Дело № 2-464/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 07 августа 2020 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
при секретаре Сурайкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО УК «НОКК» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он является потребителем коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение в квартире по адресу: <адрес>. Является членом семьи нанимателя квартиры по вышеуказанному адресу.
Указал, что в июне 2017 года истец заметил рост платы за коммунальные услуги выше предельных индексов на 2017 год. В июне 2017 года истец получил извещение от ООО УК «НОКК» Володарского района на оплату коммунальных услуг за май, за услуги отопление, водоснабжение и водоотведение. Так же в июне была получена квитанция от ПАО «ТНС энерго НН» за электроэнергию за май, по которой нет превышений цены. Сумма за неизменный объём услуг ООО «УК НОКК» Володарского района была 4 947 рублей 21 копейка. В декабре 2016 года сумма за неизменный объём услуг МУП «Жилищник» Володарского района на оплату коммунальных услуг по вышеуказанному адресу была 3626 рублей 45 копеек (за 15 кубов воды (норматив) и 15 кубов водоотведение (норматив), а так же 0,77 гкал (отопление по нормативу).
Размер и объем коммунальных услуг в эти месяцы были неизменны. Размер и объем иных коммунальных услуг (электроснабжение) не менялись.
Указал, что ПАО «ТНС энерго НН» с мая 2017 года по настоящее время соблюдало индексы роста платы за электроснабжение, увеличение платы происходило в рамках предельных индексов платы за коммунальные услуги.
ООО УК «НОКК» Володарского района превысило предельные максимальные индексы роста платы за коммунальные услуги (вода, водоотведение, теплоснабжение) на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы
В соответствии с ч.1 ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Полагает, что в соответствии с п.4 постановления администрации Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления субсидии из бюджета володарского муниципального района нижегородской области на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги» ООО УК «НОКК» Володарского района имело право обратиться в Администрацию Володарского района за компенсацией выпадающих доходов, в связи с применением предельного индекса платы за коммунальные услуги, но не сделало этого. Превышение предельного индекса произошло именно из-за повышения платежа за коммунальную услугу-отопление (теплоснабжение).
Указал, что согласно п.6.3. Постановления Администрации Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения, являющихся собственностью Володарского муниципального района Нижегородской области», в случае установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и водоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и водоснабжения, согласованных в Соглашении, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности. Концессионеру возмещаются тикие недополученные доходы.
Полагает, что вышеуказанные Постановления указывают на то, что ООО УК «НОКК» Володарского района согласно договору концессии возмещает свои потери за счет местного бюджета, путём обращения в адрес Администрации Володарского муниципального района с заявлением. Однако ООО УК «НОКК» Володарского района в нарушении данной нормы, и тем самым в нарушении законодательства о защите прав потребителя действует в нарушении норм, тем самым ущемляет в правах потребителя, а именно понуждает оплатить коммунальную услугу по завышенной цене, отличной от цены более чем в рамках предельных индексов за 2017, 2018, 2019 годы.
Указом Губернатора Нижегородской области от 29 ноября 2016 года №155, предельным индексом превышения платы граждан за коммунальные услуги установлен для посёлка Фролищи 5,4% с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года. С 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года установлен индекс на уровне 0%.
Считает, что ООО УК «НОКК» Володарского района нарушает ст.16 п.1, Федерального Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, так как условие договора по превышению платы за коммунальные услуги выше предельных индексов являются ущемляющими для потребителя. Тем самым платежи выше установленных индексов должны быть признаны недействительными.
Поскольку ООО УК «НОКК» Володарского района повысило плату за коммунальную услугу «отопление» сверх установленного индекса, установленного согласно Указу Губернатора Нижегородской области №155 от 29 ноября 2016 года, то данное повышение является ущемляющим право потребителя.
Плата за коммунальные услуги рассчитана без начисления суммы к возмещению превышения предельного роста платы за коммунальные услуги (предельного индекса). Таким образом ООО УК «НОКК» Володарского района до сегодняшнего дня извещает об оплате за услуги с учётом повышения платы в мае 2017 года и ежегодно индексирует плату за коммунальные услуги с учётом повышения в мае 2017 года.
