ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465/16Г от 01.03.2016 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-465/16г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 01 марта 2016 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шинкаревой Л.И.,

при секретаре Алиевой Е.А.,

с участием представителя истца Беляк А.А. - Беляк И.Н.,

ответчика представителя администрации МО Темрюкский район Мануйловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Беляк А.А. к администрации МО Темрюкский район о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями администрации,

У С Т А Н О В И Л :

Беляк А.А. обратилась в суд с иском к администрации МО Темрюкский о взыскании компенсации вреда, связанного с незаконными действиями администрации МО Темрюкский район по исключению ее и членов ее семьи из подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года», в размере социальной выплаты - 1 211 011 рублей, взыскании убытков, связанных с арендой жилого помещения, в размере 80 000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами, в размере 216 098 рублей 18 копеек.

Свои требования истица обосновала тем, что в 2011 году она вступила в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года" подкатегория: "Молодая семья и молодые специалисты", с целью улучшить свои жилищные условия, путем приобретения готового жилья. В 2014 году администрацией было проведено переоформление документов во вновь созданную федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года", при этом ее заверили в сохранении всех имеющихся преимуществ. В августе 2014 года она была уведомлена об исключении из данной социальной программы. Не согласившись с решением администрации МО Темрюкский район, она обратилась с заявлением в суд о признании незаконными действий администрации и восстановлении ее и членов ее семьи в подкатегории "Молодые семьи и молодые специалисты" федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года". Решением Темрюкского районного суда от 22.12.2014 года по делу №2-2616/14г. требования были удовлетворены, суд решил:

Восстановить Беляк А.А. срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Темрюкский район по исключению истицы и членов ее семьи из подкатегории "Молодые семь и молодые специалисты" федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года"; Признать незаконными действия администрации муниципального образования Темрюкский район по исключению истицы и членов ее семьи из подкатегории "Молодые семь и молодые специалисты" федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года"; Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район восстановить Беляк А.А. и членов ее семьи, а именно: Беляк И.Н., сына Беляк Н.И., в подкатегории "Молодые семь и молодые специалисты" федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года", с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления, с порядковым номером, под которым они значились на момент окончания действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 марта 2015 года по делу № 33-4884/2015 решение Темрюкского районного суда от 22.12.2014 года по делу № 2-2616/14 оставлено без изменения.

В целях реализации решения суда истица обратилась с соответствующим заявлением в администрацию МО Темрюкский район. Сообщением от 03.07.2015 года № В-140/04-5908/15-24 она была уведомлена о том, что согласно выписке из протокола заседания комиссии по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности Краснодарского края, предоставленной Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, постановили МО Темрюкский район отказать в предоставлении социальной выплаты претендентам в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств. В связи с тем, что ранее истица незаконно была исключена из списков, вынуждена была оспаривать данное решение в судебном порядке, восстанавливать свои права, она не смогла своевременно получить соответствующую социальную выплату. На данный момент она практически лишена возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий в рамках социальной программы. Поскольку данные неблагоприятные последствия явились результатом незаконных действий администрации МО Темрюкский район по исключению истицы и членов ее семьи из списков лиц, имеющих право на участие в социальной программе и получение соответствующей выплаты, ответственность за наступившие последствия также лежит на администрации. В связи с этим 21.09.2015 года ею было подано заявление на имя Главы Администрации МО Темрюкский район, в котором она просила решить вопрос о компенсации нарушенного права путем выплаты ей компенсации, в размере 1 211 011 рублей. Письмом Администрации МО Темрюкский район от 19.10.2015 года № 01.03/Б-1322 ей было отказано в заявленном требовании со ссылкой на то, что 30 марта 2015 года она с составом семьи восстановлена в испрашиваемую подкатегорию и числится под порядковым номером 2, согласно условиям правил программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014-2017 годы и до 2020 года» в части формирования и распределения очередности претендентов на получение субсидий. Отказывая в возмещении ущерба, Администрация МО Темрюкский район указала, что ответственность за незаконные действия государственных органов и их должностных лиц наступает при наличии в совокупности общих и специальных условий (ст.1064 и 1069 ГК РФ соответственно). Такими условиями являются наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинная связь между ними, а также вина причинителя вреда, размер причиненного вреда. Администрация считает, что в рассматриваемом деле наступление вреда от действий Администрации МО Темрюкский район не усматривается.

С указанной позицией ответчика, по мнению истца, нельзя согласиться по следующим основаниям: Истица вступила в целевую федеральную программу «Социальное развитие села до 2013 года» с целью улучшить свои жилищные условия путем приобретения готового жилья в 2011 году. В начале 2014 года администрацией было проведено переоформление документов во вновь созданную федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года». В августе 2014 года она была уведомлена об исключении из данной социальной программы. Решением Темрюкского районного суда от 22.12.2014 года по делу №2-2616/14 г. действия администрации муниципального образования Темрюкский район по исключению истицы и членов ее семьи из подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года» признаны незаконными. В 2014 году средства по указанной программе были выделены, в том числе, и на двух участников программы, зарегистрированных по Темрюкскому району. В

