ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-464/2020КОПИ от 11.03.2020 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-464/2020 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2020 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ежовой К.А.,

при секретаре Мовчанюк В.Э.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области» к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве аванса на командировочные расходы,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области» (далее – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области») в лице Филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере 4 583 рублей, полученных в качестве аванса на командировочные расходы.

В обоснование указано, что ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» состоит на финансовом обеспечении в Филиале № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» согласно типовому договору на обслуживание №123 от 28.12.2017. В соответствии с приказом начальника ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» от 17.12.2018 №91 ФИО1 направлен в служебную командировку в войсковую часть 59968 (г.Иркутск) в целях культурно-художественного обслуживания военнослужащих и гражданского персонала РВСН, сроком на 4 суток с 21.12.2018 по 24.12.2018. В целях получения денежных средств в размере 47 700 руб. для покрытия предстоящих расходов ФИО1 подал истцу заявление на выдачу аванса от 17.12.2018 №6454. Согласно реестрам на зачисление на счета зарплатных карт от 17.12.2018 №452, №453, №454 ФИО1 на банковскую карту ПАО «Сбербанк России» перечислены денежные средства в размере 1 200 руб. – суточные, 42 000 руб. - проезд, 4 500 руб. – проживание. По прибытии из командировки 15.03.2019 ФИО1 представил истцу авансовый отчет №631 об израсходовании денежных средств на общую сумму 43 537 руб., однако к отчету приняты документы на общую сумму 38 954 руб. Суточные расходы, расходы за найм жилого помещения приняты к учету в полном объеме. Расходы за проезд к учету приняты частично, к учету не принят сервисный сбор. Возмещение понесенных расходов при нахождении в служебной командировке производится при наличии подтверждающих документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 44,48 приказа Минтранса России от 28.06.2007 №82 при оказании дополнительных услуг, связанных с оформлением авиабилета выдаются квитанции разных сборов или электронный многоцелевой документ, что является подтверждением оказанной услуги. У ФИО1 электронный многоцелевой документ или квитанция разных сборов отсутствует. По состоянию на 31.07.2019 ФИО1 электронный многоцелевой документ или квитанцию разных сборов не представил, остаток денежных средств в кассу Филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» не внес, тем самым причинил ущерб Министерству обороны РФ в лице истца на сумму 4 583 руб. На основании изложенного истец просит взыскать с ФИО1 в пользу ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области») в лице Филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» денежные средства в размере 4 583 руб., полученные им в качестве аванса на командировочные расходы.

Истец ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» в лице Филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что оформление билетов для поездки в служебную командировку производилось путем размещения на сайте «KUPIBILET.RU» информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заказа на приобретение электронного билета и в дальнейшем после оплаты получения в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» электронного многоцелевого документа – маршрутной квитанции электронного билета. Сервисный сбор за приобретение билета через агентство ООО «КУПИБИЛЕТ» составил 4 583 рубля, что подтверждается электронным уведомлением о бронировании и оплате, а также справкой от 10.01.2019 агентства ООО «КУПИБИЛЕТ». Данные документы были приложены к авансовому отчету, но не приняты к учету Филиалом № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области». Иных документов перевозчик не оформлял. На приобретение билетов им были фактически израсходованы денежные средства в размере 37 837 рублей, включая сервисный сбор. Учитывая, что сервисный сбор связан с расходами на проезд работников в командировку и уплачивается в безусловном порядке при оформлении билетов, в удовлетворении заявленных истцом требований следует отказать.

Третье лицо ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, не направило представителя в судебное заседание, представило заявление о рассмотрение дела в отсутствие его представителя.

Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

01.06.2015 между Филиалом ФКУ «УФО МО РФ по г.Москве и Московской области» (исполнитель) и ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» (заказчик) заключен типовой договор на обслуживание №114, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение заказчика в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (п.1.1). Финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах заказчика по следующим направлениям деятельности: планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательству вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления следующих расходов: командировочных расходов гражданского персонала; ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций заказчика, составление бюджетной отчетности; осуществление функции администратора доходов, в соответствии с законодательством РФ; иную деятельность исполнителя в соответствии со своим функциональным предназначением (п.1.2) (л.д.7-9).

