ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465/2022 от 13.10.2022 Березовского городского суда (Кемеровская область)

7

Дело № 2-465/2022

УИД 42RS0003-01-2022-000617-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Березовский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Параевой СВ.,

при помощнике судьи Миллер О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском

Кемеровской области 13 октября 2022 года

гражданское дело по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса к Мартынову Александру Михайловичу о взыскании расходов на оказание медицинской помощи,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса (далее по тексту – ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса) обратился в суд с иском, просит взыскать с Мартынова А.М. в его пользу денежную сумму, затраченную на лечение ФИО2 в размере <данные изъяты> рублей.

Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 20 минут Мартынов Александр Михайлович, управляя технически исправным автомобилем марки <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> регистрационный знак двигался по автодороге <адрес> проходящей по территории <адрес>, со стороны <адрес> в направлении автодороги <данные изъяты> нарушив требования пунктов 2.1.2 п. 2.1., 1.3.,9.1.(1), 10.1., 11.1, 11.4., 1.11.1,1.11.2. постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» вследствие чего Мартынов A.M. перед перекрестком автодороги «Подъезд к г. Березовскому» совершил касательное столкновение с задней правой частью автомобиля <данные изъяты>, после чего Мартынов A.M. выехал на правую обочину и далее в кювет, где произошло опрокидывание автомобиля <данные изъяты>, в результате чего потерпевшему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были причинены телесные повреждения в виде: <данные изъяты><данные изъяты>

На основании постановления Березовского городского суда Кемеровской области от 17.06.2020 (дело № 1-150/2020) Мартынов A.M. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, освобожден от уголовной ответственности на основании ст. 25 УПК РФ в связи с примирением с потерпевшим. Постановление вступило в законную силу 30.06.2020.

Стоимость лечения ФИО2, оплаченная за счет средств ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса, составила <данные изъяты><данные изъяты> коп., а именно:

- стоимость вызова скорой медицинской помощи ГБУЗ «Березовская станция скорой медицинской помощи» ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты><данные изъяты>., что подтверждается справкой Кузбасского филиала ООО «АльфаСтрахование-ОМС» о стоимости медицинских услуг и виде оказанной медицинской помощи, записью в карте вызова скорой медицинской помощи;

- стоимость лечения в ГБУЗ «Березовская городская больница» ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> что подтверждается справкой Кузбасского филиала ООО «АльфаСтрахование-ОМС» о стоимости медицинских услуг и виде оказанном медицинской помощи и справкой ГБУЗ «БГБ»;

- стоимость лечения в ГАУЗ «Кузбасская клиническая больница скорой медицинском помощи имени М.А. Подгорбунского» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты><данные изъяты> коп., что подтверждается справкой Кузбасского филиала ООО «АльфаСтрахование-ОМС» о стоимости медицинских услуг и виде оказанной медицинской помощи и справкой ГАУЗ «ККБСМП» о стоимости услуг, оказанных ФИО2

Согласно постановлению Березовского городского суда Кемеровской области от 17.06.2020 (дело № 1-150/2020) на основании ст. 25 УПК РФ Мартынов А.М. освобожден от уголовной ответственности по ч.1 ст. 264 УК РФ и уголовное дело в отношении него прекращено в связи с примирением с потерпевшим (то есть по не реабилитирующим основаниям), следовательно, обстоятельства, исключающие его виновность в совершении преступного деяния, судом, не установлены.

Поскольку медицинская помощь ФИО2 была оказана в связи с виновными действиями ответчика, взыскание денежных средств на оплату медицинской помощи застрахованному лицу является средством возмещения имущественного вреда.

В обоснование своих требований истец ссылается на ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3, ч.ч. 1,2 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 5. ст. 26, ч.3 ст. 31, ст. 34, 37, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.05.2011 № 238 (далее - Положение о фонде), пункт 123 приказа Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», п. 142 Правил ОМС.

