ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465/2018 от 12.04.2018 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е № 2-465/2018

Именем Российской Федерации

12 апреля 2018 года город Зерноград

Зерноградский районный суд, Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В.

при секретаре Чуриковой И.О.

в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Большому Кругу Городского Казачьего Общества «Зерноградское» о признании недействительным протокола отчетно-выборного Большого Круга городского казачьего общества «Зерноградское» от ДД.ММ.ГГГГ,

Установил:

Истец ФИО1 обратился в Зерноградский районный суд, Ростовской области с исковым заявлением к Большому кругу городского казачьего общества «Зерноградское» о признании недействительными всех решений отчетно-выборного Большого круга ГКО «Зерноградское» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме голосования, мотивируя свои

требования тем, что истец является членом общества ГКО «Зерноградское» и ДД.ММ.ГГГГ состоялся отчетно-выборный Большой круг ГКО «Зерноградское», на котором было принято решение о выборе городским атаманом ФИО2, о чем был составлен соответствующий протокол. Истец полагает, что указанный протокол и принятые решения являются незаконными, так как согласно п. 41 Устава городского казачьего общества «Зерноградское» Юртового казачьего общества «Мечетинский юрт» окружного казачьего общества Черкасский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» - заседание Большого круга городского казачьего общества правомочно, если на нем присутствует более двух третей членов городского казачьего общества. Однако, на собрании ДД.ММ.ГГГГ было менее необходимого числа членов, по этой причине принятые решения являются незаконными, подсчет голосов на собрании не производился, список участников круга ГКО является недостоверным, поскольку в нем указаны лица, которые вообще на собрании не присутствовали.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнил исковые требования, просит признать недействительным протокол отчетно-выборного Большого круга ГКО «Зерноградское» от 18 августа 2017 года. Уточненные исковые требования ФИО1 поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что на Большом круге не было кворума, кроме того, протокол подписан не полномочным на то лицом председателем Круга казаком ФИО3, хотя согласно Устава протокол должен подписываться атаманом, о том, что он исключен из списка ГКО «Зерноградское» его никто в известность не ставил, об этом решении ему до настоящего судебного заседания известно не было.

Представитель истца Свидетель №2 просил удовлетворить уточненные исковые требования.

Представители ответчика ФИО2, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей от 15 сентября 2017 года исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. Представитель ответчика ФИО2 пояснил, что принятые на Большом Круге решения являются законными, так как Большой Круг собрал 2/3 казаков, то есть был кворум, как предусмотрено Уставом. Кроме того, ФИО1 не имеет права обращаться с иском, так как на основании протокола Совета Стариков чести ГКО «Зерноградское» от ДД.ММ.ГГГГ он исключен из списка ГКО, по той причине, что перешел в состав Союза казаков войск России и зарубежья (СКВРЗ), представленная ФИО1 справка за подписью и.о. атамана ГКО ФИО6 является также не действительной, по той причине, что отсутствует дата выдачи данной справки, кроме того, на основании решения Совета Стариков ГКО «Зерноградское» от ДД.ММ.ГГГГФИО6 исключен из списка и круга ГКО «Зерноградское», поэтому не наделен правом на подписание каких-либо документов.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему:

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с последующими изменениями и дополнениями) настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 6.2 упомянутого Федерального закона казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.

Правовая и организационная основы государственной службы российского казачества закреплены в Федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".

