ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4653/19 от 28.10.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

28.10.2019 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Шабашевой М.Л.,

с участием представителя истца ПАО "Кубаньэнерго" Рыбалко Л.В.,

представителей ответчика Аношина А.А.Ендальцевой В.А., Невдах Т.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ПАО "Кубаньэнерго" к Аношину А. АлексА.у об устранении препятствий в пользовании имуществом,

установил:

Истец просит суд обязать Аношина А.А устранить препятствия в пользовании имуществом ПАО "Кубаньэнерго" - линии электропередач В Л-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 1 цепь", ВЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 2 цепь", КВЛ-110 кВ "Дагомыс-Верещагинская" (совместный подвес); восстановить положение, существовавшее до нарушения права (пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения) путем демонтажа возведенного строения и приведения земельного участка в охранной зоне энергообъекта в первоначальное состояние.

В обоснование требований указывает, что в соответствии с п.145 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 ПАО "Кубаньэнерго" являлся ответственным исполнителем и осуществлял реконструкцию объекта "BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 1 цепь", ВЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 2 цепь", КВЛ-110 кВ ¦ Дагомыс-Верещагинская" (совместный подвес), далее - Энергообъект.

Указанный энергообъект является собственностью ПАО - Кубаньэнерго", что подтверждается справкой о балансовой принадлежности от 02.04.2019 № 124 и свидетельством о регистрации права собственности от 03.03.2014 № 23AM 366044.

Проектная документация по объекту "BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 1 цепь", BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 2 цепь", KBЛ-110 кВ "Дагомыс-Верещагинская" (совместный подвес) прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение №

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ПАО "Кубаньэнерго" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.12.2013.

При этом, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.10.2009 № 490 утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения объекта "Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции "Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство).

В соответствии с ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Кроме этого порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. В соответствии с п.5, п.6 правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В целях обеспечения безопасных условий эксплуатации линии электропередачи и создания бесперебойного и непрерывного энергоснабжения города-курорта Сочи, в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия о прохождении границы зоны с особым условием использования территорий, письмом от 24.12.2015 № 18617/01-10 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографией, сведения об охранных зонах внесены в государственный кадастр недвижимости. Учетные номера охранных зон: 23.49.2.371; 23.49.2.397; 23.49.2.428.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью 151 кв.м, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес> имеет категорию земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства. Правообладателем земельного участка является Аношин А.А.

В соответствии с Правилами в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Кроме этого, п.10 Правил запрещает без письменного решения о согласовании сетевых организаций строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос зданий и сооружений в охранной зоне BЛ, ширина которой для BЛ 110 кВ составляет 20 м по обе стороны от крайних проводов, а также возведение сооружений, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйств, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В соответствии с Постановлением Главы Краснодарского края от 08.12.1994 № 689 объекты электроэнергетики являются особо важными объектами и предоставление земельных участков для целей строительства в охранных зонах данных объектов запрещено.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.08.2003 № 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

Пунктом 2 указанного выше постановления определено, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

Согласно кадастровому паспорту сооружения от 07.14.2014 энергообъекту присвоен кадастровый . Схема расположения сооружения (энергообъекта) на земельном участке представлена в техническом плане.

При этом Аношин А.А при возведении строения за получением согласования в ПАО "Кубаньэнерго" не обращалась. Таким образом, ответчик, без соответствующего разрешения, самовольно осуществляет строительство в охранной зоне BЛ напряжением 110 кВ, в пролете опор -, нарушая обязательные к соблюдению требования Правил.

Данная застройка в охранных зонах воздушных линий, проводимая Ответчиком, является прямым нарушением Правил, а также приводит к нарушению права собственности истца в виде невозможности обслуживания воздушных линий, а также, потребителей электроэнергии - жителей Центрального района г.Сочи, электроснабжение которых обеспечивается от данных магистральных линий электропередачи.

Как следствие, строительство с нарушением обязательных требований, создает препятствия ПАО "Кубаньэнерго" в части исполнения своих обязательств по обеспечению безопасного функционирования и безаварийной работы воздушной линии электропередач напряжением 110 кВ.

Учитывая, что на земельном участке с кадастровым номером в охранной зоне энергообъекта без письменного разрешения ПАО "Кубаньэнерго" ведутся строительные работы, в настоящее время затронуты интересы ПАО "Кубаньэнерго".