Также истец указывает, что в 2019 году действовали следующие нормативные акты: закон Кемеровской области от 26 декабря 2018 № 126-03 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; протокол комиссии Кемеровской области по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования от 22.01.2019 «О принятии решений комиссией Кемеровской области по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования - об утверждении Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2019 год».

В судебное заседание представитель истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, направленном в суд, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Мартынов А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать истцу в удовлетворении иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск (л.д. 104), считает, что истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих расходы на лечение ФИО2, также истцом не представлен полис обязательного медицинского страхования потерпевшего, в связи с чем, факт страхования потерпевшего по программе обязательного медицинского страхования не подтверждён, также истцом не представлено доказательств качества медицинской помощи оформленного соответствующим актом, истцом не соблюден претензионный порядок, предусмотренный ч.2 и ч.6 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2010 № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» для данной категории дел, кроме того считает, что его вина в дорожно-транспортном происшествии отсутствует, факт примирения с потерпевшим и прекращения уголовного дела по не реабилитирующему основанию не свидетельствует об установлении вины. Также полагает, что представленные истцом платежные поручения не содержат сведений о перечислении денежных средств конкретно за лечение ФИО2, поскольку в них отражена общая сумма перечисленных денежных средств.

Представителем истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса Гутовой Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком 3 года, представлены письменные дополнения к иску на возражения ответчика относительно заявленных исковых требований, из которых следует, что страховая принадлежность потерпевшего ФИО2 к ООО «АльфаСтрахование-ОМС» документально подтверждена письмом Кузбасского филиала ООО «АльфаСтрахование-ОМС» от ДД.ММ.ГГГГ, копией истории болезни стационарного больного ФИО2, в которой указаны сведения о полисе ОМС ООО «АльфаСтрахование-ОМС», выданном на имя ФИО2 Акт экспертизы качества оказанных ФИО2 медицинских услуг не составлялся, поскольку каких-либо жалоб на качество оказанной ему помощи от потерпевшего не поступало, данные о разногласиях либо претензиях между страховой медицинской организацией и медицинскими организациями также отсутствуют, отсутствие вышеуказанного Акта исходя из норм ст.ст. 15, 1064 ГК РФ не является препятствием для возмещения понесенных Территориальным фондом расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью и не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Также указала, что действующее законодательство не предусматривает в системе обязательного медицинского страхования ведение персонифицированного учета оплаты за каждого конкретного застрахованного лица, страховая медицинская организация представляет в территориальный фонд заявку на авансирование и заявку на получение средств на оплату счетов для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями, на основании которых Территориальный фонд перечисляет оплата осуществляется на основании счета и реестра счетов в целом за всех застрахованных граждан, которым оказывалась медицинская помощь в данном медицинском учреждении за календарный месяц. Претензионный порядок по данной категории споров законом не предусмотрен. Вина ответчика в причинении вреда здоровью потерпевшего ФИО2 установлена вступившим в законную силу постановлением суда, поскольку уголовное дело в отношении Мартынова прекращено за примирением с потерпевшим, то есть, по нереабилитирущим основаниям. Просит удовлетворить исковые требования ТФОМС Кемеровской области- Кузбасса в полном объеме ( л.д. 111, 112-113).

Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-ОМС» (далее по тексту – ООО «АльфаСтрахование-ОМС» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, направленном в суд, представитель третьего лица ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в отзыве на иск обстоятельствам ( л.д. 148-149), из которого стоимость лечения ФИО10. в связи с полученными телесными повреждениями в результате действий Мартынова А.М., оплаченная в рамках договорных отношений в сфере обязательного медицинского страхования, составила <данные изъяты> руб., лечение было оплачено ООО «АльфаСтрахование-ОМС) из средств обязательного медицинского страхования (ОМС), которые согласно ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" находятся в государственной собственности РФ и являются средствами целевого финансирования (целевые средства), которыми в соответствии с ч.2 ст. 34 вышеуказанного закона осуществляет управление на территории РФ – ТФОМС, взаимодействие которого с ООО «АльфаСтрахование-ОМС» осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении, согласно которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств осуществляет согласно ч.1 ст. 38 вышеуказанного закона, при этом, в соответствии с ч.3 ст. 28 указанного выше закона получение страховой медицинской организацией средств ОМС не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации. Согласно п. 3 ч.1 ст. 28 ФЗ № 326 средства, поступившие от юридических и физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со ст. 31 данного закона, в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи, идут на формирование целевых средств, то есть возвращаются в бюджет РФ. Действующими нормативными документами в системе ОМС персонифицированной оплаты за каждого конкретного больного не предусмотрено, оплата осуществляется на основании счета и реестра счетов в целом за всех застрахованных граждан, которым оказывалась медицинская помощь в данном медицинском учреждении за календарный месяц ( ч.6 ст. 39 ФЗ № 326). Платежные поручения, подтверждающие оплату медицинской помощи в медицинских учреждениях за соответствующие периоды, в том числе за медицинскую помощь, оказанную ФИО2, в материалах дела имеются. Считает, что иск ТФОМС, заявленный к ответчику направлен на возмещение имущественного вреда, причиненного противоправными действиями государству (в лице ТФОМС), в связи с чем, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии со ст. ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Порядок возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Как следует из п.1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд -некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотрено право застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая: на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования ( ч.1).

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования ( ч.2).

В силу статьи 13 Закона территориальные Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Кроме того, согласно абзацу 6 п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансферов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ Целевые средства страховой медицинской организации формируются, в том числе, за счет: 1) средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; … 3) средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии состатьей 31настоящего Федерального закона, в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи...( ч.1)

Страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования ( ч.2).

Получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом ( ч.3).

На основании статьи 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица (ч.1).

Размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации ( ч.3).

В соответствии с пунктом 11 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ Территориальный фонд вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.

Как следует из ст. 37 вышеуказанного Федерального закона право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Согласно ст. 38 указанного выше Федерального закона по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (1).

Во исполнение данного договора территориальный фонд обязан предоставить страховой медицинской организации по поступившей от нее заявке вышеуказанные целевые средства в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов (ч.4).

Территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией при наличии у нее списка застрахованных лиц договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (ч.5).

На основании ст. 39 вышеуказанного Федерального закона Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1).

По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется:

1) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования;

2) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования ( ч.2).

В договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального фонда проводить медико-экономический контроль ( ч. 4.1).

Страховые медицинские организации не вправе отказать в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинской организации, выбранной застрахованным лицом и включенной в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ч.5).

Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (ч.6).

Судом установлено, согласно пунктов 1, 7 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса (далее по тексту – Положение), утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.05.2011 № 238, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса является некоммерческой организацией, созданной Кемеровской областью - Кузбассом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кемеровской области; осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Кемеровской области - Кузбасса, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Кемеровской области - Кузбасса.

Исходя из п. 8.11 Положения Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса вправе предъявлять иски к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.

ДД.ММ.ГГГГ около 13 часов 20 минут Мартынов А.М. управлял технически исправным автомобилем <данные изъяты><данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты>, двигался по автодороге <данные изъяты> проходящей по территории <адрес>, со стороны <адрес> в направлении автодороги <данные изъяты> перевозил на заднем пассажирском сидении ФИО2 не пристегнутого ремнем безопасности, чем нарушил требования Правил дорожного движения Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, далее - ПДД РФ): подпункт 2.1.2. п. 2.1.: «п. 2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: п.п. 2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями...». Следуя в указанном направлении, водитель Мартынов A.M., приблизился к движущемуся попутно с ним автомобилю <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя ФИО7, в силу своей небрежности, не предвидев возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, начал совершать маневр обгона указанного автомобиля с выездом на полосу встречного движения, при этом не убедился в том, что в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. Двигаясь по стороне встречного движения, совершая маневр обгона автомобиля <данные изъяты>, въехал на участок дороги: находящийся в зоне действия дорожного знака 1.11.2 «опасный поворот налево» (в зоне действия которого обгон запрещен); на котором нанесена линия дорожной разметки 1.6, предупреждающая водителя о приближении к линии дорожной разметки 1.1, не принял мер к снижению скорости своего автомобиля и не перестроился на свою сторону движения, что представляло опасность, тем самым нарушил требования ПДД РФ:

