Гр. дело № 2-465/10-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2018 года город Курск
Промышленный районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Перфильевой Н.А.,
при секретаре Величкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету социального обеспечения Курской области о признании права на получение областного материнского капитала,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету социального обеспечения Курской области о признании права на получение областного материнского капитала в связи с рождением третьего и последующего четвертого ребенка ФИО15ДД.ММ.ГГГГ рождения. Требования мотивированы тем, что она является многодетной матерью и проживает на территории Курской области с 2013 года. При рождении четвертого ребенка, в соответствии с законом Курской области от 10.12.2008 г. № 108-ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей в Курской области», она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский капитал, однако в выдаче сертификата ей было отказано на основании решения комитета социального обеспечения Курской области №7604-р от 22.12.2017 г. по причине отсутствия на момент рождения ребенка места жительства, постоянной регистрации на территории Курской области. Считая данный ответ незаконным, свое право и права ее детей нарушенным, ФИО1 обратилась в суд, просит признать за ней право на получение областного материнского капитала в связи с рождением третьего и последующего четвертого ребенка, поскольку она постоянно с 2013 г. проживает на территории Курской области, в момент рождения третьего ребенка имела временную регистрацию.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что она является многодетной матерью, имеет четверых детей: ФИО16ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО17ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО18ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО19 Спартаковича, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В период с 2002 года она вместе со своей семьей на территории Курской области, на момент рождения четвертого ребенка с 14.08.2013 года по 14.08.2015 года была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с 13.01.2016 года по 29.11.2017 года была зарегистрирована по адресу: <адрес> но фактически проживала по адресу: <адрес> на съемной квартире, с 29.11.2017 года зарегистрирована по адресу: <адрес> и проживает в настоящее время. В 2013 году она была поставлена на учет по беременности и родам в ОБУЗ <данные изъяты> где наблюдалась до срока родов. После рождения ребенка ФИО20ДД.ММ.ГГГГ рождения ею были оформлены все необходимые документы: свидетельство о рождении, справка о рождении, СНИЛС, полис обязательного медицинского страхования. Считает, что у нее имеется право на получение областного материнского капитала в связи с рождением четвертого ребенка, в связи с чем просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета социального обеспечения Курской области в судебное заседании не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на иск, в котором вопрос об удовлетворении исковых требований ФИО1 оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ОКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседании не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года (пункт 1 части 1 статьи 3); которые вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На территории Курской области соответствующее правовое регулирование установлено Законом Курской области «О государственной поддержке семей, имеющий детей, в Курской области» № 108-ЗКО от 10.12.2008 года.
Преамбула названного Закона области указывает на то, что целью данного нормативного правового акта является создание надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей.
Согласно ст. 2 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющий детей, в Курской области» № 108-ЗКО от 10.12.2008 года, областной материнский капитал - единовременная денежная выплата за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22.1 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющий детей, в Курской области», право на областной материнский капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (их) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Курской области: женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года, при условии совместного проживания с детьми, если ранее они не воспользовались правом на областной материнский капитал в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ст. 7 Закона Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области», право на областной материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 22.5 настоящего Закона.
В силу ст. 22.3 Закона Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области», заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Порядок выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал определен постановлением Администрации Курской области от 21.05.2012 N 457-па (в посл. ред.) "О мерах по реализации статей 22.2 - 22.3 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» (вместе с «Правилами ведения регионального регистра лиц, имеющих право на областной материнский капитал», «Правилами подачи заявления о выдаче сертификата на областной материнский капитал и выдачи сертификата (его дубликата) на областной материнский капитал», «Формой бланка сертификата на областной материнский капитал в Курской области»).Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1439-О-О, анализ положений части 1 статьи 3 названного Федерального закона в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов, позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет четверых детей: ФИО21ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО22ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО23ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО24ДД.ММ.ГГГГ рождения, отцом которых является ФИО25
ФИО1 в период с 2011 года по настоящее время проживает на территории Курской области.
