ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465/2021 от 20.07.2021 Лямбирского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-465/2021

УИД 13RS0017-01-2021-000740-31

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Лямбирь 20 июля 2021 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Меркуловой А.В.,

при секретаре судебного заседания Байбиковой Г.Р.,

с участием в деле:

истца ФИО1,

представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2, действующей на основании доверенности №1 от 11 января 2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и произвести перерасчёт страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), уточненным на основании статьи 39 ГПК Российской Федерации, в обоснование требований указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости, приложив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Решением ответчика от 31 декабря 2020 г. №216313/20 ей было отказано в перерасчёте страховой пенсии по старости в связи с тем, что работа протекала на территории участников международных соглашений о пенсионном обеспечении. Сведения, содержащиеся в документах о стаже и заработной плате, должны быть подтверждены компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории государств-участников международного соглашения, основанного по территориальному принципу, на территории которого работал гражданин. В трудовой книжке на имя ФИО3 произведены записи о её работе, справки и документы архивного фонда Республики Таджикистан также подтверждают наличие приказов о приеме на работу, увольнении и размере начисленного заработка. Она является получателем страховой пенсии по старости, считает, что решение ответчика принято необоснованно и противоречит пенсионному законодательству.

Просит суд признать решение ответчика №216313/20 от 31 декабря 2020 г. об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным и подлежащим отмене, обязать ответчика включить в стаж периоды работы с 1 мая 1970 г. по 30 сентября 1971 г. в должности ученицы парикмахера дамского мастера Треста парикмахерских услуг г. Душанбе и произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учетом справок, представленных ответчику, с 1 ноября 2020 г.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования, с учётом их уточнения, поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 исковые требования не признала, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

С 26 апреля 2017 г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.

1 октября 2020 г. ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявление о перерасчёте размера страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) №216313/20 от 31 декабря 2020 г. ФИО1 отказано в перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 2статьи 18 Федерального закона от 28 декабря2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что работа протекала на территории участников международных соглашений о пенсионном обеспечении. Сведения, содержащиеся в документах о стаже и заработной плате, должны быть подтверждены компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории государств-участников международного соглашения, основанного по территориальному принципу, на территории которого работал гражданин.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Указанный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В настоящее время к пенсионным правоотношениям применяется Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Страховая пенсия - страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии и на дату принятия решений по ее заявлению, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункту 4 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990 года № 369/16-52, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2017 г., вступившим в законную силу, установлен факт принадлежности ФИО1,<дата> года рождения, уроженки <адрес>, трудовой книжки, выданной 15 августа 1961 г. на имя ФИО4, впоследствии исправленной на фамилию «Барабашова», вкладыша трудовой книжки от 25 июня 1978 г. на имя ФИО1.

Из трудовой книжки истца ФИО1, с датой заполнения 15 августа 1961 г., следует, что истец с 16 августа 1961 г. зачислена ученицей ткачихой в тк фабр №2 (так в документе), 5 октября 1961 г. уволена за самовольное оставление производства, 13 марта 1962 г. зачислена в цех №4 ученицей, 1 сентября 1982 г. переведена швеей спец мастерской по 2 разряду, 1 июня 1965 г. переведена резервисткой по 4 разряду, 16 декабря 1969 г. уволена по собственному желанию, 12 января 1970 г. зачислена ученицей парикмахера дамского мастера Треста парикмахерских услуг, 11 мая 1971 г. присвоено звание дамского мастера 2-го класса, 5 июля 1972 г. присвоено звание дамского мастера-модельера, 1 ноября 1974 г. освобождена от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу, 1 ноября 1974 г. зачислена на должность мастера производственного обучения группы парикмахеров Профтехучилища №5, 5 апреля 1976 г. уволена в связи с переводом на другую работу в трест Парикмахерских услуг, 5 апреля 1976 г. зачислена на должность дамского мастера модельера переводом с ПТУ-5, на основании приказа Горбытуправления за №168 от 13.07.1976 Трест парикмахерских услуг переименован в Комбинат бытового обслуживания населения «Фируза», 1 июля 1992 г. уволена по ст. 34 п. 5 в порядке перевода в парикмахерскую, 2 июля 1992 г. принята на работу дамским парикмахером, с 1 марта 1993 г. уволена по собственному желанию.