·п.1.3.: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил,.. ., знаков и разметки,.. .»;

·п.9.1(1).: «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева»;

·п.10.1. (абз. 2): «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»;

·п.11.1.: «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения»;

·п.11.4.: «Обгон запрещен:.. .; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью»;

- Приложение 1 к ПДД РФ Дорожные знаки «Предупреждающие знаки»:

«Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот". Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 - направо, 1.11.2 - налево»;

- Приложение 2 к ПДД РФ Дорожная разметка и ее характеристики «Горизонтальная разметка:

1.6 (линия приближения - прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) - предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах...» и «линии 1.1... пересекать запрещается».

В это время, водитель ФИО8 движущийся впереди в попутном направлении управляя автомобилем <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> заблаговременно включил сигнал указателя левого поворота, начал совершать маневр поворота налево на второстепенную дорогу <адрес>,

В данной дорожной ситуации водитель Мартынов A.M. своими действиями создал опасность для дальнейшего движения, двигаясь по стороне встречного движения, игнорируя требования дорожного знака 1.11.2 «опасный поворот налево», разметки 1.6 и 1.1, своевременно не принял мер к возвращению на свою сторону движения и к снижению скорости своего автомобиля, для предотвращения столкновения с автомобилем <данные изъяты> применил маневр, изменив траекторию движения своего автомобиля вправо, тем самым нарушил требования ПДД РФ:

- п.10.1.:«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»;

·п.11.2.: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если.. .транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево»;

·п.8.1.:«...При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

В следствие нарушения требований ПДД РФ водитель Мартынов A.M., перед перекрестком автодороги «Подъезд к <адрес>» с <адрес> в районе <адрес>, совершил касательное столкновение с задней правой частью автомобиля <данные изъяты>, после чего Мартынов A.M. выехал на правую обочину и далее в кювет, где произошло опрокидывание автомобиля <данные изъяты>

В результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля <данные изъяты><данные изъяты> - ФИО2 причинены телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью.

ФИО2 были причинены: закрытая тупая травма туловища, включающая в себя: <данные изъяты>

Данные повреждения образовались одномоментно при ударе о конструктивные части салона автотранспорта, в момент дорожно-транспортного происшествия ДД.ММ.ГГГГ. Основное повреждение - <данные изъяты>, квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, остальные повреждения составляют с ним комплекс автодорожной травмы и отдельно по тяжести вреда здоровью не расцениваются.

Таким образом, причиной дорожно-транспортного происшествия явилось нарушение водителем Мартыновым A.M. требований - подпункта 2.1.2. п. 2.1., пунктов 1.З., 8.1., 9.1(1), П.2., 11.4. и 10.1. ПДД РФ, дорожного знака 1.11.2 приложения 1 к ПДД РФ и Приложения 2 к ПДД РФ Дорожная разметка и ее характеристики «Горизонтальная разметка», повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью ФИО2

Вышеуказанные обстоятельства установлены постановлением Березовского городского суда Кемеровской области от 17.06.2020, которым уголовное дело в отношении Мартынова Александра Михайловича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, прекращено в связи с примирением с потерпевшим согласно ст. 25 УПК РФ. Постановление суда не обжаловано и вступило в законную силу 30.06.2020 ( л.д. 7-9).

На основании ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.

