 в Республике Казахстан.

Доводы о том, что ответчик использовал служебные полномочия в личных целях, а собранные сведения использовал как прецедент для прекращения выплаты пенсии истцу, являются несостоятельными, поскольку запрошенные документы необходимы для принятия решения о законности выплаты и размера пенсии истцу, а также возможности её возобновления.

Осуществление контроля за правильностью получения пенсий, проживанием пенсионеров на территории района предусмотрено должностной инструкцией работника районного военного комиссариата.

После {Дата} из военного комиссариата Богородского и Унинского районов Кировской области поступили 3 донесения от {Дата}, {Дата} и {Дата}. Донесения содержали информацию о проверке проживания ФИО1 в {Адрес} и поступали в связи с тем, что выплата пенсии истцу с {Дата} была приостановлена, и у него было право на её возобновление в течение 6 месяцев, в это время истец находился на пенсионном учёте. Выплата пенсии была прекращена на основании решения от {Дата}.

Какие-либо дополнительные сведения ответчиком не собирались, доказательств иного суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что никаких нарушений при обработке персональных данных истца военный комиссариат не допустил, а работники военного комиссариата действовали согласно законодательству, должностных инструкций, методических рекомендаций и положений.

Право на неприкосновенность частной жизни, вопреки доводам истца, ответчиком не нарушено, оснований для взыскания компенсации морального вреда, равно как и для уничтожения документов, заявленных в иске, не имеется.

Предъявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" о возложении обязанности уничтожить документы, о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Рогачёва

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2020 года