66RS0038-01-2020-000962-15
Дело №2-464/2020
Мотивированное решение составлено
31 августа 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года Город Невьянск Свердловской области Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,
с участием: старшего помощника Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО2,
представителя ответчиков – ФКУ ИК №46 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК №46 ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Свердловской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Невьянский городской суд с исковым заявлением к ФКУ ИК №46 ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Свердловской области с требованиями:
- о возложении обязанности на ФКУ ИК №46 ГУФСИН России по Свердловской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в части ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных, а именно: оборудовать общежития отрядов *** и общежитие осужденных участка колонии-поселения помещениями для стирки и сушки белья, кладовыми спортинвентаря;
- о возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России и ее территориальный орган – Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями приказа Минюста России от 27.07.2006 № 512 материально-бытового обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-46, в вышеуказанной части путем финансирования, снижения лимита наполняемости учреждения, либо иным способом.
В обоснование требований прокурор указал, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляется надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области, предназначенном для содержания осуждённых и расположенном по адресу: .....
Из справки начальника ФКУ ИК-46 следует, что во всех отрядах учреждения отсутствуют помещения для стирки и сушки белья, кладовые для спортинвентаря (то есть, в отрядах №*** и в общежитии осужденных участка колонии -поселения). Указанные помещения отсутствуют в связи с тем, что здания общежитий отрядов введены в эксплуатацию в 1973 году, реконструкция здания не проводилась, для стирки и сушки белья имеется банно-прачечный комплекс, для хранения спортинвентаря – отдельное помещение.
Вместе с тем, действие приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки и принятия данного нормативного акта. Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2014 № 18- КГПР14-6.
Таким образом, администрацией ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области не выполняются возложенные на неё законом обязанности по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий в отношении осуждённых, содержащихся в данном учреждении.
Исправительное учреждение, являясь казенным учреждением, финансируется за счёт средств федерального бюджета, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждённой в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. Таким образом, на ФСИН России как федеральный орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание, в том числе ФКУ ИК-46, и реализацию возложенных на него функций, и на ГУ ФСИН России по Свердловской области как на территориальный орган ФСИН России, являющийся распорядителем и получателем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа уголовно-исполнительной системы, может быть возложена обязанность профинансировать выполнение мероприятий по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства.
Иск мотивирован со ссылками на статьи 99, 101 УИК РФ, ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в части оборудования общежития участка колонии-поселения помещением для стирки и сушки белья. В остальной части доводы иска поддержал.
Отказ от исковых требований в указанной части принят. Судом, производство по делу в этой части прекращено.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области – в судебное заседание не явился, в представленных возражениях на иск указал, что здания отрядов были спроектированы в соответствии с требованиями Указаний по технико-экономической оценке типовых и экспериментальных проектов жилых домов и общественных зданий и сооружений (утв. Госстроем СССР 14.02.1973 (ВСН 10-73/ Госгражданстрой, утратили силу 01.07.1982).
На момент ввода в эксплуатацию здания в полной мере соответствовали действующим на тот момент требованиям. Кроме того, не принято во внимание, что в учреждении для сушки и стирки белья функционирует здание банно-прачечного комплекса, а спортивный инвентарь хранится в отдельном помещении для занятий спортом (спортивном зале).
Имеющиеся в исправительном учреждении здания (общежития) не позволяют оборудовать недостающими помещениями для стирки и сушки белья, а также кладовыми для спортинвентаря в связи с отсутствием свободных площадей, а также без нарушения норм санитарной площади на одного осужденного, установленной действующим уголовно-исполнительным законодательством. Деятельность учреждения, в том числе по обеспечению надлежащими материально-бытовыми условиями осужденных, зависит также и от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета. (л.д. 34-38).
Представитель ответчиков - ФКУ ИК №46 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области возражал в удовлетворении иска по вышеизложенным возражениям, а также тем основаниям, что площади для создания помещений для стирки и сушки белья в расположении общежитий отрядов не хватает. Однако функционирует банно-прачечный комбинат. Для спортинвентаря за пределами каждого общежития созданы отдельные места. Жалоб по этому поводу от осужденных не поступало; нарушений со стороны ответчиков не имеется. На основании телеграммы ФИО1*** от 00.00.0000 на базе жилых площадей общежитий для осужденных создавать различные коммунально-бытовые помещения запрещено.