В тоже время незаконное возведение в охранной зоне линии электропередач препятствует должной эксплуатации указанного энергообъекта.

Расположение незаконного строения ответчика под линией электропередачи в данных пролетах опор приводит к:

невозможности проведения оценки состояния проводов (изоляции и натяжных спиральных зажимов) и изоляторов на предмет критичного нагрева;

невозможности крепления проводов к опорам;

невозможности производства замеров уровня напряжения, сопротивления и нагрузок.

невозможности опускания проводов в пролете опор № при проведении ремонтных работ;

невозможности установки в производственную зону специального приспособления (падающая стрела);

невозможности проведения работ по визированию проводов с опусканием на землю, а также проведения замены изношенных элементов и деталей для предотвращения аварийного выхода из строя линии электропередач.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 45-47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Правильность изложенных выводов подтверждается и судебно-арбитражной практикой. Так, решением арбитражного суда от 05.11.2008 по делу № А-53-10569/2008-С2-32, остановленным в силе Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 19.03.2009, суд пришел к выводу, что нарушением порядка строительства в пределах охранной зоны электросетевых объектов ведет к нарушению прав собственника этих объектов.

При этом объекты строительства, возведенные с нарушением порядка строительства в пределах охранной зоны электросетевых объектов, подлежат сносу. Статьёй 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьями 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим, имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия 02.04.2019 № СЭС/113/1/828, которая оставлена без удовлетворения.

Стороной ответчика представлен отзыв на иск, согласно которого ответчик иск не признает, просит в его удовлетворении отказать.

В обоснование возражений указывает, что ПАО "Кубаньэнерго" ссылается на то, что правообладатель земельных участков с кадастровыми номерами площадью 151 кв.м, расположенный по адресу г.Сочи, <адрес>", вид разрешенного использования садоводство, Аношин А.А. в нарушение Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, без согласования с ПАО "Кубаньэнерго" осуществил строительство здания в охранной зоне.

Ранее, с аналогичным иском ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в Лазаревский районный суд г.Сочи. 29.05.2019 Лазаревским районным судом г.Сочи исковое заявление ПАО "КУБАНЬЭНЕРГО" оставлено без рассмотрения, так как "спорный участок расположен в Центральном районе г.Сочи. В производстве другого суда (Центральный районный суд г.Сочи) имеется возбужденное ранее дело по спору о том же предмете и по тем же основаниям."

Аношин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем 2-х этажного жилого дома, общей площадью 81,4 кв.м, с кадастровым номером , что подтверждается выписками из ЕГРН.

2-х этажный садовый дом с кадастровым номером построен на выделенном как члену садоводческого товарищества (СНТ "Электрон") земельном участке, отведенном в установленном законом порядке и в соответствии с Уставом садоводческого товарищества, предусматривающем право члена общества "Электрон" возводить на выделенном участке садовый дом.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные на дачном или садовом земельном участке, земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта жилой дом, жилое строение или объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В отношении же строения, расположенного на земельном участке с кадастровыми номерами каких-либо актов ПАО "Кубаньэнерго" Аношин А.А. не получал.

Так, СНТ "Электрон" на праве бессрочного пользования на основании Постановления главы администрации Центрального района г.Сочи от 25.02.1994 и Постановления главы администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок, площадью 2,9 га, Генеральным планом СНТ "Электрон" сформированы участки, подлежащие передаче членам СНТ, а также участок отнесенный к землям общего пользования. В том числе, был сформирован земельный участок с кадастровым номером , площадь которого составила 671 кв.м. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации г.Сочи земельные участки, сформированные вышеуказанным генеральным планом для предоставления членам СНТ, переданы им на праве собственности. Таким образом, земельный участок площадью 2,9 га, расположенный по <адрес>, Центрального района г.Сочи, является собственностью СНТ "Электрон".

Администрация Центрального района Сочи от ДД.ММ.ГГГГ произвела учет земельных участков СНТ "Электрон", в том числе и участка , присвоив ему кадастровый (с внесением сведений о границах, согласно Генеральному плану СНТ), который был разделен по решению собственника, в данном случае Комаровой Ю.С. на четыре участка, в том числе и спорные.