2014 году социальную выплату по указанной программе получила участник программы - В.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, которая воспользовалась своим правом на приобретение недвижимости. Также субсидия была выделена участнику программы - Ш.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>. Данный участник отказалась от получения социальной выплаты, в связи с тем, что подобранное ею жилое помещение не отвечало требованиям программы. Истица была зарегистрирована в очередности под , соответственно при отказе предыдущих участников, истица приобретала право на получение социальной выплаты, имела реальную возможность приобрести жилье, улучшить жилищные условия своей семьи. В связи с тем, что она была исключена из списков, из программы, она была лишена данного права. В настоящее время социальные выплаты претендентам не предоставляются в связи с недостатками лимитов бюджетных обязательств, перспектива указанной программы не известна. Истицей дважды подбиралось для покупки жилое помещение, полностью соответствующее требованиям программы, заключался предварительный договор купли-продажи, который, в связи с невозможностью исполнения из-за отсутствия социальной выплаты, был расторгнут.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, требований ст. 1069 ГК РФ, ст. 61 ГПК РФ, истица считает, незаконность действий Администрации МО Темрюкский район по исключению ее и членов ее семьи из подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года» установленной Решением Темрюкского районного суда от 22.12.2014 года по делу №2-2616/14г. Указанными действиями ей причинен вред в связи с невозможностью получения: социальной выплаты на приобретения жилья в размере 1 211 011 рублей. Кроме того, в соответствии с нормами ст. 395 ГК РФ, она считает, что с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере: 216 098 рублей 18 копеек (1 211 011 рублей размер социальной выплаты х 11 % ставка рефинансирования х 584 дней (с 18.06.2014 года - даты возможности производства социальной выплаты по 18.01.2016 года - даты обращения в суд)/360 дней в году). Кроме того, она была вынуждена снимать жилое помещение. По договору найма жилого помещения от 15.09.2014 года, заключенного между ней, Беляк А.А. и Г.В.А., за период с 15.09.2014 года по 31.08.2015 года ею оплачено 80 000 рублей. Указанная сумма в соответствии с нормами ст. 15 ГК РФ является для нее убытками, понесенными по вине Администрации МО Темрюкский район в связи с не предоставлением социальной выплаты и невозможностью приобретения жилого помещения.

От представителя администрации МО Темрюкский район поступили возражения на исковые требования Беляк А.А., в которых она просила отказать в удовлетворении заявленных требований полностью. Свои возражения представитель обосновала тем, что в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного управления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу положений статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда. Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» реализуется на территории муниципального образования с 2007 года (ранее программа называлась «Социальное развитие села»). Данная программа направлена на улучшение жилищных условий граждан проживающих и работающих в сельской местности путем строительства (приобретения) жилого помещения на территории сельских поселений Темрюкского района.

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» является продолжением программы «Социальное развитие села». Основополагающие требования у программ одинаковы (проживание и работа заявителя в сельской местности, признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, наличие собственных средств в полном объеме). Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В части решения жилищных вопросов граждан проживающих в сельской местности используется приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утвержденной вышеуказанным постановлением. В рамках реализации программы органом исполнительной власти является министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, органом местного самоуправления соответственно администрация муниципального образования Темрюкский район. Согласно Порядку в данной программе имеется две категории, категория «граждане» и категория «молодая семья и молодые специалисты». В каждой из указанных подкатегорий очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления с учетом первоочередного предоставления семьям имеющим трех и более детей (пункты 7 и 37 Порядка).

Беляк А.А. 18.10.2011 подала заявление о включении ее с составом семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года». На момент подачи заявления состав семьи заявителя был 3 человека, сам заявитель, супруг заявителя - Беляк И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын - Б.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На дату подачи заявления возраст супругов не превышал 35 лет.

Семья Беляк согласно паспортным данным зарегистрирована по адресу: Темрюкский район, <адрес>, <адрес> - 21, <адрес>. Согласно, выписке из лицевого счета жилого помещения от 26.10.2011 года № 02- 29/247 указанное домовладение принадлежит Б.О.М. на основании свидетельства о государственной регистрации права серия выданного 04.09.2009 года. Согласно постановления администрации Курчанского сельского поселения от 25 октября 2011 года № 233 «О признании граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года» семья Беляк признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно копии трудовой книжки на момент подачи заявления заявитель осуществляла свою трудовую деятельность в МБОУ СОШ № 4.

Формой улучшения жилищных условий семьей Беляк было выбрано приобретение, о чем свидетельствует предварительный договор купли-продажи жилого помещения. Согласно правилам программы субсидия предоставляется за счет средств федерального и краевого бюджетов (пункт 2 Порядка). Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом инфляции, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации на I квартал очередного финансового года. В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, за исключением случая, когда общая площадь построенного (приобретенного) жилья превышает общую площадь жилого помещения, используемую для расчета размера социальной выплаты. В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья. Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 12 Порядка размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (пункт 16 Порядка). Формирование списков на предоставления социальной выплаты производится по запросу министерства. Вместе с запросом министерство направляет список (в форме XL), где графы «сведения о заявителе» и «сведения об объекте» заполняются специалистом, а графы «расчетная стоимость» и «источники финансирования» рассчитываются автоматически программой XL, (за исключением пункта 21 «учетная норма для постановки на очередь, принятая органом местного самоуправления, кв. метров на человека») т.к. данный файл уже содержит формулы расчета субсидии и собственных средств гражданина.