Действие приказа Минюста России от 27.07.2006 №512 распространяется на обязательства, возникшие с 00.00.0000. В связи с этим, имеющиеся в оперативном управлении исправительного учреждения здания не позволяют оборудовать помещения, как это требует прокурор. Отсутствие финансирования на данные работы является обстоятельством, не зависящим от исправительного учреждения, которое не вправе самостоятельно решать вопрос о перепланировке жилых помещений отрядов осужденных. Из комплексного плана развития ГУФСИН России по Свердловской области на 00.00.0000 гг мероприятий по реконструкции и перепрофилированию в исправительном учреждении не запланировано.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со статьей 3 Конвенции государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 2 статьи 1Частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы материально-технического обеспечения осужденных к лишению свободы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 110 УИК РФ, в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению; для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Коммунально-бытовое обеспечение учреждений УИС осуществляется на основании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.06.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в котором предусмотрено, что его действие распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта.
Общежития отрядов должны оснащаться помещением постирочной с 2-3 стиральными машинами (пункт 13 раздела раздела I Норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (приложение № 2 к Приказу N 512); сушилкой, содержащей стеллаж для сушки одежды (1 ячейка на 1 человека), стеллаж для сушки обуви (1 ячейка на 1 человека) (пункт 14); кладовой для спортинвентаря, оборудованной стеллажами (пункт 15).
Согласно пункту 2 Приказа №512 начальники территориальных органов и учреждений ФСИН обязаны привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) помещений исправительной колонии в соответствие с табельной положенностью за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, лимит наполнения осужденных в жилой зоне на 00.00.0000 составил 1 373 человека. Общежития всех отрядов не оборудованы помещениями для стирки и сушки белья и кладовой для спортинвентаря, так как здания общежитий отрядов спроектированы в соответствии с Указаниями по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР (ВСН 10-73/МВД СССР). Для стирки и сушки белья в учреждении функционирует здание банно-прачечного комплекса и спортивный инвентарь находится в отдельном помещении (спортивном зале) для занятия спортом. (л.д. 8-10).
В настоящее время отсутствие в общежитиях отрядов помещений для стирки и сушки белья и кладовых для спортинвентаря не в полной мере удовлетворяет потребности осужденных.
Поскольку имеется нарушение положений, предусмотренных ч. 1 ст. 99 УИК РФ, Приложением №1 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 N 512, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению ко всем ответчикам, поскольку требования прокурора направлены на защиту прав неопределенного круга осужденных.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно Уставу исправительного учреждения, его учредителем является Российская Федерация; собственником имущества – Российская Федерация в лице ФСИН России. Учреждение находится в ведении ФСИН России. (л.д. 11-18).
Согласно пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ 13.10.2004 №1314), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу пп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
При этом суд учитывает ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по обязательствам казенного учреждения субсидиарную ответственность несет Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, представленной на территории Свердловской области Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области.
В соответствии с пунктом 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 1 ст. 399п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Суд отмечает, что условие применения субсидиарной ответственности при одновременном предъявлении требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит п. 1 ст. 399 ГК РФ, и в этом случае вопрос об имущественном положении основного должника при рассмотрении дела не является значимым.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает необходимым установить такой срок – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Соответчики вправе исполнить решение суда путем финансирования, снижения лимита наполняемости учреждения, либо иным способом.
Строительство объектов в исправительном учреждении в соответствии с ранее действовавшими нормативами не служит обстоятельством, которое бы препятствовало их переоборудованию в настоящее время с целью создания надлежащих условий содержания.
Государственная пошлина распределению на ответчиков не подлежит (подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на ФКУ ИК №46 ГУФСИН России по Свердловской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в части ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных, а именно: оборудовать общежития отрядов №*** помещениями для стирки и сушки белья, кладовыми спортинвентаря, оборудовать общежитие осужденных участка колонии-поселения кладовой для спортинвентаря;
Возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России и ее территориальный орган – Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями приказа Минюста России от 27.07.2006 № 512 материально-бытового обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-46, в части оборудования общежитий отрядов *** помещениями для стирки и сушки белья, кладовыми спортинвентаря, оборудования общежития осужденных участка колонии-поселения кладовой для спортинвентаря, путем финансирования, снижения лимита наполняемости учреждения, либо иным способом.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его составления путем подачи апелляционных жалобы, представления через Невьянский городской суд.
Председательствующий –