Дело № 2-464/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вытегра 29 ноября 2021 года
Вытегорский районный суд Вологодской области в составе судьи Прохоровой Г.Э.,
при секретаре Андреевой Я.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Администрации муниципального образования «Город Вытегра» о возложении обязанности постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Вытегра», в котором просил возложить на Администрацию МО «Город Вытегра» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объект недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Часовня Исаакия Далматского», 1881 года, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Храмовый комплекс, 1869-1873 гг., середина XIX в.», 1869-1873 гг., середина XIX в., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований истец указал, что бесхозяйность указанного объекта культурного наследия влечет разрушение памятника истории, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия. С учетом предоставленных законом полномочий обязанность обратиться с заявлением о принятии на учет объектов культурного наследия в орган регистрации прав возлагается на орган местного самоуправления – Администрацию МО «Город Вытегра».
В отзыве на иск, возражая против исковых требований, представитель ответчика Администрации МО «Город Вытегра» указал на отсутствие у истца полномочий по подаче искового заявления в интересах неопределенного круга лиц, ошибочность доводов истца о том, что непринятие мер к постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного влечет разрушение памятника истории, поскольку постановка его на учет как бесхозяйного не повлияет на условия содержания и сохранности объекта.
Представитель третьего лица - Департамента имущественных отношений Вологодской области в письменном отзыве на иск просил удовлетворить исковые требования, указав, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подавать заявление о постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного. Невыполнение действий по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности, надлежащему содержанию, что не исключает утраты физической целостности объекта культурного наследия, может повлечь за собой нарушение прав граждан на доступ к культурным ценностям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Вологодской области в отзыве на иск поддержал заявленные требования, удовлетворение которых оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, Администрации Вытегорского муниципального района, в отзыве на иск указал, что указанный в иске объект культурного наследия в реестре муниципального имущества не числится. Вопрос удовлетворения заявленных исковых требований оставили на усмотрение суда.
Представители истца, ответчика и третьих лиц, извещенные о месте и времени рассмотрения дела и просившие о рассмотрении дела в их отсутствие, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц.
Проверив доводы искового заявления, возражений ответчика и отзывов третьих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 48 указанного Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости «Часовня Исаакия Далматского», 1881 года, расположен на территории МО «Город Вытегра» по адресу: <адрес>, кадастровый №, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Храмовый комплекс, 1869-1873 гг., середина XIX в.», 1869-1873 гг., середина XIX в., расположенного по адресу: <адрес>.
Объект поставлен на государственную охрану на основании Постановления Губернатора Вологодской области от 15.02.1999 № 101 «О постановке под государственную охрану памятников архитектуры г. Вытегры».
Приказом Комитета по охране культурного наследия Вологодской области от 09.06.2016 № 65-О утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Храмовый комплекс, 1869-1873 гг., середина XIX в.», 1869-1873 гг., середина XIX в., расположенного по адресу: <...> и 1в.
Объект культурного наследия регионального значения «Храмовый комплекс, 1869-1873 гг., середина XIX в.», 1869-1873 гг., середина XIX в., включает в себя «Церковь Сретения» 1869-1873 гг. кадастровый № право собственности на которую зарегистрировано за местной религиозной организацией приход храма Сретения Господня г. Вытегры Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат», сведения о зарегистрированных правах объект недвижимости «Часовня Исаакия Далматского», 1881 года, кадастровый № в ЕГРН отсутствуют. Согласно предоставленной Московским Патриархатом информации местная религиозная организация приход храма Сретения Господня г. Вытегры Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат» правом собственности и иными правами на объект культурного наследия регионального значения «Часовня Исаакия Далматского», 1881 года не обладает, указанный объект находится за пределами земельного участка на котором расположен храм, в собственность Прихода храма Сретения Господня г. Вытегры не передавался. Согласно отзыву Администрации Вытегорского муниципального района «Часовня Исаакия Далматского», 1881 года в реестре муниципального имущества не числится.
Поскольку объект культурного наследия «Часовня Исаакия Далматского», 1881 года в государственной, республиканской или муниципальной собственности, в собственности граждан или юридических лиц не состоит, то по смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, он является бесхозяйной недвижимой вещью.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
Поскольку администрация МО «Город Вытегра», на территории которого находится указанный объект культурного наследия регионального значения, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости объекта культурного наследия «Часовня Исаакия Долматского», 1881 год, имеющего кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, находя заявленный шестимесячный срок разумным и достаточным.
Доводы ответчика о том, что неприятие мер по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного не окажут влияния на условия содержания и сохранность объекта недвижимости суд считает ошибочными, поскольку невыполнение указанных действия препятствует дальнейшему определению балансовой принадлежности объекта, и как следствие его надлежащему содержанию.
Также суд считает несостоятельным довод ответчика об отсутствии у истца права на обращение в суд с рассматриваемым иском, поскольку в силу пп.6 п.6 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Вытегра» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости объекта культурного наследия «Часовня Исаакия Долматского», 1881 год, имеющего кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Храмовый комплекс, 1869-1873гг., середина ХIX в.», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд. Срок составления мотивированного решения– 5 дней.
Судья Г.Э. Прохорова
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021 года.