Истец в своем исковом заявлении просит взыскать сумму субсидии в размере 1 211 011 рублей, которая является неверной. Согласно правилам расчета и представленным документам сумма субсидии при условии ее выплаты в 2014 году составила бы 908 258 рублей 40 копеек. Проанализировав материалы учетного дела Беляк А.А. можно увидеть, что заявитель обновляла документы с нарушениями предъявляемых к ним требований и не в полном объеме были отражены собственные средства заявителя. В 2011 году стоимость 1 кв.м. для расчета субсидии составляла 29 714 рублей, стоимость домовладения заявленного к приобретению согласно представленного договора составила 3 000 000, общая квадратура дома 81 кв.м. применяя правила расчета мы получаем: нормы применимые к семье Беляк:

стоимость 1 кв.м. по состоянию на 2011 год - 29 714 рублей; норма площади исходя из численного состава семьи (по состоянию на 2011 год) 3X18=54 кв.м. Фактически получившиеся данные согласно, представленных документов: стоимость 1 кв.м 3 000 000руб/81 кв.м = 37 037 рублей; общая квадратура заявленного домовладения составляет - 81 кв.м. Стоимость 1 кв. метра и общая площадь заявленного домовладения превышает установленные нормы по состоянию на 2011 год. Согласно правилам программы: сумма субсидии составила бы (54кв.м.Х29714руб.)Х70%=7123189 рублей, отсюда следует что сумма собственных средств заявителя наличие которых он должен был подтвердить, составляет 3000000 рублей - 1123189 рублей = 1876811 рублей. Согласно документам Беляк А.А. обеспечила только часть денежных средств а именно 1148560 рублей 77 копеек. Таким образом Беляк А.А. не предоставила подтверждение наличия собственных средств в размере 728 251 рубль. То есть, не выполнено одно из основных условий получения социальной выплаты.

По всему тексту искового заявления, истец использует формулировку «исключили из программы», данная трактовка не является не корректной, поскольку Беляк А.А. осталась в программе, была переведена в другую подкатегорию. Супругом заявителя получались письма с разъяснениями по всем интересующим его и заявителя вопросам. Так 15 июля 2014 года заявитель обратилась с письменным обращением о предоставлении информации о причинах отказа ей в предоставлении субсидии. На данное обращение был подготовлен письменный ответ, который был получен супругом заявителя лично 06.08.2014 года. Будучи не согласной с принятым решением и приведенными обоснованиями в отношении перевода в другую категорию и посчитав, что тем самым администрация нарушила ее права, заявитель обратились в Темрюкский районный суд с заявлением о признании действий администрации незаконными и восстановлении ее с составом семьи в подкатегории «молодая семья и молодые специалисты» программа, с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате поданного ими заявления, с порядковым номером, под которым значилась на момент окончания действия ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года». 22 декабря 2014 года Темрюкский районный суд вынес решение об удовлетворении заявленных требований заявителем. 5 марта 2015 года суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений. После вступления в силу указанных решений суда, заявитель с составом семьи были восстановлены в испрашиваемую подкатегорию (30 марта 2015 года и числятся под порядковым номером 2, согласно условиям правил программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014-2017 годы и до 2020 года» в части формирования и распределения очередности претендентов на получение субсидий. Семью Беляк неоднократно направляли как претендента на получение социальной выплаты по факту запроса списков министерством, а именно: 10.10.2014 года (предварительный список потенциальных претендентов на получение субсидии в 2015 году (по категории «граждане»),; 05.05.2015 года (список претендентов на получение субсидии (по категории «молодая семья и молодые специалисты»); 09.10.2015 года (предварительный список потенциальных претендентов на получение субсидии на 2016 год (по категории «молодая семья и молодые специалисты»).

При формировании списков на получение выплаты в 2015 году со стороны администрации было оказано содействие в получении акта обследования жилого помещения заявленного к приобретению. В настоящее время заявитель не лишена возможности реализовать свое право на улучшение жилищных вопросов через программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Данная программа предусматривает финансирование до 2020 года. При условии своевременного обновления документов и наличии оснований состоять в данной программе (проживание на территории сельской местности, работа одного из супругов не менее года в социальной сфере или агропромышленном комплексе, наличие собственных средств в полном объеме, согласно расчету произведенному к домовладению заявленному ими к приобретению), а так же в зависимости от выделяемого министерством финансирования заявитель будет вправе улучшить свои жилищные условия путем дальнейшего участия в программе. Супругу истицы неоднократно было рекомендовано рассмотреть вопрос об изменении способа улучшения жилищных условий с приобретения на строительство, так как согласно перечню подкатегорий заявители изъявившие желание улучшить свои условия путем строительства имеют приоритет при распределении сертификатов.

