ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4652 от 20.12.2011 Сызранского городского суда (Самарская область)

                                                                                    Сызранский городской суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Сызранский городской суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 декабря 2011 года

Сызранский городской суд Самарской области

в составе: председательствующего Зумориной Л.В.,

с участием адвоката Щербаковой СН /ордер от 22.11.2011г./,

при секретаре Минеевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сызрани гражданское дело № 2-4652/11 по иску Ч*** Ю.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, о зачете периодов работы в связи с педагогической деятельностью, о назначении трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Ч*** Ю.В. обратился в суд г.Сызрани с исковым заявлением о признании неправомерным отказа ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в назначении истцу Ч*** Ю.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от **.**.**** г. за № 80 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г., засчитать в педагогический стаж работы периоды: службы по призыву в Советской Армии с **.**.**** г. по **.**.**** г.; нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г.; работы с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности зав.лабораторией с закреплением педагогической нагрузки в объеме 500 часов в Усольском сельскохозяйственном техникуме; с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности инженера по обслуживанию компьютеров и вычислительной техники и преподавателя специальных дисциплин в Усольском сельскохозяйственном техникуме и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня первичного обращения - с **.**.**** г..

В обоснование иска Ч*** Ю.В. ссылается на то, что **.**.**** г. он обратился к ответчику – в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении истцу Ч*** Ю.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г.

**.**.**** г. решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области /протокол № 80/ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г. ввиду отсутствия необходимого 25-ти летнего специального стажа.

Ответчиком было подтверждено страхового стажа истца – 30 лет 07 мес. 25 дней, стажа на соответствующих видах работ - 21 год 18 дней.

В специальный педагогический стаж работы ему не были включены следующие периоды: службы по призыву в Советской Армии с **.**.**** г. по **.**.**** г. (2 года 05 дней); нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г. (14 дней); работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. /3 года 01 мес. 08 дней/, с **.**.**** г. по **.**.**** г. /06 мес. 15 дней/ в должности зав.лабораторией с закреплением педагогической нагрузки в объеме 500 часов в Усольском сельскохозяйственном техникуме; с **.**.**** г. по **.**.**** г. /03 мес. 28 дней/ в должности инженера по обслуживанию компьютеров и вычислительной техники и преподавателя специальных дисциплин в Усольском сельскохозяйственном техникуме.

Истец Ч*** Ю.В. считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, так как он нарушает его конституционные права, конституционный принцип равенства всех граждан перед законом и ставит его в неравное положение по пенсионному обеспечению с работниками, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от **.**.**** г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Истец Ч*** Ю.В. считает, что период его военной службы по призыву в Советской Армии с **.**.**** г. по **.**.**** г. подлежит зачету в педагогический стаж, так как в период его военной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от **.**.**** г. № 1397, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в педагогический стаж.

Периоды с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности зав.лабораторией с закреплением педагогической нагрузки в объеме 500 часов в Усольском сельскохозяйственном техникуме и с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности инженера по обслуживанию компьютеров и вычислительной техники и преподавателя специальных дисциплин в Усольском сельскохозяйственном техникуме подлежат зачету в стаж педагогической деятельности, так как ГОУ СПО Усольский сельскохозяйственный колледж — государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

Колледж готовит специалистов со средним специальным образованием.

В данные периоды истец Ч*** Ю.В. осуществлял педагогическую деятельность и выполнял установленную учебную нагрузку, что подтверждается справками, выданными работодателем.

Период его нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г. подлежит включению в педагогический стаж, так как работа педагога невозможна без постоянного совершенствования, повышения уровня знаний.

На курсы он направлялся по инициативе работодателя, ему начислялась заработная плата, с которой удерживались все налоги, в том числе, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что ни Правила исчисления, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 516, ни Правила исчисления, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 781, не содержат прямого запрета на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, указанный период подлежит зачету в специальный стаж.

Для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, на основании ст.27 п.1 п.п.19 ФЗ № 173-ФЗ требуется работы не менее 25 лет в учреждениях для детей, его стаж работы в учреждениях для детей - более 25 лет.

Его специальный педагогический стаж на день подачи ответчику заявления о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г. составлял более 25 лет, а соответственно истец Ч*** Ю.В. имеет право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушило его право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд с данным иском.

В судебном заседании истец Ч*** Ю.В. иск поддержал и привел доводы, изложенные выше и указанные в исковом заявлении; не поддерживает исковые требования о зачете в стаж работы в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы по призыву с **.**.**** г. по **.**.**** г., что подтверждается его заявлением от **.**.**** г.

В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области – Т*** О.А. /по доверенности от **.**.**** г./ иск не признала, привела доводы, изложенные в решении № 80 от **.**.**** г.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста граждан.

Суд, проверив дело, заслушав истца Ч*** Ю.В., представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области – Т*** О.А., полагает исковое заявление Ч*** Ю.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что **.**.**** г. Ч*** Ю.В. обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности.

На основании протокола № 80 от **.**.**** г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области по результатам правовой оценки представленных истцом Ч*** Ю.В. документов подтверждено отсутствие у Ч*** Ю.В. права на **.**.**** г. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от **.**.**** г. ввиду отсутствия 25-летней педагогической деятельности.

Решением № 80 от **.**.**** г. зам. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области /протокол № 80/ Ч*** Ю.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с **.**.**** г. в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от **.**.**** г. ввиду отсутствия 25-летней педагогической деятельности.

Ч*** Ю.В. было зачтено трудового стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей: 21 год 18 дней с учетом Постановления Конституционного суда РФ от **.**.**** г. № 2-П и с учетом Постановления Правительства РФ № 781 от **.**.**** г.