Указанные выше спорные земельные участки впоследствии были переучтены в ГКН с кадастровыми номерами , , (с уточненной площадью), а именно: 170 кв.м, 155 кв.м, 195 кв.м.

Чернышовой А.Ф., предыдущему собственнику земельного участка с кадастровым номером , из которого были образованы вышеперечисленные земельные участки, принадлежащие Комаровой Ю.С. и у которого Комарова Ю.С. купила их, земельный участок был предоставлен в собственность постановлением главы администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве на право собственности на землю серия в разделе "Ограничения в использовании и обременения участка земли" указано только "использование земельного участка с ограничениями, установленными требованиями режима 2-й зоны округа санитарной охраны курорта".

Аношин А.А. в свою очередь приобрел садовый участок с кадастровым номером у Комаровой Ю.С.

В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 : в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

Однако, согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером каких -либо ограничений и обременений не зарегистрировано.

Аналогично, в Сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи за от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, охранная зона также не указана.

Также, в кадастровом паспорте сооружения электроэнергетики с кадастровым номером в разделе кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, нет сведений о земельном участке с кадастровым номером

Кроме того, согласно п.7 вышеуказанных Правил маркировка охранной зоны на месте расположения СНТ "Электрон" отсутствует.

Более того, генеральный план застройки садоводческого общества "Электрон" согласован администрацией Центрального района г.Сочи в 1998 г.

Таким образом, Аношин А.А. не был осведомлен о наличии охранной зоны в месте расположения земельных участков в СНТ "Электрон".

Пункт 11 Правил в первоначальной редакции не содержал запрета на размещение садовых, огородных и дачные земельных участков, объекты садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Пункт 11 был изложен в следующей редакции:.. . запрещается: а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Следовательно, размещение садовых, огородных и дачные земельных участков в охранных зонах линий электропередач допускалось, при этом в силу положений ст.19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке.

Согласно п.4 Правил земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.Требование демонтажа, то есть, сноса строения ущемит права собственника, поскольку соблюдение охранных зон по смыслу Правил не означает запрета в его использовании.

При этом с соответствии с п.8 Правил, в действующей редакции, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Однако, свободный доступ к проводам линии электропередачи, а тем более к опорам, которые находятся на большом расстоянии от границ земельного участка Аношина А.А. не ограничен, что не препятствует ПАО "Кубаньэнерго" осуществлять свои права и обязанности по надлежащему обслуживанию линии электропередачи.

По мнению Аношина А.А. возведенное им строение в соответствии с законодательством РФ не исключает возможность эксплуатации фактически существующей линии электропередач, не создает угрозу аварийной работы данной линии, не препятствует доступу к объекту электросетевого хозяйства.

Кроме того, согласно Положительного заключения Государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, произведенной Ростовским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза Россини" Минрегиона России, раздел Идентификационные сведения о линейном объекте капитального строительства указано о необходимости корректировки проектной документации, которая вызвана следующими причинами: в связи с тем, что строительство BЛ 110 кВ осуществляется по существующей трассе в плотной городской застройке, в охранную зону BЛ попадают индивидуальные жилые строения, в проектной документации предусматривается учесть следующие затраты: возмещение убытков собственникам сносимых зданий, насаждений; компенсация оценочной стоимости сносимых зданий, насаждений; плата за землю при выкупе участка, необходимых для эксплуатации объекта.

Как видно из данного заключения, строительство BЛ 110 кВ осуществлено по существовавшей ранее трассе, которая была в момент согласования генерального плана застройки СНТ "Электрон".

Аношин А.А.ДД.ММ.ГГГГ обратился к ПАО "Кубаньэнерго" в соответствиии с п.10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласовать строительство дома на садовом участке в СНТ "Электрон" с кадастровыми номерами .

ПАО "Кубаньэнерго" письмом от 11.07.2019 за № СХ/113/1/1951 сообщило, в отношении земельного участка с кадастровыми номерами филиалом ПАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети принято решение об отказе в согласовании строительства. Данный отказ ничем не обоснован.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения

В соответствии с п.8 Правил установления охранных зон запрещается размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. Пунктом 10 Правил установления охранных зон установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в частности, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Таким образом, действующие Правила установления охранных зон допускают размещение объектов капитального строительства в пределах охранной зоны с соблюдением соответствующих условий - создания необходимых для доступа к объектам электросетевого хозяйства проходов (подъездов) и получением письменного решения о согласовании сетевой организации).

