Дело № 2-465/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2018 года город Миасс Миасский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Клыгач И.-Е.В., при секретаре Белозеровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Миасса Челябинской области в интересах ФИО1 к администрации Миасского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Миасса Челябинской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа, в котором просит возложить обязанность по предоставлению ФИО1, ДАТА года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Челябинской области. В обоснование исковых требований указал, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители ФИО1 – ФИО5 (отец) и ФИО6 (мать) умерли ДАТА и ДАТА, соответственно. На основании постановлений администрации Миасского городского округа от ДАТАНОМЕР, от ДАТАНОМЕР ФИО1 был передан под опеку ФИО7 В соответствии с постановлением администрации Миасского городского округа от ДАТАНОМЕР «Об освобождении от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО1», он был определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение с ДАТА. ДАТА ФИО1 окончил обучение в ...». Согласно сведений представленных администраций Миасского городского округа ФИО1 жилое помещение по договорам социального найма, коммерческого найма, специализированного найма не предоставлялось, право на приватизацию жилого помещения им не использовано. Таким образом, поскольку ФИО1 до настоящего времени не предоставлено жилое помещение, нарушены требования закона, а также его права и законные интересы как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Помощник прокурора города Миасса Нечаев П.В., истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, пояснили аналогично доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика администрации МГО, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве исковые требования прокурора и ФИО1 поддержали (л.д. 72-74). Представитель третьего лица УСЗН администрации МГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 53). Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что родителями ФИО1 являлись ФИО5 (отец) и ФИО6 (мать) (л.д. 8-9). ФИО1, является лицом, оставшимся без попечения родителей, его родители ФИО5 (отец) и ФИО6 (мать) умерли ДАТА и ДАТА, соответственно, что подтверждается свидетельствами о смерти, а также актовыми записями НОМЕР от ДАТА и НОМЕР от ДАТА (л.д. 10-11, 45-46). На основании постановлений администрации Миасского городского округа от ДАТАНОМЕР, от ДАТАНОМЕР ФИО1 был передан под опеку ФИО7 (л.д.12-13). В соответствии с постановлением администрации Миасского городского округа от ДАТАНОМЕР «Об освобождении от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО1», ФИО1 был определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение с ДАТА (л.д. 14). ДАТА ФИО1 окончил обучение в ... (л.д. 16-17). Заключением Управления социальной защиты населения Миасского городского округа от ДАТАНОМЕР о возможности включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установлено, что ФИО1 были представлены документы о его собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, общей площадью ... кв.м. Доля в собственности составила ... кв.м., что являлось менее учетной нормы площади на одного человека, в соответствии с Решением №9 Тринадцатой сессии Собрания Депутатов Миасского городского округа от 26 декабря 2011 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Миасского городского округа». В ДАТА года ФИО1 подарил свою долю в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение ФИО10, в ДАТА году данное жилое помещение продано третьим лицам (л.д. 23). Решением Министерства социальных отношений Челябинской области НОМЕР от ДАТА ФИО1, включен в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Миасскому городскому округу на основании ч.1 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семьей» (л.д. 24). Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, какого-либо иного жилого помещения он не имеет, что подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 48-52). Из ответа администрации Миасского городского округа от ДАТА следует, что ФИО1 жилые помещения по договорам социального, специализированного и коммерческого найма не предоставлялись, правом на приватизацию не пользовался (л.д. 43). В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона). В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года №447-ЗО). В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 6 Закона). Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Миасскому городскому округу, завершил обучение в образовательном учреждении, жилое помещение ему не предоставлено, и приходит к выводу о том, что он имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО1 должна быть возложена на администрацию Миасского городского округа Челябинской области за счет средств субвенций из бюджета Челябинской области. Ссылки представителя Министерства социальных отношений Челябинской области о предоставлении жилых помещений названной категории граждан в порядке, утвержденном постановлением Правительства Челябинской области, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, предоставление жилого помещения ФИО1 будет нарушать права и законные интересы других лиц указанной категории, включенных в список ранее ФИО1, не могут быть учтены при вынесении решения. Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей с 1 января 2013 года. Нарушение данного права в силу ст. 3 ГПК РФ является основанием для обращения в суд. Поскольку ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет и завершил обучение в образовательном учреждении, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом гарантированное законом право ФИО1 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее него. Решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 9 от 26 декабря 2011 года утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека. В связи с указанными обстоятельствами, суд считает правильным возложить обязанность на ответчика администрацию Миасского городского округа по предоставлению жилого помещения истцу, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Челябинской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Миасса Челябинской области в интересах ФИО1 удовлетворить. Возложить обязанность на администрацию Миасского городского округа предоставить ФИО1, ДАТА года рождения, уроженцу АДРЕС, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Челябинской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области. Председательствующий: |