Октябрьский районный суд г.Владимира
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 465/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н. Мысягиной
при секретаре Н.В. Клюевой
с участием прокурора А.Ю. Колосова
представителя Владимирского регионального отделения политической партии «КПРФ» ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
представителя Совета народных депутатов г. Владимира ФИО2 по доверенности № ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Совета народных депутатов г. Владимира ФИО3 по доверенности № ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области ФИО4 по доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Избирательной комиссии по Владимирской области ФИО5 по доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ,
председателя Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир ФИО6, постановление Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир ### от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире заявление Владимирского регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия», Владимирского регионального отделения Политической партии «КПРФ» об оспаривании решения Совета народных депутатов г. Владимира №189 от 20.10.2010г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования г. Владимир»,
у с т а н о в и л :
Владимирское региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия», Владимирское региональное отделение Политической партии «КПРФ» обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Совета народных депутатов г. Владимира № 189 от 20.10.2010г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования г. Владимир».
В обоснование заявленных требований указали, что 20.10.2010г. Советом народных депутатов г.Владимира принято решение «О внесении изменений в Устав муниципального образования г.Владимир», которым число депутатских мандатов, распределенных между политическими партиями на выборах в Совет народных депутатов г. Владимира по единому округу, сокращено до семи.
По утверждению заявителей, вышеуказанным решением нарушаются их права, предусмотренные ч.1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 167-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.1 ст. 30, ст.ст. 100-1, 101-1 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрировано семь политических партий - КПРФ, Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко, Правое дело, Патриоты России. В настоящее время Министерством Юстиции РФ рассматриваются документы о регистрации восьмой политической партии – ФИО7 – здравый смысл. При таких обстоятельствах, количество мандатов, распределяемых между политическими партиями на выборах в Совет народных депутатов г. Владимира по единому избирательному округу, не соответствует числу политических партий – избирательных объединений, что является нарушением права политической партии избирательного объединения на участие в выборах по единому округу. В случае если восемь партий участвуют в выборах и преодолевают заградительный барьер, то одна из партий вообще не получает мандата.
Кроме того, вышеуказанное решение нарушает принцип пропорционального распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу. Партия, набравшая 50% голосов избирателей, получит один депутатский мандат, в случае если все остальные партии преодолеют 7% избирательный барьер. Выборы по единому округу теряют свой политический смысл, к формальному соблюдению требований федерального законодательства: семь партий - семь мандатов.
С учетом изложенного, просят признать недействительным абзац 3, абзац 4 подпункта 6 пункта 1 решения Совета народных депутатов №189 от 20.10.2010г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования г. Владимир».
Представители Совета народных депутатов г. Владимира ФИО2, ФИО3 с заявленными требованиями не согласны, просят отказать в их удовлетворении в полном объеме.
В обоснование своих возражений суду указали, что 20.10.2010г. решением Совета народных депутатов города Владимира № 189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» внесены изменения в количественное соотношение депутатов Совета народных депутатов города Владимира, избираемых в состав представительного органа по пропорциональной избирательной системе и мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Количество депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе, увеличилось с 17 до 28, а количество депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе, сокращено с 18 до 7.
Указанное решение принято с соблюдением требований действующего избирательного законодательства.
Ранее действовавшая норма статьи 10-1 «Избирательного кодекса Владимирской области», согласно пункту 4 которой при применении смешанной избирательной системы, не менее половины депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе, а другая часть - по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, утратила силу в соответствии с Законом Владимирской области от 01.09.2010г. № 77- ОЗ.
Статья 35 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» регламентируют процедуру выдвижения кандидатов, списков кандидатов, а оспариваемые заявителями нормы устанавливают численность депутатов, которые избираются по одномандатным округам и по партийным спискам в едином избирательном округе, т.е. эти нормы имеют разный предмет правового регулирования. В связи с этим, они не могут нарушать избирательные права заявителей.
Доводы заявителей о регистрации восьмой политической партии - ФИО7–здравый смысл, не могут быть приняты судом во внимание, т.к. они не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с ч.9 ст. 32 67-ФЗ кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Следовательно, у политических партий, иных объединений в данном случае имеется приоритет.
При голосовании за оспариваемую норму депутаты Совета народных депутатов города Владимира исходили из того, что для населения муниципального образования город Владимир важна работа депутата с населением именно в одномандатных округах, этим и объясняется соответствующие цифры: 28 и 7.