Полагает, что ответчик обязан выплатить штраф в размере 50% от необоснованного увеличение размера платы за коммунальную услугу-отопление (теплоснабжение).
Указал, что истец обращался к ответчику с требованиями об устранении выявленных недостатков, в том числе направил письменную претензию, в которой указал на превышение предельных индексов. В установленный срок ответчик на его претензию не ответил.
Действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, которые заключаются в следующем: ответчик игнорировал требования, а истец переживал об этом. Причиненный моральный вред истец оценивает в сумме 99000 рублей.
Также считает, что за отказ от добровольного выполнения его требований с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы в его пользу.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика ООО УК «НОКК» Володарского района произвести расчет платы за коммунальные услуги с мая 2017 года по май 2020 года, в соответствии с предельными индексами установленными на данный период в пос. Фролищи.
Взыскать с ООО УК «НОКК» Володарского района 52 088 рублей 17 копеек – излишне начисленные денежные средства в связи с превышением предельного индекса ответчиком. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 99 000 рублей, штраф в размере 50% от необоснованного увеличения размера платы за отопление (теплоснабжение), водоснабжение и водоотведение за период с мая 2017 года по настоящее время в сумме 26 044 рубля 08 копеек. Взыскать с ответчика штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканной судом суммы.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам письменных возражений, имеющихся в материалах дела.
Представитель третьего лица Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, установив и оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В силу ч.1 ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (ч.2 ст.157.1 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 года № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п. 4).
При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п. 6).
Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно Приложения к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области, установлены тарифы для потребителей на территории п.Фролищи, на период с 01 мая 30 июня 2017 года в размере 3772,29 рублей, на период с 01 июля по 31 декабря 2017 года в размере 3939,90 рублей.
Согласно Приложению №1 Указа Губернатора Нижегородской области от 29.11.2016 года № 155 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2017 - 2018 годы", предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в р.п. Фролищи с 01.01.2017 года по 30.06.2017 года составляет 0%, с 01.07.2017 по 31.12.2017 года составляет 5,4%.
Из содержания вышеприведенных норм законодательства следует, что при определении размера платы граждан за теплоснабжение, рассчитанного исходя из тарифов на тепловую энергию, необходимо принимать во внимание индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги установленный в субъекте РФ. При этом, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении каждого гражданина, исходя из размера фактической платы за услугу, отраженной в его платежном документе. Величина превышения рассчитывается за каждый месяц из расчета к декабрю предыдущего календарного года.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Судом установлено, что истец ФИО1 является членом семьи нанимателя квартиры по адресу: <адрес>
Истец ФИО1 не согласен с повышением платы за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление) с мая 2017 года, поскольку указанное повышение произошло с превышением предельных индексов роста платы за коммунальные услуги.
Из искового заявления и пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что истец не согласен с повышением платы за коммунальную услугу – отопление, произведенного ООО «УК «НОКК» сверх установленного предельного индекса.
В обосновании своих требований, истцом представлена квитанция по оплате услуг ЖКХ за декабрь 2016 года, выставленной плательщику ФИО3 исполнителем МУП «Жилищник», из которой следует, что в декабре 2016 года (базовый период) за коммунальные услуги по квартире расположенной по адресу: <адрес>, начислена и выставлена к оплате сумма в размере 2 591 рубль 80 копеек, при этом объем потребления коммунальных ресурсов, согласно норматива составил - за отопление 0,77 Гкал (за отопление начислено 1583,90 руб.). В январе, феврале, марте 2017 года объем потребления коммунальных ресурсов изменился за счет добавления платы за содержания жилья (ХВС ОДН), объем потребления иных коммунальных ресурсов не изменился при этом ФИО3 за отопление начислено 1583,90 руб. за каждый месяц, что равно плате за декабрь 2016 года. Согласно квитанциям по оплате услуг ЖКХ за май, июнь 2017 года, предоставленным плательщику У.Е.АБ., плата за коммунальные услуги стала составлять, 3955,60 руб. и 3912,69 руб. соответственно. В июле 2017 года плата составила 4134,36 руб., при этом увеличение платы за коммунальные услуги при том же объеме потребления всех коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги «отопление» - 0,944 Гкал произошло за счет увеличения тарифа за данную услугу с 2057,01 руб. до 3772,29 руб. в мае, июне 2017 года и до 3939,90 руб. с июля 2017 года.