22.05.2015 года ФИО1 в г. Курске Курской области было получено страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования № на имя ФИО26
27.05.2015 года ФИО1 в Курском филиале ОАО «РОСНО-МС» был получен полис обязательного медицинского страхования № на имя ФИО27
Согласно справке МО МВД России «Льговский» от 10.01.2018 года, ФИО1 была зарегистрирована по месту пребывания с 14.08.2013 года по 14.08.2015 года по адресу: <адрес>
Согласно справке № ОБУЗ <данные изъяты> от 25.01.2018 года, ФИО1 была взята на диспансерный учет по беременности на сроке 7-8 недель в ОБУЗ <данные изъяты> и наблюдалась до срока родов.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГФИО28ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно справке № от 27.03.2018 года ОКОУ <данные изъяты>ФИО29ДД.ММ.ГГГГ рождения в период с 01.09.2011 года по 11.08.2015 года и с 07.11.2016 года по 26.09.2017 года обучался в ОКОУ <данные изъяты>
Согласно протоколов заседания по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ОКОУ <данные изъяты> от 8.09.2014 г, 8.10.2014 г., 29.11.2014 г., проводились рейды по проверке неблагополучных семей, в том числе семьи Богданович, что подтвердила, также допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО30 которая помимо этого, пояснила суду, что работает <данные изъяты> ей известно, что семья Богданович с 22. 06.2014 года по 12.01.2016 года проживает в г. Курске по адресу: <адрес> поскольку сын истца ФИО31 обучался в ОКОУ <данные изъяты> в данный период, она лично и преподаватели школы приходили домой к ФИО32 с рейдами, а в школу ФИО33 водила его бабушка, а после ее смерти – мама ФИО1
11.12.2017 года ФИО1 обратилась в Комитет социального обеспечения Курской области с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский капитал, однако в выдаче сертификата ей было отказано на основании решения комитета социального обеспечения Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия на момент рождения четвертого ребенка места жительства, постоянной регистрации на территории Курской области.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией свидетельства о рождении ФИО34 (л.д. 6), копией справки о рождении ФИО35 (л.д. 7), копией полиса ОМС ФИО36 (л.д. 8), копией СНИЛС ФИО2 (л.д. 9), копией паспорта ФИО1 (л.д. 10-12), копией информации МО МВД России «Льговский» (л.д. 13), справкой ОБУЗ <данные изъяты> (л.д. 14), копией свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО37 (л.д. 15), копией уведомления (л.д. 16), копией заявления ФИО1 (л.д. 25-27), справкой ОКОУ <данные изъяты> (л.д. 36), пояснениями истца, показаниями свидетеля.
Суд полагает, что предусмотренные действующим в Курской области законодательством условия для приобретения права на областной материнский (семейный) капитал, истцом были соблюдены. Суд исходит из того, что юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки является рождение ребенка живым, а третий ребенок и последующий четвертый ребенок ФИО1 родился живым, имеют гражданство Российской Федерации, отец также имеет гражданство РФ, все члены семьи зарегистрированы и проживают на территории Курской области, за ее пределами подтвержденного регистрацией места жительства истец не имеет. Учитывая данные обстоятельства, а также то, что права малолетнего ребенка производны от прав его матери в данном случае, и, учитывая, что Закон Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО имеет своей целью государственную поддержку семей, имеющих детей, в Курской области, а ребенок в данном случае ее лишается, что не соответствует целям принятого закона в отношении семей имеющих детей, проживающих на территории Курской области, то суд полагает, что ФИО1 имеет право на областной материнский капитал Курской области в связи с рождением третьего ребенка ФИО38ДД.ММ.ГГГГр. и последующего четвертого ребёнка ФИО39ДД.ММ.ГГГГ рождения, поскольку судом установлено, что в спорный период ФИО1 проживала на территории Курской области.
Кроме того, как следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 22.1 и ст. 7 Закона Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", право на дополнительные меры социальной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей.
Как следует из приведенных норм Закона Курской области, правовым и значимым основанием следует считать факт рождения детей, в том числе третьего, что в конкретном случае сторонами не оспаривается, а отсутствие постоянной регистрации по месту жительства, при наличии регистрации по месту пребывания, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований и не влияет на наличие права на получение областного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку факт постоянного проживания на территории Курской области в судебном заседании подтвержден.
В силу ст. 22.3 Закона Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области», заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Согласно п. 3 Правил подачи заявления о выдаче сертификата на областной материнский капитал и выдачи сертификата (его дубликата) на областной материнский капитал, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 21.05.2012 N 457-па, решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимаются комитетом социального обеспечения Курской области.
На основании указанных норм права суд считает, что исковые требования ФИО1 к Комитету социального обеспечения Курской области заявлены обоснованно, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Комитету социального обеспечения Курской области – удовлетворить.
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой <данные изъяты> право на областной материнский капитал в соответствии с Законом Курской области от 10 декабря 2008 года №108 ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» при рождении третьего ребенка ФИО40ДД.ММ.ГГГГр. и последующего четвертого ребенка – ФИО41ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 06.04.2018 г.
Председательствующий: Н.А. Перфильева