ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-464/2015 от 24.11.2015 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

«КОПИЯ»

Дело № 2- 464 /2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2015 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе судьи Косолаповой О.А.

с участием представителя истца Зоричевой ..

представителя ответчиков ФИО1 ..

при секретаре Шестаковой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кондинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к органам местного самоуправления г.п. Междуреченский, г.п. Куминский, с.п. Леуши, с.п. Болчары, с.п. Мулымья об обязанности в срок ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на 2016 год и на плановый период 2017-2018 г.г. финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, обязанности органов местного самоуправления г.п. Междуреченский в срок ДД.ММ.ГГГГ, органов местного самоуправления г.п. Куминский, с.п. Леуши, с.п. Мулымья и с.п. Болчары - в срок ДД.ММ.ГГГГ сформировать 100 % земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспечении данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с образовавшейся очередью,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кондинского района с учетом внесенных уточнений обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, к органам местного самоуправления г.п. Междуреченский, г.п. Куминский, с.п. Леуши, с.п. Болчары, с.п. Мулымья об обязанности в срок ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на 2016 год и на период 2017-2018 г.г. финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, обязанности органов местного самоуправления г.п. Междуреченский в срок ДД.ММ.ГГГГ, органов местного самоуправления г.п. Куминский, с.п. Леуши, с.п. Мулымья и с.п. Болчары - в срок ДД.ММ.ГГГГ сформировать 100 % земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспечении данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с образовавшейся очередью.

В судебном заседании представитель истца прокурор Зоричева ..

измененные исковые требования поддержала. В обоснование иска указала, что в соответствии с п.2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры предусмотрено однократное бесплатное предоставление многодетным семьям в собственность без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства бесплатно земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и формируются исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с законом ХМАО-Югры «О градостроительной деятельности на территории ХМАО-Югры». Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам однократно бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов, инженерной и транспортной инфраструктурой согласно региональным нормативам осуществляется в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на однократное бесплатное предоставление для индивидуального жилищного строительства состоит .. многодетных семей, из которых .. семьи в пгт. Междуреченский, .. семья в пгт. Куминский, .. семьи в с.п. Леуши, .. семей в с.п. Мулымья.. семьи в с.п. Болчары. Постановлением администрации Кондинского района ДД.ММ.ГГГГ утвержден план предоставления ДД.ММ.ГГГГ земельных участков льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям. Согласн указанному плану с 2014 года на территории района гражданам из числа льготных категорий планировалось предоставить .. земельных участков, однако предоставлено только .. земельных участка. В том числе многодетным семьям – .. земельных участка. Всего за период с 2011 года по 2014 год в районе многодетным семьям предоставлено лишь .. земельных участков. Указанное положение обусловлено отсутствием в поселениях района сформированных земельных участков, подлежащих предоставлению в соответствии с требованиями обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой. В рамках муниципальной программы Кондинского района «Содействие развитию, застройки населенных пунктов Кондинского района на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Кондинского района ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено осуществление работ по межеванию и оценке земельных участков для их дальнейшего предоставления

отдельным категориям граждан, перечисленных в п. 1 ст. 7.4 закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре». Однако прокурорской проверкой выявлено отсутствие утвержденных денежных средств в бюджете Кондинского района на реализацию подпрограммы 2 «Изготовление межевых планов и проведение кадастрового учета земельных участков», подпрограммы 4 «Установление границ населенных пунктов и подготовка документов для передачи земель из федеральной собственности в муниципальную собственность». В связи с указанным исполнение плана предоставления земельных участков льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям в текущем году осуществлено не будет. Отсутствие в бюджете МО Кондинский район денежных средств на выполнение мероприятий по подготовке земельных участков для их дальнейшего предоставления многодетным семьям является нарушением прав указанной категории гражданина предусмотренное законом однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, что также является нарушением требований Указа Президента российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 федерального закона от 25.10.20012 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Поскольку в указанных муниципальных образованиях имеются утвержденные правила застройки и землепользования, обязанность по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в силу закона возложена на органы местного самоуправления поселений. Однако проведенной прокурорской проверкой установлено, что указанная обязанность органами местного самоуправления поселений не исполняется, в связи с чем нарушаются права многодетных семей.