Полагают, что заявители упрощенно понимают принцип пропорциональности, о нарушении которого говорят. Кроме того, нормы ст.ст. 100-1 и 101-1 «Избирательного кодекса Владимирской области», которые цитируются заявителями, касаются определения результатов выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по единому избирательному округу и содержат методику пропорционального распределения депутатских мандатов, а оспариваемые абзацы устанавливают численность депутатов, которая избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным округам и по пропорциональной избирательной системе.
В соответствии со ст. 35 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 1 пункта 1 ст. 26 Устава Муниципального образования город Владимир, в исключительной компетенции Совета народных депутатов города Владимира находится принятие Устава муниципального образования город Владимир и внесение в него изменений и дополнений.
Порядок подготовки и внесения проектов нормативных правовых актов Совета народных депутатов, в том числе проектов изменений и дополнений в Устав Муниципального образования город Владимир, устанавливается Регламентом Совета народных депутатов (ст. 42 Устава Муниципального образования город Владимир). В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ и ст. 44 Устава Муниципального образования город Владимир, изменения и дополнения в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования; принятое на заседании Совета народных депутатов решение Совета народных депутатов подписывается председателем Совета народных депутатов и в течение 10 дней со дня принятия решения Совета народных депутатов, имеющее нормативный характер, направляется главе города для подписания и опубликования (обнародования).
В соответствии с решением Совета народных депутатов города Владимира от 19.12.2007г. №338 «Об официальном опубликовании решений и иной официальной информации Совета народных депутатов» официальным опубликованием решения Совета народных депутатов города Владимира считается публикация его текста в газете «Молва».
Проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», внесенный по предложению главы города и депутатов, решением Совета народных депутатов от 15.09.2010г. №169 был опубликован и вынесен на публичные слушания, как того требует ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ и ст. 17 Устава Муниципального образования город Владимир. Одновременно было принято решение от 15.09.2010г. №170 «О назначении даты проведения публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», оба эти решения опубликованы в газете «Молва» за ###. №### (###), таким образом, был опубликован порядок участия граждан в обсуждении проекта решения о внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир - через публичные слушания; порядок учета предложений граждан по проекту решения об изменениях в Устав содержался в принятом и опубликованном решении Совета народных депутатов от 15.09.2010г.№ 170 (пункт 3).
27.09.2010г. были проведены публичные слушания по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» по адресу: , актовый зал, начало слушаний - в 17 часов.
Выступивший в ходе публичных слушаний заместитель председателя комитета по экономике, собственности, земельным отношениям, архитектуре и градостроительству Совета народных депутатов ФИО8 предложил в статье 25 в пункте 2 внести следующие изменения: цифры «17» заменить цифрами «28», цифры «18» заменить цифрами «7». Его поддержал ряд участников публичных слушаний. Председатель Совета народных депутатов ФИО9 зачитал проект заключения по итогам публичных слушаний, участники слушаний приняли решение о принятии заключения и проголосовали единогласно за его формулировку, что отражено в протоколе публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ
В газете «Молва» от ДД.ММ.ГГГГ ### (###) было опубликовано заключение по итогам публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» от ДД.ММ.ГГГГ и предложения участников публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» об изменении редакции пункта 2 ст. 25 Устава Муниципального образования город Владимир, предложенные депутатом ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 15 Регламента Совета народных депутатов города Владимира ХХV созыва, утвержденного решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ###, по итогам публичных слушаний, прошедших ДД.ММ.ГГГГ, подготовлен проект решения, в котором в Устав внесена поправка в статью 25: - в пункте 2 внесены следующие изменения: цифры «17» заменить цифрами «28»; цифры «18» заменить цифрой «7», и который был рассмотрен на заседании комиссии по вопросам местного самоуправления. Комиссия приняла решение вынести на заседание Совета народных депутатов проект решения Совета «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир».
Указанный проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» рассматривался в соответствии со ст.ст. 15-19 Регламента Совета народных депутатов города Владимира ХХV созыва на заседании представительного органа муниципального образования город Владимир ДД.ММ.ГГГГ, в зале на момент голосования по этому вопросы присутствовало 32 депутата, из них за решение с поправками проголосовало 28 депутатов, против проголосовало 4 депутата, воздержавшихся не было.
