РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 ноября 2013 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4656/13 по иску Прокурора г. Тольятти в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти», мэрии г.о.Тольятти об обязании установить ограничивающие пешеходные ограждения,
установил:
Прокурор г. Тольятти в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику с иском к МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» об обязании установить ограничивающие пешеходные ограждения. Впоследствии требования были уточнены, прокурор г.Тольятти просил обязать мэрию г.о.Тольятти построить тротуары с четной стороны <адрес> от посадочной площадки остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» протяженностью 8,2 метров и шириной 1,5 метра, протяженностью 9 метров и шириной 1,5 метра; построить тротуар на разделительной полосе <адрес> протяженностью 10,3 метров и шириной 4 метра; построить тротуары с нечетной стороны <адрес> от посадочной площадки остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» протяженностью 10 метров и шириной 1,5 метров (в соответствии со схемой, разработанной МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти»). Обязать МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти» непосредственно по завершению строительства тротуаров перенести пешеходные переходы в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» на <адрес> с целью соблюдения требований п.5.3.3.6. ГОТС Р 52766-2007 «Дороги автомобильного пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Обязать МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» непосредственно после завершения строительства тротуаров и переноса пешеходных переходов установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на разделительной полосе с четной и нечетной сторон <адрес> в районе <данные изъяты>» протяженностью 50 метров от границы пешеходного перехода в направлении <адрес> и протяженностью 20 метров в направлении <адрес>.
В обоснование иска указав, что 11.05.2012 года в ходе проведения сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти внеплановой/выездной проверки юридического лица мэрии г.о.Тольятти на основании распоряжения начальника У МВД России по г.Тольятти от 28.04.2012 года № и требования прокуратуры г.Тольятти от 23.04.2012 года исх. №, выявлено, что на <адрес> отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, что является нарушением п.п. 8.1.27 ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
17.05.2012 года на устранение вышеуказанных недостатков начальником отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти ФИО3 выдано предписание №. Срок исполнения мероприятий, указанных в предписании, 01.11.2012 года. В полученном ответе указано, что установка ограничивающих ограждений на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием на <адрес> в районе <данные изъяты> будет выполнена в 2012г.
Проведенной госинспекторами дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти 28.08.2013 года контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени МКУ «ЦОДД ГОТ» не предприняты меры по установке ограничивающих пешеходных ограждений.
Также установлено, что пешеходный переход расположен непосредственно на посадочных площадках остановок общественного транспорта «<данные изъяты>», что является нарушением п.3.9.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования», согласно которому пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения. В ходе обследования указанного участка дороги выявлена необходимость переноса пешеходных переходов и строительства тротуаров для подхода пешеходов к ним. Таким образом, для организации безопасности участников дорожного движения при переходе проезжей части на пешеходных переходах, расположенных в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» на <адрес> в соответствии с требованиями нормативных документов мэрии г.о.Тольятти необходимо построить тротуары, МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти перенести пешеходные переходы, установить ограничивающие пешеходные ограждения, технические средства организации дорожного движения привести в соответствие с требованиями ГОСТ. Неисполнение мэрией г.о.Тольятти, МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти» возложенных функций и требований законодательства в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.о.Тольятти, в том числе, на безопасные условия передвижения по дорогам городского округа.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что указанные истцом ГОСТы не содержат норм, которые бы обязывали строить тротуар на разделительной полосе проспекта. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, проверив материала дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3,5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного ФЗ
1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст.ст. 3, 17 вышеуказанного Федерального закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения<данные изъяты>
В соответствии с п.3.9.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования» пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения.
В соответствии с п.5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.
Согласно п.3.9.3 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования» при организации пешеходного перехода на дорогах с разделительной полосой на разделительной полосе устраивают пешеходный накопительный островок, ширина которого должна быть не менее ширины пешеходного перехода. Поверхность накопительного островка должна иметь покрытие и быть приподнята на 0,2 м над поверхностью проезжей части.
В соответствии с п.3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования» тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии – на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.
Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающее ограждение для пешехода – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть.
На основании ст.12 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов.
На территории г.о.Тольятти в соответствии с указанными нормами таким учреждением является муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти» (МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти»), действующего на основании Устава, утвержденного постановлением мэрии г.о.Тольятти от 27.08.2012 №.
