ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465/20 от 25.02.2021 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-53/2021

УИД 47RS0013-01-2020-000855-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 25 » февраля 2021 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Синявиной О.Н.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» ФИО3,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4,

при помощнике судьи Крук М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, об обязании принять без дополнительных условий и включить в реестр муниципальной собственности указанные жилой дом и земельный участок,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании жилого дома и земельного участка бесхозяйным имуществом, о включении в реестр муниципальной собственности жилого дома и земельного участка, указав, что ФИО1 зарегистрирована и проживает с 1989 года и ФИО2 зарегистрирована и проживает с 1982 года по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом, состоящий из двух квартир, был предоставлен для проживания ФИО1 и ФИО2 в связи с трудовыми отношениями с ЗАО «Подпорожское». Вышеуказанное имущество принадлежало совхозу «Подпорожский», далее ЗАО «Подпорожское». 13 декабря 2013 года по делу судьёй Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынесено определение, которым заявление ФНС России о признании ЗАО «Подпорожское» несостоятельным (банкротом) признано обоснованным. В ходе судебных разбирательств ЗАО «Подпорожское» признано несостоятельным (банкротом). Данное предприятие перестало действовать с 23 августа 2017 года. Конкурсному управляющему ЗАО «Подпорожское» в течение двух месяцев с момента вынесения определения предписано осуществить передачу жилых помещений по списку. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в данный список не был включён. В настоящее время вышеуказанный дом не имеет собственника и является бесхозяйным имуществом. Жилой дом имеет большой процент физического износа, но в связи с тем, что данное имущество является бесхозяйным, аварийным его признать невозможно. В 2013 году ФИО1 было подано обращение в Администрацию МО «Подпорожский муниципальный район <адрес>» о создании муниципальной межведомственной комиссии для оценки спорного жилого дома. Получен отказ в связи с тем, что указанный дом не является муниципальной собственностью, но имеет большой физический износ, Администрация МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» не считает возможным проведение муниципальной межведомственной комиссии по признанию вышеуказанного дома непригодным для проживания. Просят признать жилой дом и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1200 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом, обязать Администрацию МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять без дополнительных условий и включить в реестр муниципальной собственности указанные жилой дом и земельный участок.

В возражении на иск Глава Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» ФИО5 просит в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 отказать по тем основаниям, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестрах муниципального имущества Подпорожского городского поселения, Подпорожского муниципального района не значатся. Признание дома бесхозяйным и приём жилого дома в муниципальную собственность необходим истцам для признания данного жилого дома аварийным и непригодным для проживания. Однако, указанная позиция является ошибочной. Вышеуказанный жилой дом был предоставлен истцам по договору социального найма жилого помещения ЗАО «Подпорожское» в 1989 году. В отношении ЗАО «Подпорожское» была введена процедура банкротства, в соответствии с определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 июля 2017 года по делу завершено конкурсное производство в отношении ЗАО «Подпорожское», которое ликвидировано. Определение Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об обязании Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять недвижимое имущество в муниципальную собственность, а именно – жилой дом, расположенный по указанному адресу, не выносилось. Фактическое пользование жилыми помещениями осуществляется истцами с 1989 года. Таким образом, отсутствуют основания для признания жилого дома бесхозяйным, так как указанное имущество может быть приобретено в собственность истцов в силу приобретательной давности (л.д.74-75, 122-124).

Протокольным определением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2021 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО4.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, извещённые надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, подтвердив доводы, указанные в исковом заявлении, и дополнив, что они вселялись в спорные жилые помещения по договору социального найма, оплачивали квартплату. Ранее собственником был совхоз «Подпорожский», после его реорганизации ЗАО «Подпорожское». Просят в том числе обязать Администрацию МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять без дополнительных условий и включить в реестр муниципальной собственности МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» спорные жилой дом и земельный участок.

Представитель ответчика Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» ФИО3 исковые требования не признала по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 исковые требования поддержал.

Выслушав истцов, представителя ответчика, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из технического паспорта, владельцем жилого дома по адресу: <адрес>, 1980 года постройки, являлся совхоз «Подпорожский» (л.д.25-27).

Приказом совхоза «Подпорожский» от 19 декабря 1991 года решено преобразовать совхоз в акционерное общество (л.д.104-106).

На основании постановления Главы Администрации Подпорожского района Ленинградской области от 31 декабря 1992 года , приказа АОЗТ «Подпорожское» от 12 января 1993 года зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Подпорожское», которое является правопреемником совхоза «Подпорожский» (л.д.107-108).

Судом установлено, что с 21 сентября 1982 года истец ФИО2, а также члены её семьи ФИО9, ФИО10, ФИО4 занимают жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу, что подтверждается справкой о регистрации от 20 октября 2020 года (л.д.10).

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 24 декабря 2007 года, ФИО2 производила оплату за указанную квартиру ЗАО «Подпорожское» (л.д.14).

С 16 октября 1996 года истец ФИО1 и члены её семьи ФИО6, ФИО7, ФИО11 занимают жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу, что подтверждается справкой о регистрации от 8 октября 2020 года (л.д.18).

Между ЗАО «Подпорожское» и ФИО1 был заключён договор социального найма указанного жилого помещение (л.д.19-23).

Согласно ответам Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» от 1 октября 2013 года, ТУ Росимущества по Ленинградской области от 16 декабря 2013 года и Леноблкомимущества от 20 января 2021 года, жилой дом по адресу: <адрес>, в реестрах федерального, имущества Ленинградской области, муниципального имущества не значится (л.д.29, 35, 116).

Сведения об объектах недвижимости по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.30-33).

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 июля 2017 года завершено конкурсное производство в отношении ЗАО «Подпорожское» (л.д.47).

23 августа 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ЗАО «Подпорожское» на основании указанного определения суда, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.158-161).

Пунктом 2 Порядка передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 №235, определено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».

При этом суд учитывает, что жилые объекты относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона, поскольку на основании п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 (в котором указан жилищный фонд) к названному постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Из изложенного следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> 2), в силу прямого указания закона является муниципальной собственностью МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».

Таким образом, у Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» возникла обязанность принять без дополнительных условий и включить в реестр муниципальной собственности МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 в указанной части.

Поскольку земельный участок по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности, оснований для возложения на ответчика обязанности принять без дополнительных условий и включить в реестр муниципальной собственности МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» указанный земельный участок не имеется.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Учитывая, что в ходе разбирательства дела судом установлено, что спорный жилой дом и спорный земельный участок являются муниципальной собственностью, исковые требования ФИО1, ФИО2 о признании жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом не имеется.

При этом следует отметить, что отсутствие регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество не является безусловным основанием для признания названного имущества бесхозяйным.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1, ФИО2 подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1, ФИО2 к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять без дополнительных условий и включить в реестр муниципальной собственности МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий О.Н. Синявина

Решение в окончательной форме изготовлено 3 марта 2021 года.