Гражданка В.О.А. и Ш.А.Н. представили необходимые документы. Ш.А.Н. относилась к категории «молодая семья и молодые специалисты, указанным в пунктах 32 и 33 Порядка, работающие (изъявившим желание работать) по трудовым договорам или осуществляющим (изъявившим желание осуществлять) индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир)». Данная категория согласно перечню подкатегорий расположена выше чем категория, к которой отнесена семья Беляк по решению суда. Не правомерный довод истца о том, что при отказе Шот А.Н. от получения сертификата, ей бы в 2014 году была предоставлена социальная выплата. Как показывает практика министерство отказывает в предоставлении очередным претендентам в получении социальных выплат (отказ от сертификата) если участник отказался. Кроме того, Беляк А.А. состояла в другой категории и не могла претендовать на внеочередное получение социальной выплаты после Ш.А.Н.

Более того, за период 2015 года ни один участник Программы (из двух категорий) не получили социальные выплаты, поскольку Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края решением от 08.06.2015 года отказало в предоставлении социальной выплаты претендентам в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию соответствующего мероприятия краевой Программы, доведенных министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на эти цели. Таким образом, действия администрации МО Темрюкский район по исключению Беляк А.А. из подгруппы программы и дальнейшие судебные разбирательства не могли повлиять на результат получения истцом соответствующей выплаты. В рассматриваемом деле наступление вреда от действий администрации МО Темрюкский район не усматривается.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом пунктом 2 данной статьи закреплено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как видно из копии представленного договора аренды жилого помещения от 15 сентября 2014 года, заключенного между Герасименко В.А. и Беляк А.А., настоящий договор действовал в период с 15.09.2014 года по 15.09.2015 года (пункт 1.3). Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с недвижимым имуществом, к которому относятся все без исключения жилые помещения, подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Пункт 2 статьи 651 ГК РФ определяет, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Это означает, что совершенный в надлежащей форме договор, все существенные условия которого согласованы сторонами, однако требуемая государственная регистрация, которого не осуществлена, не порождает всех последствий, на которые он направлен, до осуществления регистрации. Согласно пункту 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. По смыслу пункта 1 статьи 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают для третьих лиц после ее регистрации. Поскольку договор аренды заключённый на срок не менее года не прошел государственную регистрацию, для администрации МО Темрюкский район являющейся для данной сделки третьим лицом, правовые последствия от данного договора не наступили. Кроме того, документы подтверждающие факт проживания истицы зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес> - <адрес><адрес>, по иному месту жительства, при обновлении документов в 2014-2015 годах в администрации не предоставлялись. Положением предусмотрено, что для подтверждения наличия у заявителя факта нуждаемости в жилом помещении, при изменении его жилищных условий, он обязан уведомить администрацию и предоставить ряд документов, в том числе: выписку из лицевого счета жилого помещения по адресу фактического проживания и при наличии договора найма жилого помещения. Данные документы заявителем не предоставлялись в администрацию. Истец не может данным договором подтвердить понесенные ею убытки, в силу чего требования о взыскании 80 000 рублей не подлежат удовлетворению.

Как указывалось выше, субсидия предоставляется за счет средств Федерального и краевого бюджетов. Администрация не является получателем денежных средств. Согласно пункту 24 Порядка орган исполнительной власти в срок, указанный в соглашении о порядке обслуживания социальных выплат, перечисляет средства на банковские счета получателей социальных выплат. Согласно, пункта 1.6 приказа министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 07.04.2014 года № 53 (Приложение 3) получатель социальной выплаты обращается в кредитную организацию для открытия банковского счета, на который в последствии, перечисляется социальная выплата.

Статья 395 ГК РФ предусматривает ответственность за неисполнение денежного обязательства. В силу ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Администрация МО Темрюкский район не удерживала, не пользовалась и не сберегала денежные средства - социальные выплаты, предусмотренные для участников Программы, поскольку не являлась исполнительным органом по финансированию программы, таким органом является Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, в силу чего законные основания для взыскания процентов с ответчика по ст. 395 ГК РФ отсутствуют.

Кроме того, от представителя администрации МО Темрюкский район поступили возражения на исковые требования Беляк А.А., в которых она указала, что программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» является продолжением программы «Социальное развитие села». Основополагающие требования у программ одинаковы: проживание и работа заявителя в сельской местности, признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, наличие собственных средств в полном объеме. К гражданам, изъявившим желание принять участие в данной программе, предъявляются ряд требований в том числе они должны проживать на территории указанного муниципального района на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования, либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при этом в самой Программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» нет указаний на то, что в период нахождения граждан в программе им компенсируются расходы по оплате арендованного жилого помещения. Согласно Порядку в данной программе имеется две категории, категория «граждане» и категория «молодая семья и молодые специалисты». В каждой из указанных подкатегорий очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления с учетом первоочередного предоставления семьям имеющим грех и более детей (пункты 7 и 37 Порядка).Формой улучшения жилищных условий семьей Беляк А.А. при участии в Программе было выбрано приобретение, о чем свидетельствует предварительный договор купли-продажи жилого помещения. 5 марта 2015 года решение Темрюкского районного суда от 22 декабря 2014 года Темрюкский районный вступило в законную силу и было исполнено без промедления (30 марта 2015 года). Беляк А.А. с составом семьи были восстановлены в подкатегорию «молодая семья и молодые специалисты» и числятся под порядковым номером 2, что свидетельствует о том, что в настоящее время заявитель не лишена возможности реализовать свое право на улучшение жилищных вопросов через программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» поскольку данная программа предусматривает финансирование до 2020 года. Семья Беляк согласно паспортным данным зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Для подтверждения наличия у заявителя факта нуждаемости в жилом помещении, при изменении его жилищных условий, он обязан уведомить администрацию и предоставить ряд документов, в том числе: выписку из лицевого счета жилого помещения по адресу фактического проживания и при наличии договор найма жилого помещения. Данные документы заявителем в 2014 и 2015 году не предоставлялись в администрацию. Представитель считает, что договор аренды жилого помещения от 15.09.2014 года является недопустимым доказательством понесенных Беляк А.Л. расходов по оплате найма жилого помещения, поскольку он не прошел государственную регистрацию, обязательную для таких видов сделок с недвижимостью (п. 2 с т. 651 ГК РФ, и. 3 с г. 433 Г К РФ.п. 1 с г. 164 ГК РФ).