С 01.08.2018 ФИО1 принят на работу в ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» на должность артиста вокалиста (солиста), что следует из выписки из приказа начальника ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» от 29.07.2018 №59.

В соответствии с приказом начальника ФГБУ «Ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск стратегического назначения» от 17.12.2018 №91 в период с 21.12.2018 по 24.12.2018 в служебную командировку в г.Иркутск для выступления перед военнослужащими и членами их семей войсковой части 59968 направлена группа ансамбля, в состав которой включен ФИО1 (п.1); расчет на командировочные расходы гражданскому персоналу ансамбля должен быть произведен по статье «расходы по найму жилого помещения» за счет и в пределах утвержденного объема бюджетных ассигнований на оплату служебных командировок ансамбля в 2018 году по 1500 руб. в сутки на 1 человека и суточные из расчета 300 руб. в сутки на 1 человека (п.2) (л.д.11-12).

17.12.2018 ФИО1 подано заявление на выдачу аванса №6454, в соответствии с которым ФИО1 просил разрешения на выдачу аванса на командировочные расходы, в том числе на суточные – 1 200 руб., на оплату проезда в командировку – 42 000 руб., на оплату проживания – 4 500 руб., всего 47700 руб., со сроком погашения 28.12.2018. Данное заявление утверждено командиром войсковой части 17.12.2018 (л.д.13).

В соответствии с командировочным удостоверением №311 от 17.12.2018 ФИО1 откомандирован в г.Иркутск в/ч 59968 для культурно-художественного обслуживания военнослужащих и гражданского персонала РВСН на 4 календарных дня с 21.12.2018 по 24.12.2018 (л.д.14-15, 27-28).

Согласно реестрам на зачисление на счета «зарплатных» карт, платежным ведомостям, платежным поручениям №111803 от 19.12.2018 на сумму 4 800 руб.; №111807 от 19.12.2018 на сумму 168 000 руб.; №111810 от 19.12.2018 на сумму 18 000 руб. ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» в лице Филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» ФИО1 перечислены денежные средства в общей сумме 47 700 рублей на командировочные расходы (л.д.16-24).

По возвращении из командировки 18.02.2019 ФИО1 сдан авансовый отчет №631, в соответствии с которым им получен аванс 47 700 рублей, израсходовано 43537 рублей, в том числе: на суточные – 1 200 руб., приобретение авиабилета сообщением Москва-Иркутск-Москва – 38 537 руб.; проживание в гостиничном комплексе «Ангара» – 3 800 руб. (л.д.25-26).

В подтверждение факта приобретения авиабилета представлены следующие документы: маршрутная квитанция электронного билета № 5553136851834 от 19.12.2018 с информацией о дате и времени перелета, стоимости авиабилета; посадочные талоны; электронное уведомление о бронировании и оплате авиабилета; выписка по счету банковской карты ФИО2; справка ООО «КУПИБИЛЕТ» о стоимости авиабилета от 10.01.2019; расписка ФИО2 об оплате стоимости авиабилета и получении от ФИО1 денежных средств за авиабилет (л.д.29-33).

Из указанных документов следует, что бронирование авиабилета осуществлялось через сайт «KUPIBILET» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно электронному уведомлению о бронировании и оплате авиабилета через сайт «KUPIBILET» было забронировано шесть авиабилетов по маршруту Москва-Иркутск-Москва, в том числе на имя ФИО1, проведена оплата 19.12.2018 с карты в общей сумме 231 222 руб., включая сервисный сбор за оформление шести билетов в сумме 27 498 руб. Согласно справке ООО «КУПИБИЛЕТ» от 10.01.2019 стоимость авиабилета для пассажира ФИО1 по маршруту Москва-Иркутск-Москва составляет 38 537 руб. (тариф – 29 000 руб., таксы авиакомпании – 4 954 руб., сбор за оформление билета – 4 583 руб.). Дополнительных услуг в данном заказе оформлено не было. Заказ оплачен с помощью банковской карты , владельцем которой является ФИО3 Согласно расписке, составленной военнослужащим ФИО3, последний покупал авиабилет №5553136851834 сообщением Москва-Иркутск-Москва на имя ФИО1; при покупке авиабилета оплата была произведена по его карте в общей сумме 38 537 руб. ФИО1 денежные средства в размере 38 537 рублей за авиабилет вернул ФИО3 (л.д.31,32,33).

Истцом частично приняты расходы на проезд, к учету не принят сервисный сбор в размере 4 583 руб., уплаченный ФИО1 при приобретении авиабилета, в связи с непредставлением ответчиком многоцелевого документа или квитанции об оплате сервисного сбора.

С учетом представленных в материалы дела доказательств и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 4 583 рублей, полученных в качестве аванса на командировочные расходы. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В силу ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что расходы, связанные со служебной командировкой, в силу прямого указания закона должны возмещаться работодателем.

На основании положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании пункта 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Таким образом, в случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), для целей налогообложения прибыли организаций документальным подтверждением указанных расходов могут являться маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон со штампом о прохождении досмотра в аэропорту.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Согласно п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (ред. от 29.07.2015), расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы включают оплату услуг по оформлению проездных документов.

С данной нормой корреспондирует п. 26 вышеназванного Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, которым предусмотрено, что работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет, к которому, помимо прочего, прилагаются документы о фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов).

Подпунктом «в» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 (ред. от 07.03.2016) "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений осуществляется в следующих размерах, в том числе расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов).

Таким образом, положениями вышеназванных нормативно-правовых актов закреплена безусловная обязанность по возмещению работодателем командированному работнику расходов на оформление проездных документов (при наличии подтверждающих документов).

С учетом представленных в материалы дела доказательств суд находит установленным, что ответчиком ФИО1 при приобретении авиабилета для проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы уплачен сервисный сбор за оформление билета в сумме 4 583 рублей. Факт оплаты сервисного сбора подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, а именно: маршрутной квитанцией электронного билета № 5553136851834 от 19.12.2018, посадочными талонами, электронным уведомлением о бронировании и оплате авиабилета, выпиской по счету банковской карты ФИО3, справкой ООО «КУПИБИЛЕТ» о стоимости авиабилета от 10.01.2019, распиской ФИО3 об оплате стоимости авиабилета и получении от ФИО1 денежных средств за авиабилет.

Исходя из вышеприведенных норм права, суд считает, что сервисный сбор за оформление билета относится к командировочным расходам на проезд, понесенным в связи с направлением ФИО1 в служебную командировку, обязанность по возмещению которых лежит на работодателе, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика денежных средств в размере 4 583 руб., полученных ответчиком в качестве аванса на командировочные расходы и израсходованных им на оплату сервисного сбора за оформление авиабилета, не имеется.

Доводы истца о том, что в подтверждение оплаты сервисного сбора за оформление авиабилета ФИО1 должен был представить электронный многоцелевой документ или квитанцию разных сборов, судом отклоняются, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, связанные со служебной командировкой, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. В абзаце десятом пункта 1 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно. Приложенные ФИО1 к авансовому отчету документы достоверно подтверждают несение им расходов на оформление проездного документа.

Таким образом, суд полагает, что иск ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» в лице Филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» о взыскании с ответчика ФИО1 денежных средств в размере 4 583 руб., полученных в качестве аванса на командировочные расходы, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования по иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области» к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве аванса на командировочные расходы - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ К.А. Ежова

Справка

Мотивированное решение составлено 18.03.2020.

Судья /подпись/ К.А. Ежова

Копия верна.

Судья -

подлинник подшит

в гражданском деле №2-464/2020

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2019-005072-07