31RS0004-01-2021-000492-44 дело № 2-465/2021
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 апреля 2021 года город Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Порошина А.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседание ФИО1,
с участием представителя ответчика ООО "Реал Инвест" по доверенности ФИО2, в отсутствие представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области к ООО "Реал Инвест" о защите прав неопределенного круга потребителей,
установил:
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 22.12.2020 специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области на оптовом предприятии г. Курск, ввиду отсутствия на маркировке единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях, была снята с продажи пищевая продукция «яйца куриные пищевые столовые». Проведенной истцом проверкой установлено, что ответчик при производстве описанного пищевого продукта не указывает на этикетках все требуемые законом сведения.
Дело инициировано иском Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, просившего обязать ООО "Реал Инвест" подразделение «Птицефабрика» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, при производстве пищевого продукта яйца куриные пищевые столовые, связанные с отсутствием информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях, и о едином знаке обращения указанной продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Обязать ответчика в установленный судом срок через средства массовой информации, либо на сайте организации довести до сведения потребителей вынесенное по настоящему делу решение суда.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, передал возражение на отзыв ответчика на иск, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал указав на необоснованность возражений ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "Реал Инвест" по доверенности ФИО2 иск не признал, просил в его удовлетворении отказать в полном объеме. Пояснил, что ООО "Реал Инвест" требования действующего законодательства надлежаще исполняет. С февраля месяца текущего года, то есть до обращения в суд спорный пищевой продукт маркируется этикетками содержащими информацию об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях, то есть на момент обращения в суд нарушение права в указанной части со стороны ответчика отсутствовало, а потому не подлежит восстановлению. В части отсутствия на этикетке единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза сослался на то, что спорный пищевой продукт (яйца куриные пищевые столовые) является непереработанным пищевым продуктом в силу чего подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе, а не декларированию, что исключает обязанность производителя по нанесению указанного знака исходя из требований регламента ТР ТС 021/2011.
Заслушав представителя ответчика, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 г. № 730, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, т.е. территориальным органом, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.
В соответствии со ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе, проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, а также контроль обязательных требований к товарам (работам, услугам), обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Статья 10 указанного закона предусматривает право неопределенного круга потребителей на приобретение качественного товара, соответствующего установленным законодательством обязательным требованиям; на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора; на обязательную информацию о пищевой ценности; о едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011, изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей, при этом, надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
Информация для потребителя предоставляется непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Судом установлено, и не оспаривается стороной ответчика, что 18.12.2020 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3, на оптовом предприятии, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 15-16).
В ходе указанной проверки, проведенной 22.12.2020 специалистами Управления Роспотребнадзора, было выявлено нарушение: отсутствие на маркировке единого знака обращения продукции на рынке государств-членов таможенного союза и информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях, в связи с чем пищевая продукция - «яйца куриные пищевые столовые» - была снята с продажи, что подтверждается: протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.12.2020, протоколом изъятия вещей и документов от 22.12.2020, копией этикетки ООО "Реал Инвест"; протоколом отбора проб (образцов) от 22.12.2020, соответствующим актом проверки № 504 от 22.01.2021, экспертным заключением № ОИ 10-03-05/3033 (л.д. 19-20, 21, 22, 23, 17-18, 24-26).
Так, проверкой был установлен факт нарушения подразделением «Птицефабрика» ООО "Реал Инвест" требований ст. 4, разд. 4.9, п. 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», а именно: в обращении находилась не соответствующая требованиям указанного ТР ТС 022/2011 пищевая продукция «яйца куриные пищевые столовые» ТМ «Красный ряд», категория яиц С1, дата сортировки 19.12.2020г., срок годности и условия хранения – 25 суток при температуре от 0 до +20 градусов, упаковка транспортная, количество яиц – 360 шт., изготовитель ООО "Реал Инвест", подразделение «Птицефабрика», юр. адрес: <адрес>; адрес производства: <адрес>, без указания энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях или в кратных или дольных единицах указанных величин.
Кроме того, был установлен факт нарушения требований ст. 4, разд. 4.1, п. 11 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», в частности маркировка упакованной пищевой продукции не содержит единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Из представленных сторонами доказательств следует, что в рассматриваемом случае, на момент проведения проверки, никаким предусмотренным законом и доступным способом требуемая информация о пищевой продукции «яйца куриные пищевые столовые» не была предоставлена и доведена до потребителя.
Стороной ответчика не оспорен на момент проведения истцом проверки факт отсутствия на маркировке единого знака обращения продукции на рынке государств-членов таможенного союза и информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях.
В судебном заседании представитель ООО "Реал Инвест" пояснил, до подачи иска в суд нарушение в части указания информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях Обществом добровольно устранено. Так, 05.02.2021 года ООО "Реал Инвест" оформило заказ обновленных этикеток на пищевую продукцию - «яйца куриные пищевые столовые», которые были оплачены и получены предприятием 20.02.2021, с указанной по настоящее время запущены в производство с дня получения и используются в производственном процессе по настоящее время.
В качестве подтверждения описанного довода стороной ответчика представлены суду: счет на оплату товара (этикеток на яйца куриные) № 91 от 20.02.2021, платежное поручение № 300 об оплате за этикетку по счету № 91, скриншот и образец обновленной этикетки (оригинал на клеевой основе), с указанием информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения в суд (12.03.2021) и рассмотрения иска, нарушение в части отсутствия на маркировке информации об энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции в джоулях – ответчиком было добровольно устранено, по причине чего отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в указанной части, ввиду отсутствия нарушения права подлежащего судебной защите.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об отсутствии обязанности по маркировке производимой Обществом пищевой продукции - «яйца куриные пищевые столовые» единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза ввиду нижеследующего.