Более того, обращаем внимание суда на несоответствие подписей Герасименко В.А., являющего участником сделок с Беляк А.А. в договоре аренды жилого помещения от 15.09.2014 года и предварительном договоре купли- продажи жилого дома от 27.09.2011 года, представленного Беляк А.А. в администрацию МО Темрюкский район в пакете документов, на основании которых она и члены её семьи были признаны участниками Программы. Согласно расписки от 18.10.2011 года Беляк А.А. и ее супруг Беляк И.П. уведомлялись администрацией об ответственности за достоверность сведений предоставляемых ими и об отказе в предоставлении субсидии при выявлении недостоверной информации. Формирование списков администрацией производится на основании обновленных документов, которые предоставляются заявителем для подтверждения оснований, по которым граждане включены ранее в списки. Такими документы являются: документы с места работы: справка о составе семьи; выписка из лицевого счета жилого помещения; документы по форме улучшения жилищных условий; документы, подтверждающие наличие собственных средств. Заявитель, не представивший данный пакет документов, не может быть включен в списки. Документы с места работы подтверждают основания находиться в той или иной подкатегории. Справка о составе семьи показывает изменение состава семьи, в случае если они имели место быть. Выписка из лицевого счета жилого помещения подтверждает наличие у заявителя нуждаемости в жилом помещении на момент формирования списков. Документы о форме улучшения жилищных условий предоставляются, в том случае если домовладение, заявленное к приобретению продано, а по строительству произведены какие либо работы после даты подачи заявления. Документы, подтверждающие наличие собственных средств, подтверждают, что при получении заявителем сертификата на предоставление социальной выплаты у него будет достаточное количество денежных средств для реализации своего права на приобретение жилого помещения (на данный момент 1 год для приобретения и 2 года для строительства). При отсутствии собственных средств или их недостаточности заявитель не сможет приобрести жилое помещение, в связи, с чем обязан будет отказаться от выданного сертификата.

В 2012 году и в 2013 году семья Беляк не направлялась в составе получателей и претендентов на получение субсидии в связи с тем, что документы необходимые для включения не были представлены в полном объеме. На протяжении всего периода участия Беляк А.А. в программах ею не предоставлялись документы подтверждающие наличие собственных средств в полном объеме, только в 2015 году заявителем были отражены в полной мере собственные средства (материнский сертификат, справка банка, договор займа), что позволило включить ее в список претендентов на получение субсидии в 2015 году. 11.04.2014 года министерством было направленно письмо о необходимости представить муниципальный список на 2014 год и копии документов молодых семей и молодых специалистов изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках программы. В связи с сокращенными сроками исполнения (10 дней) о необходимости подставить документы все претенденты были оповещены в телефонном режиме. Гражданином Беляк И.Н. 24.04.2014 го да были представлены следующие документы: справка с места работы Беляк И.Н. от 22.04.2014 года № 4832; справка с места работы Беляк И.Н. от 28.02.2014 года № 2357; договор предварительной купли-продажи от 23.04.2014 года; копии свидетельства на право собственности на приобретаемое жилое помещение; копия кадастрового паспорта на приобретаемое жилое помещение; копия трудовой книжки заверенной отделом кадров на имя Беляк А.Л. выписку из лицевого счета жилого помещения; справку о составе семьи. В 2014 году заявитель в неполной мере обновила документы (отсутствует справка о собственных средствах и копия технического паспорта), в связи, с чем включение семьи Беляк А.А. в списки на получение сертификата не представлялось возможным, даже в случае нахождения Беляк А.А. в категории «молодая семья и молодые специалисты». В силу чего, утверждение Беляк А.А., что в случае, если бы она осталась в подкатегории «молодая семья и молодые специалисты», а не «граждане» то ею была бы получена субсидия, не соответствует действительности. Как видно из Списка на 2015 год «категория граждане» (направленные 10.10.2014 года предварительный список) по МО Темрюкский район граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и до 2020 года» первоочередным правом па получение субсидий при подтверждении пакета документов пользовались две семьи С.Е.А. (наличие троих детей и формы улучшения жилищных условий - строительство) и Т.Т. (трое детей и строительство). Поскольку Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края решением от 08.06.2015 года отказало в предоставлении социальной выплаты претендентам в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию соответствующего мероприятия краевой Программы, доведенных министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на эти цели, субсидии претендентами получены не были.

