ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465 от 07.10.2011 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-465(1)/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 года р.п. Базарный Карабулак

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Чибисовой И.Н.,

при секретаре Логиновой М.Ю.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о возмещении убытков и морального вреда, причиненных ненадлежащим качеством предоставленной услуги

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском. Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ из республики Казахстан на его имя почтой были направлены документы, подтверждающие его право на назначение пенсии на льготных условия. До настоящего времени письмо не вручено ему в связи с утратой отделением почты. Считает, что действиями работников почты ему причинены убытки в размере недополученной пенсии за 7 месяцев, а ненадлежащим качеством предоставленной услуги причинен моральный вред. Просит взыскать в его пользу материальный ущерб в сумме 30100 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 иск поддержал и просил удовлетворить.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ в Базарно - Карабулакском районе ФИО4 просит рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения иска не возражает.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО3 с иском не согласна, пояснила, что истец не является отправителем корреспонденции, с ним не заключался договор на оказание услуг. Право на возмещение убытков возникает только у отправителя международного почтового отправления. Истцом не доказан факт причинения ему нравственных и физических страданий.

Представитель ОСП «Базарно-Карабулакский почтамт» УФПС Саратовской области – филиал ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился без уважительных причин.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые предусматривают большую правовую защищенность потребителя-гражданина, приоритет интересов потребителя перед интересами продавца, исполнителя или изготовителя.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 29 сентября 1994года "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами РФ, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

Отношения, вытекающие из договора оказания услуг почтовой связи, урегулированы главой 39 Гражданского кодекса РФ и ст.39.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", Правилами оказания отдельных видов услуг, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ из г. Атырау республики Казахстан на имя ФИО2 направлено заказное письмо, что подтверждается квитанцией (л.д. 73) от имени отправителя ФИО1.

Согласно ст. 3 протокола об облегчении процедуры почтовых отправлений и обеспечении свободной подписки и доставки периодических изданий между государствами - участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года правительства республики Беларусь, республики Казахстан, Кыргызской республики, Российской Федерации и республики Таджикистан достигли соглашения о взаимном обеспечении через свои территории всех видов почтовых отправлений и специальной связи.

Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи (п.1 ст. 45 ФЗ «О связи», ст. 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года №221). Поскольку почтовая корреспонденция была адресована истцу, то с последним у ответчика также возникли правоотношения, регулируемые Законом РФ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Ответчиком допущены недостатки в качестве предоставленной услуги, а именно утрата заказного письма. Истцу заказное письмо до настоящего времени не доставлено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в интересах истца обратилась с претензией к акционерному обществу «Казпочта» и потребовала розыска заказного письма. ДД.ММ.ГГГГ отделом рекламаций АО «Казпочта» направлен запрос в почтовую службу России. Ответ по розыску заказного письма не последовал.

Кроме того, представитель ответчика не оспаривает, что истец неоднократно интересовался поступлением корреспонденции на его имя из республики Казахстан.

В соответствии со ст. 55 Правил оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ в течении двух месяцев. В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию частично либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Довод представителя ответчика в той части, что в адрес ФГУП «Почта России» не поступало рекламации из АО «Казпочта» по поводу пересылки на территорию России письма на имя истца, суд считает не состоятельным.

Истец утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ работники почтамта приезжали к нему домой и сообщили, что заказное письмо на его имя поступало в обособленное структурное подразделение «Базарно-Карабулакский почтамт», но утрачено по вине его работников. Представитель ответчика не оспаривает, что они занимались розыском заказного письма на имя истца, что подтверждает доводы ФИО2 об утрате письма именно ответчиком.

Суд не принимает как доказательство обозреваемые в судебном заседании накладные заказной и международной корреспонденции, поступившей в обособленное структурное подразделение «Базарно-Карабулакский почтамт» в феврале 2011 года, в связи с тем, что указанные накладные не пронумерованы, опись их отсутствует, не скреплены печатью организации, а из объяснений представителя ответчика следует, что указанные накладные не являются документами строгой отчетности.

Иных допустимых доказательств отсутствия вины ответчика в утрате заказного письма на имя ФИО2, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

На основании ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 151, 1099-1101 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в связи с нравственными страданиями из-за неисполнения ответчиком своих обязательств, переживаниями в связи с невозможность обратиться в управление пенсионного фонда за назначением пенсии. Оценив обстоятельства дела, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд присуждает компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда Гражданским кодексом РФ установлен ограниченный размер ответственности.

Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Истцом не представлено доказательств, какие именно документы, подтверждающие стаж его работы, дающей право на льготную пенсию, были вложены в заказное письмо за № №, отправленное из республики Казахстан на его имя ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в части удовлетворения иска о взыскании убытков следует отказать.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета следует взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям потребителя в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу ФИО2 в возмещение морального вреда 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

В остальной части в удовлетворении искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в гражданскую коллегию Саратовского областного суда с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд.

Председательствующий судья И.Н. Чибисова

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2011 года.