В соответствии с пунктом 2.5.216 главы 2.5 раздела 2 Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 20.05.2003 № 187 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" расстояния по горизонтали от крайних проводов BЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее: 2м- для BЛ до 20 кВ, 4м- для BЛ35 -110 кВ, 5м- для BЛ 150 кВ и 6 м - для BЛ 220 кВ. Исходя из приведённых положений нормативно-правовых актов размещение объектов капитального строительства в границах охранной зоны воздушных линий электропередачи проектного номинального класса напряжения 110 кВ возможно с получением письменного решения о согласовании сетевой организации при условии соблюдения требований пункта 2.5.216 главы 2.5 раздела 2 Правил устройства электроустановок о недопустимости размещения указанных объектов ближе 4 метров от крайних проводов при наибольшем их отклонении и требований п.8 Правил установления охранных зон о запрете на размещение объектов в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также препятствующих доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В связи с иском ПАО "Кубаньэнерго" по заявлению Аношина А.А. ООО "Центр независимых экспертиз" произведено исследование в части определения расстояния до опор линии электропередач, проводов линии электропередач, а также нахождении его в границах охранной зоны и возможности доступа ПАО "Кубаньэнерго" для обеспечения должной эксплуатации указанного энергообъекта, которым установлено следующее: здание с кадастровым номером удалено от земельного участка с кадастровым номером , фактически занимаемого опорой ЛЭП на 88.12 м, от земельного участка с кадастровым номером , также занимаемого опорой ЛЭП - на 78.88 м; здание с кадастровым номером полностью находится в охранной зоне линии электропередачи напряжением 110 кВ; расстояние от крайнего провода до угла здания составляет 7,37 м, до границы земельного участка с кадастровым номером - 2,43 м; - здание с кадастровым номером не препятствует доступу и обслуживанию как опор ЛЭП, так и непосредственно линии электропередачи.

Таким образом, установлено, что ближайшее расстояние от жилого дома до крайних проводов ВЛ-110 составляет 7,37 м.

Тогда как согласно п.2.5.216 главы 2.5 раздела 2 Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 20.05.2003 № 187 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее: 4 м - для ВЛ 35-110 кВ.

Жилой дом возведён ответчиком на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, разрешённый вид использования которого предусматривает возведение индивидуального жилого дома. В решении ПАО "Кубаньэнерго" от 11.07.2019 отказ ПАО в согласовании Аношину А.А. расположения жилого дома в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства в нарушение требований п.12 Правил установления охранных зон не мотивирован и не содержит ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие размещения жилого дома на принадлежащем Аношину А.А. земельном участке. Ссылка в решении на п.8 Правил установления охранных зон таковой признана быть не может, поскольку указанные нормативные положения не исключают возможности размещения объекта капитального строительства, в том числе индивидуального жилого дома, в охранной зоне с соблюдением соответствующих условий.

Кроме того, 29.05.2019 решением Центрального районного суда г.Сочи по гражданскому делу по иску администрации г.Сочи у Аношину А.А. о признании постройки самовольным строением, сносе самовольно возведенного объекта, фактически дело возбуждено по спору о том же предмете и тем же основаниям, что заявило ПАО "Кубаньэнерго", в иске администрации г.Сочи было отказано.

По мнению ответчика, истцом не предоставлено доказательств того, что возведенное им строение в соответствии с законодательством РФ исключает возможность эксплуатации фактически существующей линии электропередач, создает угрозу аварийной работы данной линии, а равно, что строение препятствует доступу к объекту электросетвого хозяйства и не имеет необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

При этом доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков (пункты 16,17 Правил).

При таких обстоятельствах требования ПАО "Кубаньэнерго" в защиту своих прав и прав третьих лиц не могут быть удовлетворены.

В судебном заседании представители сторон ссылались на обоснование своих требований и возражений.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлерению.

В соответствии с п.145 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 ПАО "Кубаньэнерго" являлся ответственным исполнителем и осуществлял реконструкцию объекта "BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 1 цепь", ВЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 2 цепь", КВЛ-110 кВ ¦ Дагомыс-Верещагинская" (совместный подвес), далее - Энергообъект.