Ознакомившись с возражениями администрации муниципального образования Темрюкский район, представитель истца Беляк И.Н. подал на них отзыв, в котором указал, что свое возражение ответчик основывает на нескольких доводах: Беляк А.А. при обновлении пакета документов для участие в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года", были нарушены требования по сбору указанных документов, а также не в полном объеме отражены собственные средства заявителя. Опровергая данные доводы ответчика, хотелось бы сообщить, что в соответствие с п. 19 Приложения № 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года", указано следующее: Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином, указанным в пункте 17 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Таким образом, в связи с тем, что на протяжении двух лет в 2014 году и в 2015 году, Беляк А.А. направлялась как претендент на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе, свидетельствует о том, что работниками администрации были проверены правильность заполнения и полнота сбора документов, необходимых для участи в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года". Ответчик также указывает на тот факт, что не является истинным довод о том, что при отказе гр. Ш.А.Н. от получения сертификата, Беляк А.А. в 2014 году была бы предоставлена социальная выплата. Также ответчик указывает на тот факт, что Министерство сельского хозяйства Краснодарского края отказывает в предоставлении очередным претендентам в получении социальных выплат, если предыдущий участник отказался. Кроме того, Беляк А.А. состояла в другой категории и не могла претендовать на внеочередное получение социальной выплаты после Ш.А.Н. В опровержении данных доводов хотелось бы указать на то, что согласно параграфа № 2 федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы на период до 2020 года" указано следующее: программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

С учетом целевых установок Концепции реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Иными словами, в случае отказа от предоставления для использования субсидии, предоставленных Министерством сельского хозяйства Краснодарского края, прямо нарушаются нормы указанной федеральной программы, поскольку на отчетный период времени Правительством Российской Федерации запланированы определенные показатели достижения целей программы. И отказ от предоставления социальной выплаты (перераспределения уже предоставленных выплат межу участниками программы) является прямым саботажем исполнения программы в целом, что возможно имеет признаки должностного состава преступления. Кроме того, ссылаясь на указанные доводы, ответчиком не предоставлено каких либо доказательств невозможности перераспределения социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года". В федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года", не указан запрет на перераспределение социальных выплат между лицами состоящими в разных категориях Программы, что свидетельствует о неправомерности выводов ответчика по данному факту.

В судебное заседании истица Беляк А.А. не явилась, ее интересы представлял Беляк И.Н., который полностью поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и последующих объяснениях (возражениях). Он также пояснил, что после вступления в законную силу судебного решения от 22.12.14 года, администрация МО Темрюкский района своевременно приняла в се меры по его исполнению, но в выдаче субсидии было отказано ввиду недостаточности финансирования.

Ответчик представитель администрации МО Темрюкский район Мануйлова С.А. в удовлетворении заявленных Беляк А.А. требований просила отказать. В обоснование своих доводов она сослалась на ранее поданные ею возражения и обратила внимание суда на то, что истец не был исключен из программы, Беляк А.А. осталась в программе, была переведена в другую подкатегорию. По заявлению супруга заявителя о предоставлении информации о причинах отказа ей в предоставлении субсидии, был подготовлен письменный ответ, который был получен супругом заявителя лично 06.08.2014 года. После вступления в законную силу решения суда о признании незаконными действий администрации, администрация своевременно приняла все меры для восстановления нарушенного права и своевременно направила в се документы в Министерство сельского хозяйства Краснодарского края, которое принимает решение о предоставлении субсидий. Данные субсидии перечисляются непосредственно на счета граждан – получателей субсидий. Администрация МО Темрюкский район не получает указанные денежные суммы и не пользуется ими. Что касается требований истца об оплате проживания по договору аренды жилого помещения, то отсутствие жилья является основанием для включения гражданина в программу на получение жилья или субсидии на его приобретение и не предусматривают оплату найма жилого помещения на период до предоставления такой субсидии. Кроме того, подлинность представленного договора и подписи арендодателя вызывает сомнение в своей подлинности (ранее истец предоставлял аналогичный договор аренды жилья с тем же лицом за 2013 года, и подписи в этом договорах существенно различаются). Кроме того, при подготовке документов на получение субсидии в 2014 году истец указал свое место жительство в ст. Курчанской у родителей и указанный договор найма им представлен не был. Договор аренды заключённый на срок не менее года не прошел государственную регистрацию, для администрации МО Темрюкский район являющейся для данной сделки третьим лицом, правовые последствия от данного договора не наступили.

Кроме того, в 2013 и 2014 году истица Беляк А.А. в неполной мере обновила документы (отсутствует справка о собственных средствах и копия технического паспорта), поэтому е семья Беляк А.А. не была включена в списки на получение сертификата независимо от того, что она была переведена в другую подкатегорию.

Третье лицо, представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела. От начальника отдела № 44 УФК по Краснодарскому краю поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело без участия их представителя и принять решение в соответствии с законодательством.