Судом установлено, что 11.05.2012 года в ходе проведения сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти внеплановой/выездной проверки юридического лица мэрии г.о.Тольятти на основании распоряжения начальника У МВД России по г.Тольятти от 28.04.2012 года № и требования прокуратуры г.Тольятти от 23.04.2012 года исх. №, выявлено, что на <адрес> отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, что является нарушением п.п. 8.1.27 ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
17.05.2012 года на устранение вышеуказанных недостатков начальником отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти ФИО3 выдано предписание №. Срок исполнения мероприятий, указанных в предписании, ДД.ММ.ГГГГ года. В полученном ответе указано, что установка ограничивающих ограждений на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием на <адрес> в районе ООТ «<данные изъяты>» будет выполнена в 2012г.
Также установлено, что пешеходный переход расположен непосредственно на посадочных площадках остановок общественного транспорта «<данные изъяты>», что является нарушением п.3.9.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования», согласно которому пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения. В ходе обследования указанного участка дороги выявлена необходимость переноса пешеходных переходов и строительства тротуаров для подхода пешеходов к ним. Таким образом, для организации безопасности участников дорожного движения при переходе проезжей части на пешеходных переходах, расположенных в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» на <адрес> в соответствии с требованиями нормативных документов мэрии г.о.Тольятти необходимо построить тротуары, МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти перенести пешеходные переходы, установить ограничивающие пешеходные ограждения, технические средства организации дорожного движения привести в соответствие с требованиями ГОСТ.
В ходе судебного разбирательства обозревалась схема по установке ограничивающих пешеходных ограждений на <адрес>, разработанная МКУ «ЦОДД ГОТ».
Проведенной госинспекторами дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти 28.08.2013 года контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени МКУ «ЦОДД ГОТ» не предприняты меры по установке ограничивающих пешеходных ограждений.
Представитель ответчика обязанность МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» по установке ограничивающих пешеходных ограждений не оспорил, подтвердив факт, что данные ограждения не установлены до настоящего времени в связи с недостатком бюджетного финансирования.
Вместе с тем, суд считает указанные доводы представителя ответчика несостоятельными, поскольку ничем не подтверждены.
Представитель ответчика МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» также не оспорил тот факт, что установка ограничивающих пешеходных ограждений способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать мэрию г.о.Тольятти построить тротуары с четной стороны <адрес> от посадочной площадки остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» протяженностью 8,2 метров и шириной 1,5 метра, протяженностью 9 метров и шириной 1,5 метра; построить тротуар на разделительной полосе <адрес> протяженностью 10,3 метров и шириной 4 метра; построить тротуары с нечетной стороны <адрес> от посадочной площадки остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» протяженностью 10 метров и шириной 1,5 метров (в соответствии со схемой, разработанной МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти»); обязать МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти» непосредственно по завершению строительства тротуаров перенести пешеходные переходы в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» на <адрес> с целью соблюдения требований п.5.3.3.6. ГОТС Р 52766-2007 «Дороги автомобильного пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; обязать МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» непосредственно после завершения строительства тротуаров и переноса пешеходных переходов установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на разделительной полосе с четной и нечетной сторон <адрес> в районе ООО «<адрес>» протяженностью 50 метров от границы пешеходного перехода в направлении <адрес> и протяженностью 20 метров в направлении <адрес>, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию г.о.Тольятти построить тротуары с четной стороны <адрес> от посадочной площадки остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» протяженностью 8,2 метров и шириной 1,5 метра, протяженностью 9 метров и шириной 1,5 метра; построить тротуар на разделительной полосе <адрес> протяженностью 10,3 метров и шириной 4 метра; построить тротуары с нечетной стороны <адрес> от посадочной площадки остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» протяженностью 10 метров и шириной 1,5 метров (в соответствии со схемой, разработанной МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти»).
Обязать МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти» непосредственно по завершению строительства тротуаров перенести пешеходные переходы в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» на <адрес> с целью соблюдения требований п.5.3.3.6. ГОТС Р 52766-2007 «Дороги автомобильного пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Обязать МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» непосредственно после завершения строительства тротуаров и переноса пешеходных переходов установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на разделительной полосе с четной и нечетной сторон пр-та Московский в районе ООО «<данные изъяты>» протяженностью 50 метров от границы пешеходного перехода в направлении <адрес> и протяженностью 20 метров в направлении <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: