Дело № 2-4655/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2013 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Акопян Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с указанным заявлением, свои требования мотивируя тем, что согласно, письма администрации от 21.08.2013 года №№, ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги- принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение об отказе мотивировано п. 3 ч. 1 ст. 54 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.Заявитель считает, что решение об отказе вынесено незаконно и необоснованно по нижеследующим основаниям. В оспариваемом решении указано, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права, стоять на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Пятилетний срок, предусмотренный положениями ст. 53 ЖК РФ не истек.Анализ приведенной правовой нормы свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.Однако заявитель никакого умысла совершить какие-либо действия с целью создания ухудшения жилищных условий, для того, чтобы встать на учет не имела, не совершала умышленных действий для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, ввиду нижеследующего. 13 февраля 2008 года Банк ВТБ 24 и ФИО11. (муж заявителя) заключили кредитный договор №№. Кредит предоставлен на сумму <данные изъяты> рублей для целевого использования - приобретения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> сроком на 242 месяца. Поручителем по данному договору была заявитель, согласно договора поручительства №№ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 13.02.2008г., ФИО3 и ФИО2 приобрели в общую совместную собственность указанную квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области, при этом данное жилое помещение осталось у Банка в ипотеке в силу закона.Впоследствии в связи с ухудшением материального и финансового положения, оплачивать ипотеку стало крайне затруднительно и 03.07.2009 года ФИО11. заключил с ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» договор стабилизационного займа на сумму <данные изъяты> руб., которые были перечислены в счет погашения образовавшейся задолженности по кредитному договору №№ от 13.02.2008г. Поручителем по указанному договору стабилизационного займа выступала также ФИО2 (договор поручительства №№ от 03.07.2009г.). При этом Банк оформил закладную.С рождением второго ребенка в семье значительно ухудшилось и так тяжелое финансовое положение, и кредитные средства уплачивались супругами не в полном объеме, в связи с чем кредиторы обратились в судебные инстанции с исками о расторжениями договоров и взыскании досрочно денежных средств.На основаниирешения Ленинского районного суда г. Костромы от 25.08.2011г. № № в пользу Банка ВТБ 24 (ЗАО) в солидарном порядке с ФИО11 и ФИО2 взыскано <данные изъяты>. и по <данные изъяты> коп. государственной пошлины с каждого. На основании решения Ленинского районного суда г. Костромы от 24.04.2012г. №№ в пользу ОАО «Агенство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» в солидарном порядке с ФИО11. и ФИО2 взыскано <данные изъяты> коп. государственной пошлины с каждого.Квартира, приобретенная на ипотечные кредитные средства была арестована и выставлена на торги, за цену, которая не покрыла бы существующей общей задолженности перед Банками. Воспользовавшись своим правом, заявитель с супругом самостоятельно нашли покупателя квартиры, за необходимую цену и заключили договор купли-продажи квартиры от 08.11.2012г., расположенной по адресу: г. <адрес> с ФИО15 тем самым погасили все имеющиеся долги перед кредиторами, вследствие чего исполнительные производства, возбужденные в отношении ФИО11. и ФИО2 были окончены.Все вышеприведенное свидетельствует о том, что заявитель не предпринимала намеренных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, а сложились они в связи со стечением отрицательных не преодолимых жизненных обстоятельств.В настоящее время семья А-вых, состоящая из четырех человек, в том числе двое малолетних детей вынуждены проживать в квартире с частичными удобствами в доме, который требует капитального ремонта по адресу: <адрес>.Администрацией города Костромы выводы, о том, что действия ФИО2 по отчуждению квартиры по адресу: <...> изложенные в оспариваемом решении, сделаны с целью приобретения права на получение жилья, никак не обоснованы. В связи с изложенным ФИО2 просит признать незаконным и отменить решение от 21.08.2013г. №№ администрации г.Костромы об отказе ФИО2 в принятии её и членов семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязать администрацию г.Костромы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод ФИО2, приняв решение о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании ФИО2, её представитель на основании доверенности ФИО4 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации г.Костромы на основании доверенности ФИО5 предъявленные требования полагал подлежащими отклонению в связи с тем, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права, стоять на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Статус нуждающейся в улучшении жилищных условий был получен ФИО2 в результате намеренных действий по продаже жилого помещения по адресу: <адрес> в декабре 2012г., доказательств обратного заявителем не представлено.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к таким решениям относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо родителей в неполной семье не превышает 35 лет, в Костромской области может быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение жилищного фонда Костромской области в случае признания данной семьи нуждающейся по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ч.1 ст.51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Частями 3 и 7 той же статьи кодекса определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 4 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) по основаниям, предусмотренным законодательством.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Аналогичная норма содержится в пп. «в» п. 2.10 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 27 ноября 2012 года № 2494.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела 22.07.2013г. ФИО2 обратилась в администрацию г.Костромы с заявлением о принятии её и членов семьи: ФИО11. (супруг), <данные изъяты> (сын), <данные изъяты> (дочь) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из письма администрации г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ. № № ФИО2 было отказано в предоставлении муниципальной услуги- постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по тем основаниям, что до 12.12.2012г. обеспеченность семьи ФИО2 составляла по 13,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, что превышало учетную норму в размере 12 кв.м. 12.12.2012г. жилое помещение по адресу: <адрес> было отчуждено заявителем, в связи с чем на учет ФИО2 может быть принята не раньше чем через пять лет после совершения намеренных действий, в результате которых заявитель стала нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации г.Костромы не представлено доказательств того, что действия по отчуждению принадлежащего ранее жилого помещения были совершены ФИО2 исключительно с целью приобрести право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации г.Костромы.