Ответчики надлежаще извещены о времени и месте разбирательства дела, представители органов местного самоуправления г.п. Куминский, с.п. Леуши, с.п. Болчары, с.п. Мулымья в суд не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, об отложении судебного заседания не ходатайствуют. Администрация г.п. Куминский представила суду возражения против иска, указывав, что работа по формированию земельного участка в целях бесплатного предоставления в собственность единственной стоящей в очереди многодетной семье О-вых выполнена, проведены межевание и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка <адрес>. К концу 2015 года семья будет обеспечена земельным участком. Ранее проводилась работа по обеспечению многодетных семей по предоставлению бесплатно земельными участками для

индивидуального жилищного строительства.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей органов местного самоуправления г.п. Куминский, с.п. Леуши, с.п. Болчары, с.п. Мулымья.

Представитель администрации и Совета поселения г.п. Междуреченский ФИО1 .. исковые требования не признал. В возражениях против иска указал, что городское поселение Междуреченский не уполномочено распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории поселения, так как правил землепользования и застройки поселения не утверждены надлежащим органом. Полагает, что имеющиеся Правила землепользования и застройки, утвержденные Думой Кондинского района, не подлежат применению ввиду отсутствия полномочий на их утверждение Думой Кондинского района. Кроме того, до 2015 года указанную работу по формированию и предоставлению земельных участков выполняла администрация Кондинского района, которая является исполнителем соответствующей программы ХМАО-Югры, однако ни документации, ни финансовых ресурсов по указанной программе г.п. Междуреченский не передала. Финансирование мероприятий по формированию земельных участков в целях предоставления многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство предусмотрено в бюджете Кондинского района на 2015 года, бюджет г.п. Междуреченский на 2015 год финансирование указанных мероприятий не предусматривает. Соглашением от 15 апреля 2015 года осуществляется организационное, информационное и юридическое взаимодействие между администрацией г.п. Междуреченский и администрацией Кондинского района, которая осуществляет все функции кроме приема первичных документов по выполнению обязанности предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Формирование земельных участков для указанных целей требует наличия инженерной инфраструктуры, которая должна быть предусмотрена Генеральным планом поселения. Свободных земельных участков с такой инфраструктурой на территории г.п. Междуреченский не имеется и Генеральным планом не предусмотрено. Требуемых для формирования земельных участков около .. миллионов рублей в бюджете поселения не имеется. Требования к Совету поселения о принятии решений о финансировании указанных мероприятий не могут быть удовлетворены, поскольку Совет поселения является представительным органом, принятие решений зависит от результатов голосования депутатов. Также указал, что бюджетным законодательством не предусматривается принятие бюджета более чем на 1 год.

Представитель ФИО1 ... не отрицает, что очередь многодетных сумей в г.п. Междуреченский на получение в собственность бесплатно земельных участков под индивидуальное жилищное строительство существует с 2010-2011 г.г., за этот период предоставлено примерно 4 участка.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося

в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии о ст. 7.4 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", ст. 6 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.05.2000 № 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право граждане, имеющие трех и более детей.

Согласно ст. 3.3. федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (часть 1).

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Согласно ст 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Установлено и не оспорено ответчиками, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на однократное бесплатное предоставление для индивидуального жилищного строительства состоит .. многодетных семей, из которых .. семьи в пгт. Междуреченский, .. семья в пгт. Куминский, .. семьи в с.п. Леуши.. семей в с.п. Мулымья, .. семьи в с.п. Болчары.

Согласно представленным документам из запланированных для предоставления многодетным семьям земельных участков в 2014 г. предоставлено 3 при плане 6, в 1 полугодии 2015 г. предоставлено 4 при плане 4, во 2 полугодии 2015 г. предоставлен 1 земельный участок из запланированных 10 земельных участков. При этом на учете в целях предоставления земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояло .. многодетных семей, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ стояла .. семья, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ.. многодетных семьи. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в г.п. Куминский на учете состоит .. семья .., в с.п. Болчары – .. семьи, в с.п. Леуши – .. семьи, в с.п. Мулымья -.. семьи, в г.п. Междуреченский из состоящих на учете .. льготных категорий многодетные семьи составляют .. ( т. 1 л.д. 93-100).