Третье лицо, министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела. От представителя министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края поступил отзыв на исковое заявление Беляк А.А., в котором он указал, что порядок и условия предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В соответствии с пунктом 22 приложения № 4 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» к Программе, орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с условиями Программы по двум категориям: «граждане» и «молодые семьи, молодые специалисты». По решению суда семья Беляк А.А. включена на участие в Программе по категории «молодые семьи, молодые специалисты» с датой подачи заявления 18.10.2011 года. В 2015 году в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края поступили заявки от муниципальных образований Краснодарского края, в которые было включено 236 претендентов на получение социальных выплат по категории «молодые семьи, молодые специалисты». Беляк А.А. состоит в указанном списке под номером 194. В пределах выделенных лимитов социальные выплаты по категории «молодые семьи, молодые специалисты» были предоставлены претендентам с номера 1 по номер 102 включительно. Вопрос о предоставлении семье Беляк А.А. социальной выплаты на улучшение жилищных условий будет рассмотрен в порядке, установленном условиями Программы в 2016 году при наличии достаточных объемов финансирования. На основании изложенного, с учетом возражений администрации МО Темрюкский район, в удовлетворении заявленных требований Беляк А.А., представитель просил отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22.12.2014 года по иску Беляк А.А. к администрации МО Темрюкский район о признании незаконными действий администрации и восстановлении в подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты», суд: Восстановил Беляк А.А. срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Темрюкский район по исключению истицы и членов ее семьи из подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы на период до 2020 года». Признал незаконными действия администрации муниципального образования Темрюкский район по исключению истицы и членов ее семьи из подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы на период до 2020 года». Обязал администрацию МО Темрюкский район восстановить Беляк А.А. и членов ее семьи, а именно: мужа Беляк И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Б.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы на период до 2020 года», с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления, с порядковым номером, под которым они значились на момент окончания действия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д.7-14).

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 05.03.2015 года, решение Темрюкского районного суда от 22.12.2014 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя администрации муниципального образования Темрюкский район без удовлетворения (л.д. 15-21).

В целях реализации решения суда истица обратилась с соответствующим заявлением в администрацию МО Темрюкский район.

Сообщением от 03.07.2015 года № В-140/04-5908/15-24 истица была уведомлена о том, что согласно выписке из протокола заседания комиссии по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности Краснодарского края, предоставленной Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, постановили муниципальному образованию Темрюкский район отказать в предоставлении социальной выплаты претендентам в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного управления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу положений статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» реализуется на территории муниципального образования с 2007 года (ранее программа называлась «Социальное развитие села»). Данная программа направлена на улучшение жилищных условий граждан проживающих и работающих в сельской местности путем строительства (приобретения) жилого помещения на территории сельских поселений Темрюкского района.

Согласно Порядку, в данной программе имеется две категории, категория «граждане» и категория «молодая семья и молодые специалисты».

В каждой из указанных подкатегории очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления с учетом первоочередного предоставления семьям имеющим трех и более детей.

Судом было установлено, что Беляк А.А., 18.10.2011 года подала заявление о включении ее с составом семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года». На момент подачи заявления состав семьи заявителя был 3 человека, сам заявитель, супруг заявителя – Беляк И.Н. и сын – Б.Н.И..

Формой улучшения жилищных условий семьей Беляк было выбрано приобретение, о чем свидетельствует предварительный договор купли-продажи жилого помещения, заключенный между Г.В.А. и Беляк А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость домовладения заявленного к приобретению согласно представленного договора составила 3 000 000 рублей, общая квадратура дома 81 кв.м.

Согласно правилам программы субсидия предоставляется за счет средств федерального и краевого бюджетов.

Формирование списков на предоставления социальной выплаты производится по запросу министерства. Вместе с запросом министерство направляет список (в форме XL), где графы «сведения о заявителе» и «сведения об объекте» заполняются специалистом, а графы «расчетная стоимость» и «источники финансирования» рассчитываются автоматически программой XL, (за исключением пункта 21 «учетная норма для постановки на очередь, принятая органом местного самоуправления, кв. метров на человека») т.к. данный файл уже содержит формулы расчета субсидии и собственных средств гражданина.

Документы, подтверждающие наличие собственных средств, подтверждают, что при получении заявителем сертификата на предоставление социальной выплаты у него будет достаточное количество денежных средств для реализации своего права на приобретение жилого помещения (на данный момент 1 год для приобретения и 2 года для строительства). При отсутствии собственных средств или их недостаточности заявитель не сможет приобрести жилое помещение, в связи, с чем обязан будет отказаться от выданного сертификата.

Суд также установил, что в 2012 году и в 2013 году семья Беляк не направлялась в составе получателей и претендентов на получение субсидии в связи с тем, что документы необходимые для включения не были представлены в полном объеме. На протяжении всего периода участия Беляк А.А. в программах ею не предоставлялись документы, подтверждающие наличие собственных средств в полном объеме, только в 2015 году заявителем были отражены в полной мере собственные средства (материнский сертификат, справка банка, договор займа), что позволило включить ее в список претендентов на получение субсидии в 2015 году.

В судебном заседании представитель истицы Беляк И.Н. не предоставил подтверждений того, что истицей Беляк А.А. был предоставлен полный пакет документов для реализации своего права на приобретение жилого помещения.

