ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4650/16 от 16.09.2016 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-4650/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2016 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волошенко Т.Л.

при секретаре Оленченко А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к КГКУ «Региональное жилищное управление», Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству об обязании предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 21 кв.м. в черте г. Рубцовска Алтайского края.

В обоснование требований указал, что он, является гражданином из числа детей-сирот. Ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству внес сведения о нем в общекраевой список на основании приказа Главного управления от 02.04.2013 № 115 по дате подачи заявления (22.03.2013), номер в списке - <данные изъяты>.

Согласно п. 2 с. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства приминительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Аналогичная позиция по данному вопросу содержится в определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П. Системное толкование положений ст. 51 и 57 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что граждане, относящиеся к указанной выше категории лиц, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на основании п. 2-4. ч. J ст. 51 ЖК РФ. Аналогичное толкование содержится в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 года № 746-0-О. В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых, помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 года в ч. 5.ст. 57 также предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Таким образом, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и отказ ответчика реализовать его право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма нарушает его права в связи с чем, он вынужден обратиться за защитой своих прав в суд.

Определением суда от 27.07.2016 Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству заменено на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, которое впоследствии 24.08.2016 было заменено на КГКУ «Региональное жилищное управление» в соответствии с Законом Алтайского края от 06.07.2016 N 57-ЗС.

В судебном заседании истец ФИО1 отсутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ФИО1 ФИО2 представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указав, что требования поддерживает, просит установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке. Представил возражение на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признал, указав, что сведения о ФИО1 включены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись на 15.09.2016 № 1 574. Кроме того указал, что требования истца по внеочередному предоставлению жилья, а не согласно Списку в рамках реализации целевой программы нарушает права неограниченного круга лиц, включенных в Список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях. Также полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, к категории которых относится истец, были переданы ответчику только 01.08.2016, обращений истца в Учреждение не поступало, в связи с чем, действиями учреждения не нарушены права истца. Представитель ответчика в письменных возражениях просил отказать в исковых требованиях в полном объеме. В случае удовлетворения исковых требований истца просил установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу. Суд счел возможным на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам (в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В силу ст. 10 названного Закона, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

С 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений (действует с 01.08.2016).

Жилые помещения предоставляются детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Кроме того, специализированное жилое помещение предоставляется до достижения 18 лет в случае, если обязанности попечителя несовершеннолетнего выполняет орган опеки и попечительства.

Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.

Согласно п. 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 28.07.2014 № 351, обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.

В соответствии со статьей 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. В части 1.1. данной статьи указано, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Г. и отец Т. лишены родительских прав согласно решению Рубцовского городского суда от ***.1998.

Опекуном ФИО1 ***.1997. назначена З. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания ФИО1 зарегистрирован по адресу г. Рубцовск, пер. ....

Постановлением Администрации города Рубцовска от 30.12.2009 № 5013 в связи с тем, что за несовершеннолетним ФИО1 право пользования жилым помещением не представляется возможным, то несовершеннолетний ФИО1 записан в журнале предварительного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного получения жилья (номер учетной записи <данные изъяты> дата записи от 22.09.2009) в городе Рубцовске.

Согласно ответу КГКУ «Региональное жилищное управление» сведения о ФИО1 включены Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в список по дате подачи заявления 22.03.2013, порядковый номер в списке на 15.09.2016 - <данные изъяты>.

В 2015 году ФИО1 окончил <данные изъяты> в соответствии с дипломом от ***.2015 по специальности <данные изъяты>.

Сведений о наличии прав на объекты недвижимого имущества ФИО1 суду не представлено. Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления ему жилого помещения, ответчиками в судебном заседании не представлено.

Между тем право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения должно производиться в соответствии с требованиями вышеприведенных норм законодательства в порядке очередности, установленной списком очередников являются несостоятельными, учитывая то, что ни ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, ни другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд также не принимает во внимание довод ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» о том, что в случае удовлетворения исковых требований истца ему необходим срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу. Поскольку исходя из анализа положений Федерального закона №159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.

Довод ответчика о том, что полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, к категории которых относится истец, были переданы ответчику только 01.08.2016, обращений истца в Учреждение не поступало, в связи с чем, действиями учреждения не нарушены права истца, судом также не принимается, поскольку изменение только органа, на которого возлагаются полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, не может лишать права последних на получение жилого помещения, учитывая что процедура включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, соблюдена в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, поскольку ФИО1, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно в установленном порядке обратился с письменным заявлением в орган местного самоуправления г. Рубцовска за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, был включен в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент не исключен из списка, органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив истца жилым помещением, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что надлежащим ответчиком по делу является КГКУ «Региональное жилищное управление» на основании Закона Алтайского края, в связи с этим в удовлетворении требований истца к Администрации города Рубцовска Алтайского края следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать КГКУ «Региональное жилищное управление» предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в городе Рубцовске Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В удовлетворении исковых требований к Администрации города Рубцовска Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.

Судья Т.Л. Волошенко