Вместе с тем как указывалось ранее, согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Как следует из материалов дела, ООО «УК «Нижегородская областная коммунальная компания» является ресурсоснабжающей организацией на территории р.п. Фролищи, поставщиком тепловой энергии населению, в том числе квартиру истца.
На период с 01.01.2017 года по 30.04.2017 года тарифы для потребителей р.п. Фролищи для ООО «УК «НОКК» не устанавливались.
Решением РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года № 19/4 для населения установлены тарифы на период с 01.05.2017 г. по 30.06.2017 г. в размере 3772,29 руб./Гкал (с учетом НДС), на период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г – в размере 3939,90 руб./Гкал.
Ранее, для ООО «Управляющая компания» решением РСТ Нижегородской области №47/6 от 10.12.2015 года для населения установлен тариф на период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 года в размере 3772,29 руб./Гкал.
Таким образом, в данном случае при расчетах с населением р.п. Фролищи за декабрь 2016 года подлежал применению тариф в размере 3772,29 руб./Гкал (с учетом НДС). На основании вышеизложенного, рост тарифов на тепловую энергию (а значит и рост платы граждан) в первом полугодии 2017 года по отношению к декабрю 2016 года для населения р.п. Фролищи не предусмотрен, а применение ответчиком тарифа в размере 3772,29 руб./Гкал (с учетом НДС) не предполагало роста платы граждан.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений третьего лица, в 2016 году истцу выставлялась плата за коммунальные услуги без учета установленного тарифа, с занижением суммы.
Так, квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2016 года потребителю ФИО3 была выставлена МУП Володарского района «Жилищник». Указанная в платежном документе стоимость тепловой энергии в размере 2057,01 руб./Гкал не соответствует тарифу, установленному для потребителей р.п. Фролищи на указанный период в размере 3772,29 руб./Гкал (с учетом НДС). При этом из представленных истцом в материалы дела квитанций за период с января по май 2016 года выставленных ООО «Управляющая компания» следует, что плата за отопление рассчитана исходя из установленного тарифа в размере 3772,29 руб./Гкал.
Тарифы на тепловую энергию для МУП Володарского района «Жилищник» на 2016 год утверждены решением РСТ Нижегородской области от 10.12.2015 № 47/4. Затраты на организацию теплоснабжения потребителей р.п. Фролищи при установлении данных тарифов РСТ Нижегородской области не учитывались, поскольку на момент принятия тарифного решения владение и пользование объектами теплоснабжения р.п. Фролищи осуществлялось ООО «Управляющая компания». За установлением тарифов для потребителей р.п. Фролищи МУП Володарского района «Жилищник» в адрес РСТ Нижегородской области не обращалось. Решением РСТ Нижегородской области от 06.12.2016 № 46/8 тарифы на тепловую энергию для МУП Володарского района «Жилищник» на 2017 год установлены исключительно для потребителей р.п. Центральный. Указанные обстоятельства, установлены вступившем в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО5 к ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» о признании незаконным увеличения платы за отопление.
Таким образом, выставление ресурсоснабжающей организацией счетов на оплату за отопление по установленным для данной организации тарифам, является правомерным. В связи с чем доводы истца об увеличении тарифа являются не соответствующими обстоятельствам дела, поскольку в данном случае, изменение тарифа произошло не в связи с его увеличением, а в связи с неверным его применением (применением неустановленного тарифа).
Последующее увеличение платы за коммунальные услуги происходило в соответствии с установленными предельными индексами роста платы за коммунальные услуги, что истцом не оспаривалось.
При указанных обстоятельствах, требование истца об обязании ответчика ООО УК «НОКК» Володарского района произвести расчет платы за коммунальные услуги с мая 2017 года по май 2020 года, в соответствии с предельными индексами установленными на данный период в пос. Фролищи и производные от него требования, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО УК «НОКК» о защите прав потребителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья С.Ю. Моисеев
Резолютивная часть объявлена 07 августа 2020 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2020 года