Напротив, суд полагает, что из представленных ФИО2 доказательств следует, что продажа квартиры по адресу: <...> 6А-66, была вынужденной и вызвана объективными причинами, не связанными с желанием состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения.
Так, как следует из материалов дела, 13.02.2008 года между Банком ВТБ 24 и ФИО11 был заключен кредитный договор №№ в соответствии с которым ФИО11 был предоставлен кредит на сумму <данные изъяты> рублей для приобретения квартиры, расположенной по адресу: Костромская область, <адрес>, сроком на 242 месяца. В соответствии с п.2.4.1 указанного договора обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору явился залог вышеуказанной квартиры. Поручителем по данному договору согласно договора поручительства №№ от ДД.ММ.ГГГГ. являлась ФИО2 В соответствии с договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 13.02.2008г., ФИО11. и ФИО2 приобрели в общую совместную собственность указанную квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №., выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области.
Решением Ленинского районного суда г.Костромы от 25.08.2011г. с ФИО11., ФИО2 в солидарном порядке в пользу Банка ВТБ 24 (ЗАО) взыскана задолженность по кредитному договору № № от 13.02.2008г. в сумме <данные изъяты> руб.
03 июля 2009г. между ОАО Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» и ФИО11 заключен договор займа № <данные изъяты>, в соответствии с которым заемщику был предоставлен заем в размере <данные изъяты> руб. Для погашения просроченной задолженности по уплате основного долга и начисленных процентов по кредитному договору № <данные изъяты> от 13.02.2008г.Заем предоставлен под поручительство ФИО2 (договор поручительства от № обеспечением исполнения обязательств по договору займа является залог квартиры по адресу: <адрес> (договор об ипотеке от №
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 24.04.2012г. №№ в пользу ОАО «Агенство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» в солидарном порядке с ФИО11. и ФИО2 взыскано <данные изъяты> руб.
На основании вышеуказанных решений Ленинским районным судом г.Костромы были вынесены исполнительные листы и возбуждены исполнительные производства, что подтверждается материалами дела.
Постановлением от 07.10.2011г. судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г.Костромы наложен арест на квартиру по адресу: <адрес>. Постановлением от 02.11.2011г. указанное имущество было передано на торги с оценкой <данные изъяты>.
Согласно отчета от 21.12.2011г. ТУ Росимущества торги в отношении вышеуказанной квартиры были признаны несостоявшимися.
12.07.2012г. согласно акта квартира <адрес> повторно передана на торги по цене <данные изъяты> руб.
Согласно отчета от 03.08.2012г. ТУ Росимущества торги в отношении указанного имущества были признаны несостоявшимися.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г.Костромы от 16.08.2012г. снижена цена имущества на 15%, т.е. до <данные изъяты>
Как следует из пояснений заявителя в связи с тем, что стоимость квартиры была снижена до цены, не покрывающей общую задолженность по кредитным договорам, было решено самостоятельно выставить квартиру на продажу и 08.11.2012г. между ФИО11 А.Н., ФИО2 (продавцы) и <данные изъяты>. (покупатель) был заключен договор купли продажи квартиры по адресу: г.Кострома, <адрес> стоимость квартиры определена <данные изъяты> руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г.Костромы от 13.09.2012г. исполнительное производство в отношении ФИО2 в пользу взыскателя Банк ВТБ 24 (ЗАО), предмет исполнения: кредитные платежи <данные изъяты> руб., окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает установленным, что отчуждение квартиры по адресу: <...> 6А-66, было вызвано необходимостью погашения кредитной задолженностью, а не желанием получить статус нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Доказательств обратного представителем администрации г.Костромы не представлено. В связи с изложенным суд находит незаконным отказ администрации г.Костромы в предоставлении муниципальной услуги -принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения
Иных оснований, кроме изложенных в письме от 21.08.2013г. № №, препятствующих ФИО2 с членами семьи состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения при администрации г.Костромы из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение от 21.08.2013г № № администрации г.Костромы об отказе ФИО1 <данные изъяты> в принятии её на учет нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию г.Костромы принять ФИО1 <данные изъяты> с членами семьи ФИО11, <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.