В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ; казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы; окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ; войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1992 N 632 (в редакции от 30.04.2009) "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" предусмотрено, что казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общими собраниями (сходами) казаков хуторов, станиц, городов, районными (юртовыми), окружными и войсковыми собраниями. Уставы подлежат утверждению главами администраций соответственно районов, городов, автономной области, автономных округов, областей и краев, а также главами исполнительной власти (президентами) республик в составе Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Статьей 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом городского казачьего общества "Зерноградское" юртового казачьего общества «Мечетинский юрт» Окружного казачьего общества Черкасский округ казачьего общества «Всевеликое войско Донское», действие которого распространяется на Городское казачье общество «Зерноградское» Юртовое казачье общество «Мечетинский юрт», а также на входящих в его состав членов городского казачьего общества, ГКО осуществляет свою деятельность на территории Зерноградского городского поселения муниципального образования «Зерноградский район», Ростовской области, является юридическим лицом – некоммерческой организацией и имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и других кредитных организациях. Деятельность городского казачьего общества осуществляется на основании Устава, принятого Большим кругом городского казачьего общества в соответствии с Уставами вышестоящих казачьих обществ. В соответствии с п. 32 Устава органами управления городского казачьего общества являются: Большой Круг городского казачьего общества, Городской атаман. Большой Круг городского казачьего общества является высшим органом управления городским казачьим обществом, который созывается не реже одного раза в год. Заседание Большого круга городского казачьего общества, на котором проводятся выборы городского атамана, по месту нахождения городского правления, либо в ином месте при наличии согласования с вышестоящим атаманом. Пунктом 38 Устава предусмотрено, что к компетенции Большого круга городского казачьего общества относятся вопросы: принятия и внесения изменений в Устав городского казачьего общества, определение приоритетных направлений деятельности городского казачьего общества, образование органов городского казачьего общества и досрочного прекращения их полномочий, в том числе избрание городского атамана, избрание по представлению городского атамана первого заместителя (товарища) городского атамана, совета стариков, суда чести, контрольно-ревизионной комиссии, утверждение положения о суде чести, контрольно-ревизионной комиссии, определение количественного состава городского правления и его структуры, прекращение полномочий городского атамана по предложению войскового атамана или войскового суда чести. Пунктом 41 Устава предусмотрено, что заседание Большого круга городского казачьего общества правомочно, если на нем присутствует более двух третей членов городского казачьего общества. Решения Большого Круга городского казачьего общества принимаются открытым голосованием и оформляются протоколом, подписываемым городским атаманом или уполномоченным им первым заместителем (товарищем) городского атамана, писарем, а также городским есаулом (есаульцем).

ДД.ММ.ГГГГ состоялся отчетно-выборный Большой Круг ГКО «Зерноградское», согласно протокола отчетно-выборного Большого Круга ГКО «Зерноградское» на Большом Круге присутствовало 98 казаков, председателем Большого Круга был избран казак ФИО3, по приглашению которого в Большом Круге участвовал Совет стариков в составе трех казаков. Большой Круг единогласно избрал атаманом казака ФИО2, который принял присягу (л.д. 24-26). Согласно п. 41 Устава ГКО на отчетно-выборном Большом Круге ГКО присутствовало более двух третей членов ГКО, то есть был обеспечен кворум для принятия Большим Кругом ГКО решений. Доказательств обратного истцом и его представителем суду не представлено. Истец, заявляя о нарушении его права в связи с тем, что на отчетно-выборном Большом Круге ГКО не было кворума, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств того, что он является членом ГКО «Зерноградское» и принятыми на Большом Круге ГКО решениями нарушены его права. Кроме того, истец оспаривает протокол отчетно-выборного Большого Круга ГКО «Зерноградское», суд с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, полагает, что права истца оспариваемым протоколом не нарушены, доказательств обратного истцом суду также не представлено. Доводы истца относительно того, что протокол отчетно-выборного Большого Круга ГКО подписан не избранным атаманом, как этого требует Устав, а председателем Круга казаком ФИО3, судом не могут быть приняты во внимание, так как не имеют правового значения для признания решения Большого Круга ГКО недействительным. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также исходя из характера заявленных исковых требований, а именно истец просит признать недействительным протокол отчетно-выборного Большоко Круга ГКО «Зерноградское» от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что исковые требований не подлежат удовлетворению, так как оспаривание протокола отчетно-выборного собрания законом не предусмотрено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Большому Кругу ГКО «Зерноградское» о признании недействительным протокола отчетно-выборного Большого Круга городского казачьего общества «Зерноградское» от 18 августа 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2018 года.

Судья Н.В.Дробот