Доводы ответчика администрации г.п. Куминский о проведении работы по реализации права многодетных семей на получение бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, по подготовке земельного участка для предоставления единственной находящейся в очереди

многодетной семье .. не опровергнуты, подтверждаются

представленными документами о предоставлении земельного участка многодетной семье ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 225-226).

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в отношении ответчиков органов местного самоуправления г.п. Куминский.

Представитель ответчиков органов местного самоуправления г.п. Междуреченский ФИО1 .. не отрицает, что в г.п. Междуреченский право многодетных семей на предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства надлежаще не реализуется.

Судом установлено, что на территории г.п. Междуреченский действуют Правила застройки и землепользования, утвержденные решением Думы Кондинского района ДД.ММ.ГГГГ, которые не признаны незаконными и не отменены в установленном законом порядке. Возражения представителя ФИО1 .. в указанной части не могут быть приняты во внимание.

Суд приходит к выводу, что в силу закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления г.п. Междуреченский в отношении земельных участков, расположенных на территории указанного поселения. Указанное обстоятельство подтверждается и Соглашением ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах территории городского поселения Междуреченский, из содержания которого усматривается, что указанные полномочия передаются по Соглашению администрации Кондинского района на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( т. 2 л.д. 3-6).

Утвержденные правила землепользования и застройки имеются также на территории других поселений-ответчиков, что сторонами не оспаривается.

Доказательств принятия необходимых мер по обеспечению прав многодетных семей на бесплатное получение земельных участков для строительства индивидуального жилого дома ответчики органы местного самоуправления с.п. Мульмья, с.п. Леуши, с.п. Болчары, г.п. Междуреченский суду не представили.

Доводы представителя ответчиков ФИО1 .. об отсутствии финансирования, передаче полномочий по формированию земельных участков администрации Кондинского района, отсутствии земельных участков с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, наличии окружной программы по созданию такой инфраструктуры не могут быть приняты во внимание, поскольку предусмотренные законом права многодетных семей на получение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства подлежат обеспечению и их реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия для этого финансовых возможностей. Кроме того в соответствии с законодательством ХМАО-Югры Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам однократно бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов, инженерной и транспортной

инфраструктурой согласно региональным нормативам осуществляется в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа.

Соглашение ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий администрации

Кондинского района в том числе по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков в целях их бесплатного предоставления многодетным семьям носит временный характер и заключено на срок ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что требования закона о предоставлении многодетным семьям бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства ответчиками с.п. Мульмья, с.п. Леуши, с.п. Болчары, г.п. Междуреченский не исполняется. Срок для устранения нарушений закона, указанный прокурором, суд полагает разумным и достаточным. Вместе с тем указание в иске о наличии требований законодательства об обеспечении предоставляемых земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой не соответствует положениям ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей иные требования к образованию земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Истец и ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать органы местного самоуправления сельского поселения Леуши, сельского поселения Болчары, сельского поселения Мулымья, городского поселения Междуреченский в срок ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на 2016 год финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

Обязать органы местного самоуправления сельского поселения Леуши, сельского поселения Болчары, сельского поселения Мулымья, городского поселения Междуреченский в срок ДД.ММ.ГГГГ сформировать 100 % земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с образовавшейся очередью.

Обязать органы местного самоуправления г.п. Междуреченский в срок ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на 2016 год и на период 2017-2018 годов финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

Обязать органы местного самоуправления г.п. Междуреченский в срок ДД.ММ.ГГГГ сформировать 100 % земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального

жилищного строительства в соответствии с образовавшейся очередью.

В остальной части иска к органам местного самоуправления сельского поселения Леуши, сельского поселения Болчары, сельского поселения Мулымья, городского поселения Междуреченский, в удовлетворении исковых требований к органам местного самоуправления городского поселения Куминский отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Кондинский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 29 ноября 2015 года.

Копия верна

Судья Косолапова О.А.

"Согласовано"