Исходя из установленного указанной статьей ТР ТС 021/2011 определения понятия "переработка (обработка) - тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов" следует, что осуществление в отношении непереработанной пищевой продукции животного происхождения одного или нескольких из перечисленных процессов ее переработки (обработки) определяет отнесение этой продукции к переработанной пищевой продукции животного происхождения.
Таким образом, к переработанной пищевой продукции животного происхождения следует относить пищевую продукцию, подвергшуюся в процессе ее производства (изготовления) хотя бы одному из перечисленных в определении понятия "переработка (обработка)" процессов.
Частью 1 статьи 21 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 установлено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах в том числе подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции и ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно ч. 1 ст. 30 ТР ТС 021/2011 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.
Согласно ст. 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Из материалов гражданского дела и показаний свидетелей ФИО5, ФИО6 следует, что пищевая продукция Общества «яйца куриные пищевые столовые» никакой переработки (обработки) не проходят, а потому относится к категории непереработанной пищевой продукции животного происхождения.
Исходя из категории указанной продукции, положений ст. 21 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция- «яйца куриные пищевые столовые» - подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе, которая осуществляется в ООО "Реал Инвест" на основании договора с ОГБУ «Межрайонная ветстанция по Волоконовскому и Валуйскому районам» № 36 от 01.01.2018 года, содержания отметки в представленной истцом этикетке (л.д. 22, 65).
По смыслу приведенных положений закона пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, в том числе ветеринарно-санитарную экспертизу, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Вопреки доводам стороны ответчика, с учетом указанных выше разъяснений, непереработанная пищевая продукция «яйца куриные пищевые столовые», прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, в том числе ветеринарно-санитарную экспертизу, в силу императивных положений п. 11 разд. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, поскольку была произведена на территории страны-участницы Таможенного союза (России) и соответствует предъявляемой к подобной продукции требованиям, чего не было сделано Обществом.
Подобный вывод подтверждается решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2019 г. № 236 "О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения". Согласно которого пищевая продукция, соответствующая в результате применения на добровольной основе ГОСТ 31654-2012 "Яйца куриные пищевые. Технические условия", признается соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011.
Помимо изложенного аналогичные разъяснения (требования) содержаться на общедоступном официальном сайте Евразийской экономической комиссии (eec.eaeunion.org", 2018) являющейся постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза, участником которого является Российская Федерация. Так, на вопрос «В какой форме в соответствии с ТР ТС 021/2011 осуществляется оценка соответствия не прошедших обработку яиц требованиям ТР ТС 021/2011 и других технических регламентов Таможенного союза? Является ли ветеринарно-санитарная экспертиза надлежащей формой оценки соответствия указанной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и других технических регламентов Таможенного союза? Каким образом осуществляется маркировка не прошедших обработку яиц, прошедших оценку соответствия требованиям ТР ТС 021/2011? Обязан ли производитель маркировать данную продукцию, прошедшую оценку соответствия требованиям ТР ТС 021/2011, знаком ЕАС?». Евразийской экономической комиссией 14.03.2018 года представлен ответ что, согласно ч. 1 ст. 30 ТР ТС 021/2011 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность. Согласно ст. 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, в том числе ветеринарно-санитарную экспертизу, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен факт отсутствия на этикетке (потребительской таре, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше и т.д.) производимой ответчиком и предлагаемой к реализации потребителям пищевой продукции «яйца куриные пищевые столовые» маркировки единого знака обращения указанной продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. До настоящего времени описанное нарушение Обществом не устранено, что не оспорено его представителем и подтверждается содержанием представленной этикетки товара.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выявленные в указанной части нарушения со стороны ответчика существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, противоречат международным правовым обязательствам, в связи с чем исковые требования Управления Роспотребнадзора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности нанесения на маркировке единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Согласно положений ст. 46 ФЗ РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Поскольку местом производства пищевой продукции и расположения Общества является Валуйский район Белгородской области, ответчиком не приведено сведений о возможности иным способом довести до сведения потребителей содержание настоящего решения суда, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте организации, равно как и не сообщено о наличии такового при отсутствии его указания на этикетке товара, суд полагает необходимым обязать ООО "Реал Инвест" довести до сведения потребителей настоящее решение суда путем опубликования в средствах массовой информации, распространяемых на территории Валуйского р-на Белгородской области, в течение 10 (десяти) дней с момента его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области к ООО "Реал Инвест" о защите прав неопределенного круга потребителей – удовлетворить частично.
Обязать ООО "Реал Инвест" подразделение «Птицефабрика» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц потребителей при производстве пищевого продукта - яйца куриные пищевые столовые, связанные с отсутствием информации о едином знаке обращения указанной продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Обязать ООО "Реал Инвест" довести до сведения потребителей настоящее решение суда путем опубликования в средствах массовой информации, распространяемых на территории Валуйского района Белгородской области, в течение 10 (десяти) дней с момента его вступления в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд Белгородской области.
Решение суда принято в окончательной форме «19» апреля 2021 года.
Судья:
Решение21.04.2021