Указанный энергообъект является собственностью ПАО - Кубаньэнерго", что подтверждается справкой о балансовой принадлежности от 02.04.2019 № 124 и свидетельством о регистрации права собственности от 03.03.2014 № .

Проектная документация по объекту "BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 1 цепь", BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 2 цепь", KBЛ-110 кВ "Дагомыс-Верещагинская" (совместный подвес) прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение от 09.10.2013.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ПАО "Кубаньэнерго" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.10.2009 утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения объекта "Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции "Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство).

В соответствии с ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Кроме этого порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. В соответствии с п.5, п.6 правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В целях обеспечения безопасных условий эксплуатации линии электропередачи и создания бесперебойного и непрерывного энергоснабжения города-курорта Сочи, в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия о прохождении границы зоны с особым условием использования территорий, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографией, сведения об охранных зонах внесены в государственный кадастр недвижимости. Учетные номера охранных зон: 23.49.2.371; 23.49.2.397; 23.49.2.428.

Статьи 40 и 42 ЗК РФ устанавливают пределы права собственников земельных участков на использование земельных участков и обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Согласно ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются ст.222 настоящего Кодекса.

Поэтому, в силу статей 40, 42 ЗК РФ, ст.263 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать его по своему усмотрению в пределах определяемых его назначением, а также с учетом иных установленных публичных ограничений.

В соответствии с абз.4 п.2 ст.89 ЗК РФ (действовавшим на момент установления охранных зон) для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.

Согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью 151 кв.м, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес> имеет категорию земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства. Правообладателем земельного участка является Аношин А.А.

В соответствии с Правилами в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Кроме этого, п.10 Правил запрещает без письменного решения о согласовании сетевых организаций строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос зданий и сооружений в охранной зоне BЛ, ширина которой для BЛ 110 кВ составляет 20 м по обе стороны от крайних проводов, а также возведение сооружений, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйств, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В соответствии с Постановлением Главы Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ объекты электроэнергетики являются особо важными объектами и предоставление земельных участков для целей строительства в охранных зонах данных объектов запрещено.

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

Пунктом 2 указанного выше постановления определено, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

Согласно кадастровому паспорту сооружения от 07.14.2014 энергообъекту присвоен кадастровый . Схема расположения сооружения (энергообъекта) на земельном участке представлена в техническом плане.

При этом Аношин А.А при возведении строения за получением согласования в ПАО "Кубаньэнерго" не обращалась. Таким образом, ответчик, без соответствующего разрешения, самовольно осуществляет строительство в охранной зоне BЛ напряжением 110 кВ, в пролете опор -, нарушая обязательные к соблюдению требования Правил.

Строительство с нарушением обязательных требований, создает препятствия ПАО "Кубаньэнерго" в части исполнения своих обязательств по обеспечению безопасного функционирования и безаварийной работы воздушной линии электропередач напряжением 110 кВ.

В силу п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку спорное здание возведено после установления охранной зоны, что создает препятствие собственнику кабеля в его безопасной эксплуатации, а также создает опасность причинения вреда в будущем, а деятельность истца по эксплуатации ВЛ относится к источникам повышенной опасности, что возлагает на истца дополнительные обязанности и основания ответственности (ст.1079 ГК РФ) - истец вправе требовать устранения соответствующих препятствий в эксплуатации кабеля и условий, создающих угрозу причинения вреда в будущем, на основании статей 304, 1065 ГК РФ.

Пункт 2 ст.209, п.2 ст.260 ГК РФ, а также статьи40, 42 ЗК РФ допускают установление ограничений права частной собственности в отношении земельных участков; абз.4 п.2 ст.89 ЗК РФ (действовавший на период установления охранных зон) прямо предусматривает ограничение права частной собственности на земельный участок в связи с установлением охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Аношина А. АлексА.а устранить препятствия в пользовании имуществом ПАО "Кубаньэнерго" - линии электропередач ВЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 1 цепь", BЛ-110 кВ "Сочинская ТЭС-Сочи 2 цепь", KBЛ-110 кВ "Дагомыс-Верещагинская" (совместный подвес) путем демонтажа возведенного строения на земельном участке с кадастровым номером и приведения земельного участка в охранной зоне энергообъекта в первоначальное состояние.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено в соответствии с положениями ст.199 и ч.2 ст.108 ГПК РФ 05.11.2019 г.

Председательствующий