Согласно архивным справкам №346, №350, №352 от 30 июня 2020 г., выданных объединенным Межведомственным архивом документации по личному составу г. Душанбе, в документах архивного фонда по Душанбинской швейной фабрике №1 города Душанбе Таджикской ССР согласно записи в личной карточке формы Т-2 в приказе №61 от 26 марта 1962 г. указано: ФИО4 зачислить на должность ученика швеи мотористки в цех №4 с 13 марта 1962 г. с оплатой труда по положению. В тех же документах по швейной фабрике «Гулистон» согласно записи в личной карточке формы Т-2 в приказе №478 от 18 декабря 1969 г. указано: ФИО4 резервисту 4-го разряда освободить от занимаемой должности с 16 декабря 1969 г. по собственному желанию.

В документах архивного фонда по Тресту парикмахерских услуг города Душанбе Таджикской ССР согласно записи в лицевых счетах по начислению заработной платы в приказе №5 от 12 января 1970 г. указано: ФИО1 зачислить на должность ученицы парикмахера с 12 января 1970 г. с оплатой труда по положению. В тех же документах согласно записи в лицевых счетах по начислению заработной платы в приказе №276 от 28 октября 1974 г. указано: ФИО1 мастера модельера освободить от занимаемой должности с 1 апреля 1974 г. по собственному желанию в порядке перевода.

В документах архивного фонда по Тресту парикмахерских услуг города Душанбе Таджикской ССР согласно записи в лицевых счетах по начислению заработной платы в приказе №67 от 12 апреля 1976 г. указано: ФИО1 зачислить на должность дамского мастера модельера в порядке перевода с ПТУ №5 от 5 апреля 1976 г. со сдельной оплатой труда.

В тех же документах согласно записи в личной карточке формы т-2 в приказе №103 от 6 августа 1992 г. указано: ФИО1 женского парикмахера модельера освободить от занимаемой должности с 1 июля 1992 г. по собственному желанию в порядке перевода.

Из справок №347, №349, №351, №353, №354 от 30 июня 2020 г., выданных объединенным Межведомственным архивом документации по личному составу г. Душанбе, ФИО1 следует, что за период с 1962 г. по 1969 г., 1970 г. по 1974 г., с 1976 г. по 1981 г., с 1982 г. по 1989 г., 1990 г. по 1992 г., ФИО1 начислялась заработная плата, за исключением периодов: с января по март 1962 г., с июля по декабрь 1962 г., октябрь 1963 г., с мая по декабрь 1966 г., май 1968 г., с января по апрель 1970 г., с октября по декабрь 1971 г., с января по июль 1972 г., за декабрь 1974 г., с января по март 1976 г., сентябрь 1985 г., 1987 г., 1988 г., 1989 г.,1990, 1992 г. (по описям не приняты). Указано, что страховые взносы отчислялись полностью и перечислялись по установленным тарифам.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Согласно статьям 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Согласно требованиям части 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (в ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г., регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом, форма документа может быть произвольной.

Факт работы истца ФИО1 с 1 мая 1970 г. по 30 сентября 1971 г. в должности ученицы парикмахера дамского мастера Треста парикмахерских услуг г. Душанбе, подтверждается записями в трудовой книжке, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника, архивными справками.

Представленные ФИО1 архивные справки, выданные Межведомственным архивом документации по личному составу г. Душанбе соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к документам, выдаваемым государственным архивом, в связи с чем должны были быть учтены пенсионным органом без дополнительных уточненных сведений.

Оценив представленные доказательства в соответствии с изложенной правовой позицией, учитывая тот факт, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчёте страховой пенсии истцом были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения, суд приходит к выводу, что периоды работы истца ФИО1 с 1 мая 1970 г. по 30 сентября 1971 г. в должности ученицы парикмахера дамского мастера Треста парикмахерских услуг г. Душанбе подлежат включению в общий трудовой стаж истца, а решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в части отказа в перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит отмене.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.

Согласно статье 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, перерасчёт страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует произвести с 1 ноября 2020 г.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление ФИО1 оплачено государственной пошлиной в размере 300 рублей (л.д. 3). При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 300 рублей.

В этой связи, истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и произвести перерасчёт страховой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 31 декабря 2020 г. №216313/20 в части отказа ФИО1 в перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить ФИО1 период работы с 1 мая 1970 г. по 30 сентября 1971 г. в должности ученицы парикмахера дамского мастера Треста парикмахерских услуг г. Душанбе в общий трудовой стаж, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учетом архивных справок, представленных ответчику, с 1 ноября 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Судья А.В. Меркулова

Мотивированное решение суда составлено 27 июля 2021 г.

Судья А.В. Меркулова

1версия для печатиДело № 2-465/2021 ~ М-502/2021 (Решение)