ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4659/18 от 07.12.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-4659/2018

(УИД 24RS0017-01-2018-004333-84)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 АнатО. к Некоммерческому Фонду Поддержки и Развития Северных Территорий о его ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд к Некоммерческому Фонду Поддержки и Развития Северных Территорий с иском о его ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика, ссылаясь на следующие обстоятельства. Названный благотворительный фонд зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю 10.09.2007г. за основным государственным регистрационным номером , а также Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 30.08.2007 года. Согласно Уставу целью Фонда являлось - формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование его для: содействия развитию инициатив граждан и юридических лиц, направленных на решение социальных, благотворительных, культурных и иных общественно значимых проблем северных территорий; содействия повышению роли журналистов в освещении социальных, благотворительных, культурных и иных общественно значимых проблем северных территорий; содействия повышению уровня свободы слова и печати. В настоящее время сложилась ситуация, при которой имущества Фонда недостаточно для осуществления его уставных целей и задач; вероятность получения необходимого имущества нереальна; на расчетном счету денежных средств нет, иного имущества Фонд не имеет; источники финансирования отсутствуют. Указанные обстоятельства не позволяют Фонду в дальнейшем осуществлять деятельность, для достижения целей, указанных в Уставе. Учредителями фонда принято решение о его ликвидации. На основании изложенного истец просит ликвидировать Некоммерческий Фонд Поддержки и Развития Северных Территорий без назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также исключить Некоммерческий Фонд Поддержки и Развития Северных Территорий из Единого государственного реестра юридических лиц.

В зале суда истец ФИО1 свои исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить и ликвидировать Фонд по причине невозможности осуществления им уставной деятельности.

Представители ответчика Некоммерческого Фонда Поддержки и Развития Северных Технологий, третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю, а также третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 (иные соучредители Фонда), в зал суда не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили, каких-либо возражений относительно ликвидации Фонда не предоставили.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи полагая, что ответчик и третьи лица, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, а также требований статей 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав доводы истца, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений п. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон о некоммерческих организациях), некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Некоммерческий Фонд Поддержки и Развития Северных Территорий зарегистрирован 10.09.2007 года Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером . Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации Некоммерческий Фонд Поддержки и Развития Северных Территорий зарегистрирован Министерством юстиции Красноярского края 10.09.2007 года, о чем внесена запись о включении некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно Уставу ответчика, целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование его для: содействия развитию инициатив граждан и юридических лиц, направленных на решение социальных, благотворительных, культурных и иных общественно значимых проблем северных территорий; содействия повышению роли журналистов в освещении социальных, благотворительных, культурных и иных общественно значимых проблем северных территорий; содействия повышению уровня свободы слова и печати (п. 2.1).

Источниками формирования имущества Уставом Фонда определены: взносы учредителей; благотворительные пожертвования, добровольные имущественные и денежные взносы предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной натуральной форме, в том числе носящие целевой характер; доходы от нереализованных операций, включая доходы от ценных бумаг, поступлений от проводимых в соответствии с Уставом Фонда лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведений лотерей и аукционов в соответствии с законодательством РФ, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от предпринимательской деятельности Фонда; гражданско-правовых сделок и других, не запрещенных законом поступлений (п. 4.2).

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

В силу ч. 3 ст. 18 указанного Закона, учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Аналогичная норма содержится в пункте 2 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, согласно которой учредители/участники юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию ликвидатора и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами.

Статья 19 ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет порядок ликвидации некоммерческой организации.

Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания Совета Учредителей Некоммерческого Фонда Поддержки и Развития Северных Территорий принято решение о ликвидации Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по причине то, что имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Согласно представленному в материалы дела бухгалтерскому балансу на 21.09.2018 года внеоборотные активы, оборотные активы, капиталы и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства на балансе Некоммерческого Фонда Поддержки и Развития Северных Территорий отсутствуют.

Существующего имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей; вероятность получения необходимого имущества нереальна; на его расчетном счету денежных средств нет, иного имущества Фонд не имеет; источники финансирования отсутствуют. Указанные обстоятельства не позволяют Фонду в дальнейшем осуществлять благотворительную деятельность, то есть выполнять цели для осуществления, которых он был создан.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о том, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований о ликвидации Некоммерческого Фонда Поддержки и Развития Северных Территорий.

При этом, поскольку ФИО1 не представлено решение о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии), учитывая, что это требование закона должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации, суд считает необходимым назначить ликвидатором Фонда ФИО1 и поручить ей осуществление действий, связанных с ликвидацией Фонда, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческий Фонд Поддержки и Развития Северных Территорий, назначив его ликвидатором ФИО1.

Поручить ликвидатору Некоммерческого Фонда Поддержки и Развития Северных Территорий осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2018 года.

Судья И.Г. Медведев