Таким образом, в соответствии с установленной Федеральным законом от 06.10.2003г. №131–ФЗ и Уставом Муниципального образования город Владимир процедурой, было принято решение Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», подписано и направлено на государственную регистрацию, которая была проведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, государственный регистрационный номер ###
В газете «Молва» от ДД.ММ.ГГГГ ### (###) было опубликовано решение Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир».
В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 29.12.2005г.№ 88, для депутатов, рассматривающих прошедший через публичные слушания проект решения о внесении изменений в Устав Муниципального образования город Владимир, предложения участников публичных слушаний, как и правовая экспертиза этих предложений, носят рекомендательный характер, они самостоятельно реализуют свою волю, принимая решение о внесении тех или иных изменений в Устав муниципального образования город Владимир.
Считают, что решение Совета народных депутатов города Владимира от 20.10.2010г. № 189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования г.Владимир» не противоречит федеральному и областному законодательству, принято в рамках установленных полномочий с соблюдением процедуры принятия, зарегистрировано и опубликовано в установленном порядке, не нарушает избирательные права заявителей. Просят отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Министерства юстиции России по Владимирской области ФИО4 с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении.
В обоснование своих возражений в полном объеме поддержал доводы представителей Совета народных депутатов города Владимира. Кроме того, указал, что Советом народных депутатов города Владимира избрана та система реализации избирательного права на муниципальных выборах, которую он посчитал более приемлемой, и это является его правом в соответствии с действующим законодательством.
Муниципальным правовым актом не могут регулироваться гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов. Данные вопросы составляют предмет правового регулирования федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Поэтому ссылка на нарушение прав заявителей, регламентированных ст.35 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» и применение положений ст.ст. 100-1, 101-1 указанного областного закона в виде возможного не соблюдения принципа пропорциональности при распределении депутатских мандатов, представляется не состоятельной, так как правоприменение данных норм не реализуется через муниципальный правовой акт, а необходимого пропорционального соотношения числа депутатов, избираемых по одномандатным и единому избирательным округам, федеральное и региональное законодательство не содержит. Ни один из федеральных законов, на которые ссылаются заявители, не определяет методики, которой должны руководствоваться органы местного самоуправления при определении указанного выше соотношения, а собственное видение заявителями необходимых пропорций не могут служить основанием к признанию оспариваемой нормы недействующей.
Для государственной регистрации в Управление были представлены все требуемые п.4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы, была проведена их проверка, нарушений, влекущих согласно п.п.1, 2 п. 6 ст. 44 Закона № 131-ФЗ отказ в государственной регистрации муниципального правового акта, выявлено не было. Оспариваемое заявителями решение Совета народных депутатов г. Владимира было зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ за № ###. Впоследствии оно было опубликовано в газете «Молва» ДД.ММ.ГГГГ и соответственно вступило в законную силу в соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона.
Представитель Избирательной комиссии Владимирской области ФИО5 с заявленными требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении.
В обоснование своих возражений суду указал, что 20.10.2010г. решением Совета народных депутатов города Владимира №189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» внесены изменения в количественное соотношение депутатов Совета народных депутатов города Владимира, избираемых в состав представительного органа по пропорциональной избирательной системе и мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Количество депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе, увеличилось с 17 до 28, а количество депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе, сокращено с 18 до 7.
Указанное решение принято с соблюдением требований действующего законодательства, зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ № ###, опубликовано в газете «Молва» ДД.ММ.ГГГГ и соответственно вступило в законную силу в соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона.
Правовые основания для признания недействительными абзаца 3, абзаца 4 подпункта 6 пункта 1 решения Совета народных депутатов г. Владимира №189 от 20.10.2010г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» отсутствуют.
Председатель Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир ФИО6 с заявленными требованиями не согласен, просит отказать заявителям в их удовлетворении. В полном объеме поддержал доводы представителя Избирательной комиссии по Владимирской области.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагающего необходимым отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин организация считающие, что принятым и публикованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 41 Устава Муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005г. №231, в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Таким образом, Устав Муниципального образования город Владимир является муниципальным нормативным правовым актом.
20.10.2010г. решением Совета народных депутатов города Владимира № 189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» внесены изменения в количественное соотношение депутатов Совета народных депутатов города Владимира, избираемых в состав представительного органа по пропорциональной избирательной системе и мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Количество депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе, увеличилось с 17 до 28, а количество депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе, сокращено с 18 до 7.
Заявители обратились в суд с требованием о признании противоречащими законодательству и об отмене абзацев 3, 4 подпункта 6 пункта 1 указанного решения Совета народных депутатов города Владимира, указав на нарушение при его принятии федерального и регионального избирательного законодательства.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении выборов в данном муниципальном образовании. При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
В соответствии с указанными выше положениями Федерального закона, статьей 10-1 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в редакции Закона Владимирской области от 01.09.2010г. № 77-ОЗ, действовавшей на момент принятия решения Советом народных депутатов города Владимира от 20.01.2010г. № 189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», установлено, что в муниципальных образованиях, наделенных статусом городского округа, применяется смешанная избирательная система или мажоритарная избирательная система относительно большинства. При этом вид избирательной системы в конкретном муниципальном образовании, а также количество депутатов представительного органа, избираемых по мажоритарной и по пропорциональной системам, определяется уставом муниципального образования.
Ранее действовавшая норма ст.10-1 «Избирательного кодекса Владимирской области», согласно пункту 4 которой при применении смешанной избирательной системы не менее половины депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе, а другая часть – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, утратила силу в соответствии с Законом Владимирской области от 01.09.2010г. № 77-ОЗ.
Учитывая положения статьи 10-1 «Избирательного кодекса Владимирской области» (в редакции Закона Владимирской области от 01.09.2010г. №77-ОЗ, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) Уставом муниципального образования город Владимир (с изменениями, внесенными решением Совета народных депутатов города Владимира от 20.10.2010г. №189) при проведении выборов депутатов Совета народных депутатов города Владимира установлена смешанная избирательная система, при которой 28 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным округам, а 7 депутатов – по пропорциональной избирательной системе.
Статья 35 Федерального закона от 12.06.2002г. №67- ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. №10 «Избирательный кодекс Владимирской области» регламентируют процедуру выдвижения кандидатов, списков кандидатов, а оспариваемые заявителями нормы устанавливают численность депутатов, которые избираются по одномандатным округам и по партийным спискам в едином избирательном округе, т.е. эти нормы имеют разный предмет правового регулирования.
Муниципальным правовым актом не могут регулироваться гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов. Данные вопросы составляют предмет правового регулирования федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации ( п.3 ст. 23 Федерального закона №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что нарушений избирательных прав заявителей оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом не допущено.
Доводы заявителей на нарушение их прав, регламентируемых ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. №10- ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в виде возможного не соблюдения принципа пропорциональности при распределении депутатских мандатов, суд находит несостоятельными, поскольку правоприменение данных норм не реализуются через муниципальный правовой акт, а необходимого пропорционального соотношения числа депутатов, избираемых по одномандатным и единому избирательным округам, федеральное и региональное законодательство не содержат.
Кроме того, ни один их федеральных законов, на которые указывают заявители, не определяют методики, которой должны руководствоваться органы местного самоуправления при определении указанного выше соотношения, а рассуждения и предположения заявителей о необходимости соблюдения конкретной пропорции не могут служить основанием к признанию оспариваемой нормы недействующей.
Суд находит несостоятельными доводы заявителей о нарушении их избирательных прав, поскольку регистрируется восьмая политическая партия – ФИО7 - здравый смысл, т.к. они также основаны на рассуждениях, а не на фактических обстоятельствах дела. На момент принятия оспариваемого решения и в настоящее время указанная политическая партия в установленном законом порядке не зарегистрирована.
В соответствии с п.6,8 ст. 44 Федерального закона № 131 от –6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, а также официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно Федеральному закону №97 от 21.07.2005г. «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Указу Президента Российской Федерации 13.10.2004г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечню управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав осуществляют в соответствующем субъекте Российской Федерации территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Применительно к обстоятельствам рассматриваемого правового конфликта – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области.
В соответствии с п.4 ст.3 Закона №97-ФЗ от 21.07.2005г., для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются: новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного заседания установлено, что для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции России по Владимирской области были представлены все требуемые п.4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 97- ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы.
Управлением Министерства юстиции России по Владимирской области на основании п.п.1. 2 п.4 ст. 1 Закона № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» была проведена правовая экспертиза решения Совета народных депутатов города Владимира от 20.10.2010г. № 189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», которое 21.10.2010г. зарегистрировано за № ###.
Согласно п.п.1 п.10 ст.35, п.5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, решение которым принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Порядок подготовки и внесения проектов нормативных правовых актов Совета народных депутатов г. Владимира, в том числе проектов изменений и дополнений в Устав Муниципального образования город Владимир, устанавливается Регламентом Совета народных депутатов г. Владимира (ст. 42 Устава Муниципального образования город Владимир). В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ и ст. 44 Устава Муниципального образования город Владимир, изменения и дополнения в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования; принятое на заседании Совета народных депутатов решение Совета народных депутатов подписывается председателем Совета народных депутатов и в течение 10 дней со дня принятия решения Совета народных депутатов, имеющее нормативный характер, направляется главе города для подписания и опубликования (обнародования).
В соответствии с решением Совета народных депутатов города Владимира от 19.12.2007г. №338 «Об официальном опубликовании решений и иной официальной информации Совета народных депутатов» официальным опубликованием решения Совета народных города Владимира считается публикация его текста в газете «Молва».
В ходе судебного заседания установлено, что проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», внесенный по предложению главы города и депутатов, решением Совета народных депутатов от 15.09.2010г. №169 был опубликован и вынесен на публичные слушания, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, ст. 17 Устава Муниципального образования город Владимир. Кроме того, одновременно было принято решение от 15.09.2010г. №170 «О назначении даты проведения публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир». Указанные решения опубликованы в газете «Молва» за ###. №### (###).
27.09.2010г. были проведены публичные слушания по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир», что подтверждено протоколом публичных слушаний от 27###. Из текста указанного документа следует, что выступивший в ходе публичных слушаний заместитель председателя комитета по экономике, собственности, земельным отношениям, архитектуре и градостроительству Совета народных депутатов ФИО8 предложил в статье 25 в пункте 2 внести следующие изменения: цифры «17» заменить цифрами «28», цифры «18» заменить цифрами «7». Его поддержал ряд участников публичных слушаний. Председатель Совета народных депутатов ФИО9 зачитал проект заключения по итогам публичных слушаний, участники слушаний приняли решение о принятии заключения и проголосовали единогласно за его формулировку.
В газете «Молва» от ДД.ММ.ГГГГ ### (###) было опубликовано заключение по итогам публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» от 27.09.2010г. и предложения участников публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» об изменении редакции п. 2 ст. 25 Устава Муниципального образования город Владимир.
Проект решения Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» был рассмотрен в соответствии со ст.ст. 15-19 Регламента Совета народных депутатов города Владимира ХХV созыва на заседании представительного органа муниципального образования город Владимир 20.10.2010г., что подтверждено выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ###. Из текста указанного документа следует, что в зале на момент голосования по этому вопросы присутствовало 32 депутата, из них за решение с поправками проголосовало 28 депутатов, против - 4 депутата, воздержавшихся не было.
Таким образом, в соответствии с установленной Федеральным законом от 06.10.2003г. №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Муниципального образования город Владимир процедурой было принято решение Совета народных депутатов города Владимира «О внесении изменений в Устав муниципального образования города Владимира, подписано и направлено на государственную регистрацию, которая была проведена 21.10.2010г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, государственный регистрационный номер ###.
Решение Совета народных депутатов города Владимира от 20.10.2010г. №189 «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир» опубликовано в газете «Молва» ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нарушений установленного Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядка принятия решения о внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир не имеется.
В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона №131 от 06.10.2003г., местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 ст. 3 Федерального Закона № 131-ФЗ).
Таким образом, решение, принятое представительным органом муниципального образования большинством (квалифицированным большинством) голосов, опосредованно является решением большинства жителей муниципального образования, интересы которых представляют депутаты, а в данном конкретном случае принятию решения предшествовало непосредственное участие населения в обсуждении проекта изменений в Устав через процедуру публичных слушаний, что, безусловно, свидетельствует о соблюдении основных принципов местного самоуправления, установленных нормами международного права, Конституцией РФ и федеральным законодательством, и никоим образом не влечет нарушения избирательных прав заявителей.
В соответствии с ч.1 ст. 253 ГПК ПФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным абзаца 3, абзаца 4 подпункта 6 пункта 1 решения Совета народных депутатов г. Владимира №189 от 20.10.2010г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ч.1 ст. 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать Владимирскому региональному отделению политической партии «КПРФ», Владимирскому региональному отделению Политической партии «Справедливая Россия» в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным абзаца 3, абзаца 4 подпункта 6 пункта 1 решения Совета народных депутатов г. Владимира №189 от 20.10.2010г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Владимир».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 18.01.2011г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 18.01.2011г.
Судья И.Н. Мысягина