С учетом того, что в 2014 году истица БелякА.А. в неполной мере обновила документы (отсутствует справка о собственных средствах и копия технического паспорта), включение семьи Беляк А.А. в списки на получение сертификата не представлялось возможным, даже в случае нахождения Беляк А.А. в категории «молодая семья и молодые специалисты».

В судебном заседании установлено, что после вступления в законную силу решения суда от 22.12.14 года о признании незаконными действий администрации, администрация своевременно приняла все меры для восстановления прав истца, что подтвердил в суд представитель Беляк А.А.

Как видно из письма министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, по решению суда семья Беляк А.А. включена на участие в Программе по категории «молодые семьи, молодые специалисты» с датой подачи заявления 18.10.2011 года. В 2015 году в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности <адрес> поступили заявки от муниципальных образований Краснодарского края, в которые было включено 236 претендентов на получение социальных выплат по категории «молодые семьи, молодые специалисты». Беляк А.А. состоит в указанном списке под номером 194. В пределах выделенных лимитов социальные выплаты по категории «молодые семьи, молодые специалисты» были предоставлены претендентам с номера 1 по номер 102 включительно. Вопрос о предоставлении семье Беляк А.А. социальной выплаты на улучшение жилищных условий будет рассмотрен в порядке, установленном условиями Программы в 2016 году при наличии достаточных объемов финансирования.

Как видно из данного письма, истица не утратила право на получение субсидии и продолжает участие в Программе по категории «молодые семьи, молодые специалисты» с датой подачи заявления 18.10.2011 года.

Доводы истца о возможности получения ею субсидии в 2015 года носят голословный характер и опровергаются объяснениями ответчика.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований Беляк А.А. о взыскании вреда в размере социальной выплаты – 1 211 011 рублей следует отказать.

Истица в своем иске просила взыскать с администрации муниципального образования Темрюкский район в пользу Беляк А.А. убытки, связанные с арендой жилого помещения в размере 80 000 рублей.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом пунктом 2 данной статьи закреплено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» нет указаний на то, что в период нахождения граждан в программе им компенсируются расходы по оплате арендованного жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с недвижимым имуществом, к которому относятся все без исключения жилые помещения, подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Пункт 2 статьи 651 ГК РФ определяет, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Это означает, что совершенный в надлежащей форме договор, все существенные условия которого согласованы сторонами, однако требуемая государственная регистрация, которого не осуществлена, не порождает всех последствий, на которые он направлен, до осуществления регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

По смыслу пункта 1 статьи 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают для третьих лиц после ее регистрации.

Согласно договора аренды жилого помещения от 15 сентября 2014 года, заключенного между Герасименко В.А. и Беляк А.А., настоящий договор действовал в период с 15.09.2014 года по 15.09.2015 года.

Учитывая то обстоятельство, что договор аренды заключённый на срок не менее года не прошел государственную регистрацию, для администрации МО Темрюкский район являющейся для данной сделки третьим лицом, правовые последствия от данного договора не наступили. Кроме того, документы подтверждающие факт проживания истицы зарегистрированной по адресу: <адрес>, по иному месту жительства, при обновлении документов в 2014-2015 годах в администрации не предоставлялись, истица указала сведения о проживании в доме родителей, а также подписи в договорах аренды от 2011 года и 2014 года не совпадают, что подтверждает возражения ответчика о недостоверности представленного в суд договора аренды.

Указанные обстоятельства являются достаточными основаниями для отказа истцу в иске о взыскании арендной платы в суме 80 000 рублей.

Также Беляк А.А. просила суд взыскать с ответчика в ее пользу проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 216 098 рублей 18 копеек, исходя из расчета - 1 211 011 рублей размер социальной выплаты х 11 % ставка рефинансирования х 584 дней (с 18.06.2014 года - даты возможности производства социальной выплаты по 18.01.2016 года - даты обращения в суд)/360 дней в году).

Согласно ч.1 ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Судом было установлено, что также следует из п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов.

Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», орган исполнительной власти в срок, указанный в соглашении о порядке обслуживания социальных выплат, перечисляет средства на банковские счета получателей социальных выплат.

Согласно пункта 1.6 приказа министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 07.04.2014 года № 53 получатель социальной выплаты обращается в кредитную организацию для открытия банковского счета, на который в последствии, перечисляется социальная выплата.

Исполнительным органом по финансированию программы является Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, которое осуществляет финансирование программы за счет средств краевого бюджета. Администрация МО Темрюкский район не удерживала, не пользовалась и не сберегала денежные средства - социальные выплаты, предусмотренные для истца, в силу чего законные основания для взыскания процентов с ответчика по ст. 395 ГК РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Беляк А.А. в иске к администрации муниципального образования Темрюкский район о взыскании компенсации вреда, связанного с незаконными действиями администрации МО Темрюкский район по исключению ее и членов ее семьи из подкатегории «Молодые семьи и молодые специалисты» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года», в размере социальной выплаты - 1 211 011 рублей, взыскании убытков, связанных с арендой жилого помещения, в размере 80 000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами, в размере 216 098 рублей 18 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято 11 марта 2016 года.