При определении права истца Ч*** Ю.В. на досрочную трудовую пенсию по заявлению истца от **.**.**** г. согласно решения комиссии № 80 от **.**.**** г. по рассмотрению пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от **.**.**** г. и Постановлением Конституционного суда РФ от **.**.**** г. № 2-П ответчиком не засчитаны в специальный педагогический стаж работы истца Ч*** Ю.В., в т.ч., следующие периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., поскольку возможность зачета не предусмотрена Разъяснением Министерства труда РФ от **.**.**** г. № 5, Постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. № 516; работы - с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности зав.лабораторией с закреплением педагогической нагрузки в объеме 500 часов в Усольском сельскохозяйственном техникуме; с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности инженера по обслуживанию компьютеров и вычислительной техники и преподавателя специальных дисциплин в Усольском сельскохозяйственном техникуме, поскольку должности «зав.лабораторией» и «инженер по обслуживанию компьютеров и вычислительной техники» не предусмотрены Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от **.**.**** г. № 463 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. № 781.

Как следует из трудовой книжки истца Ч*** Ю.В. он с 1986 года и до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в учреждении для детей – Усольский сельскохозяйственный техникум /ныне ГОУ СПО «Усольский сельскохозяйственный колледж»/, работая в специальном образовательном учреждении.

Поскольку согласно п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста граждан, поэтому учитывая, что согласно Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от **.**.**** г. назначение пенсии по выслуге лет педагогическим работникам зависит не от наименования занимаемой должности, не от наименования учреждения, где гражданин работает, а важно, чтобы лицо осуществляло педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а Ч*** Ю.В. в вышеназванные периоды осуществлял педагогическую и воспитательную деятельность в учреждении для детей. В данные периоды истец Ч*** Ю.В. осуществлял педагогическую деятельность и выполнял установленную учебную нагрузку, что подтверждается справками, выданными работодателем, о работе Ч*** Ю.В. преподавателем и о выполнении им педагогической нагрузки за период с 1989г.-1993г., 2000-2011г., приказами по Усольскому сельскохозяйственному техникуму о назначении зав.лабораторией Ч*** Ю.В. и закреплением за ним педагогической нагрузки с **.**.**** г., о закреплении педагогической нагрузки за Ч*** Ю.В. на учебные года, в которых за Ч*** Ю.В. закреплялась педагогическая нагрузка преподавателя, о предоставлении отпусков преподавателям, в список которых был включен истец, о переводе Ч*** Ю.В. инженером по обслуживанию и эксплуатации компьютерной техники и преподавателем специальных дисциплин с **.**.**** г., книгами учета расчетов по заработной плате с 1988г.-1993г., в которых Ч*** Ю.В. указан преподавателем, о начислении ему заработной платы с учетом часов педагогической нагрузки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от **.**.**** г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Более того, в силу п.9 Постановления № 25 от **.**.**** г. Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде /типе/ учреждения /организации/, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам /должностям, профессиям/, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании /характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п./.

Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г. подлежит включению в педагогический стаж, так как работа педагога невозможна без постоянного совершенствования, повышения уровня знаний.

На курсы он направлялся по инициативе работодателя, ему начислялась заработная плата, с которой удерживались все налоги, в том числе, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что ни Правила исчисления, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 516, ни Правила исчисления, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 781, не содержат прямого запрета на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, указанный период подлежит зачету в специальный стаж.

В части требований истца Ч*** Ю.В. об обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с выработкой установленного стажа педагогической деятельности, начиная с даты его первичного обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении данной пенсии, то есть, с **.**.**** г., суд руководствуется следующим.

В силу пункта второго статьи 19 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от **.**.**** г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1 данной статьи Закона), а днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов настоящего дела следует, что **.**.**** г. Ч*** Ю.В. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ /Государственное учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области оформленное по установленной форме заявление о досрочном назначении ему трудовой пенсии согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается материалами личного пенсионного дела истца Ч*** Ю.В.

Между тем, право на пенсионное обеспечение истца является производным от всей его предыдущей трудовой деятельности и соответствующего характера выполнявшейся им работы (педагогической деятельности).

Поэтому реализация данного права гражданина, гарантированного Конституцией РФ и ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, не может быть ограничена лишь по формальным основаниям.

В связи с этим, доводы представителя ответчика об отсутствии у органа пенсионного обеспечения правовых оснований для назначения Ч*** Ю.В. досрочной пенсии с **.**.**** г. являются несостоятельными.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в абзаце втором пункта 23 Постановления Пленума № 25 от **.**.**** г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» о том, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Кроме того, на **.**.**** г. для Ч*** Ю.В. достаточно /25 лет 24 дня/ требуемого 25-ти летнего стажа работы /педагогической деятельности/ при зачете вышеназванных периодов и рассчитанного ответчиком стажа по протоколу № 80 от **.**.**** г. /21 гоул. ХХХ дней/.

При таких обстоятельствах, заявленный Ч*** Ю.В. иск суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ч*** Ю.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение зам. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от **.**.**** г. за № 80 об отказе Ч*** Ю.В. в назначении с **.**.**** г. досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать Ч*** Ю.В. в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды:

нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г.;

работы с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности зав.лабораторией с закреплением педагогической нагрузки в объеме 500 часов в Усольском сельскохозяйственном техникуме;

с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности инженера по обслуживанию компьютеров и вычислительной техники и преподавателя специальных дисциплин в Усольском сельскохозяйственном техникуме

и назначить Ч*** Ю.В. трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, с момента подачи заявления в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области, т.е., с **.**.**** г..

Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

С У Д Ь Я :