Поскольку факт причинения тяжкого вреда здоровью ФИО2 в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине Мартынова A.M., нарушившего Правила дорожного движения, установлен вступившим в законную силу постановлением суда, в силу ч.4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства имеют преюдициальное значение для суда и в данном случае установлению подлежит лишь размер возмещения вреда.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы Мартынова А.М. на отсутствие его вины в вышеуказанном дорожно - транспортном происшествии не могут быть приняты судом во внимание, учитывая также, что прекращение уголовного дела за примирением с потерпевшим является нереабилитирующим основанием и не освобождает ответчика Мартынова А.М. от ответственности по возмещению вреда, связанного с оказанной ФИО2 медицинской помощью.

Как установлено в ходе рассмотрения дела в связи с причинением ФИО2 в результате вышеуказанного дорожно-транспортного происшествия тяжкого вреда здоровью, ему была оказана медицинская помощь в период с 22.06.2019 по 08.08.2019: скорой медицинской помощью ГБУЗ «Березовская станция скорой медицинской помощи», лечение в ГБУЗ «Березовская городская больница», лечение в ГАУЗ «Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского», что подтверждается справками ООО «АльфаСтрахование-ОМС» Кузбасский филиал, справкой ГАУЗ «ККБСМП» (л.д. 10).

Так, согласно информации ООО «АльфаСтрахование-ОМС» от 18.02.2022 № 786 и списка медицинских услуг (л.д. 13-14) по данным, предоставленным медицинскими организациями Кемеровской области – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., получал медицинскую помощь в ГБУЗ «Березовская городская больница», ГБУЗ» Березовская станция скорой медицинской помощи», ГАУЗ "Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи им. М.А. Подгорбунского", в период с 22.06.2019 по 08.08.2019, на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Так, ГБУЗ "Березовская станция скорой медицинской помощи" ФИО2 оказана скорая медицинская помощь в связи <данные изъяты>, по результатам которой он доставлен в больницу. Стоимость данных медицинских услуг составила – <данные изъяты> рублей.

ГАУЗ "Березовская городская больница» (<адрес>) ФИО2 была оказана медицинская помощь, находился в <данные изъяты> 22.06.2019 с <данные изъяты> Стоимость данных медицинских услуг составила <данные изъяты> рублей.

ГАУЗ "Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи им. ФИО4" (<адрес>) ФИО2 оказана медицинская помощь в виде стационарного лечения в травматологическом отделении в связи <данные изъяты>. Стоимость данных медицинских услуг составила <данные изъяты> рубль.

Прохождение указанного выше лечения ФИО2 в вышеуказанных медицинских учреждениях также подтверждается копией карты вызова скорой медицинской помощи от ДД.ММ.ГГГГ, копией медицинской карты реан ( л.д. 17-32), копией истории болезни стационарного больного ФИО2 (л.д. 34-70), выписным эпикризом, где подтвержден вышеуказанный диагноз, приведен комплекс оказанных медицинских услуг за период с 22.06.2019 по 08.08.2019, в том числе проведение оперативных вмешательств <данные изъяты>) обследования, лечения, примененных лекарственных препаратов.

Из медицинских документов установлено, что в период лечения ФИО2 являлся застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в ООО «АльфаСтрахование-ОМС».

Оплата медицинской помощи, оказываемой ГАУЗ "Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи им. М.А. Подгорбунского", ГБУЗ «Кемеровская клиническая станция скорой медицинской помощи» ФИО2, осуществлялась страховой медицинской организацией ООО «АльфаСтрахование-ОМС».

При этом расчет стоимости лечения пациентов в медицинских организациях Кемеровской области-Кузбасса осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса и страховыми медицинскими организациями и производится строгом соответствии с требованиями вышеуказанного Закона и Правилами, установленными законами Кемеровской области, иными актами.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденных председателем ФФОМС от 30 декабря 2011 г. N 9161/30-1/и, реестр счетов на оплату медицинской помощи формируется медицинской организацией ежемесячно, представляется в страховую медицинскую организацию (филиал) в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, и является основанием для оплаты страховой медицинской организацией (филиалом) медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в отчетном месяце.

Согласно представленных истцом платежных поручений (л.д. 115-121) в период лечения ФИО2 в вышеуказанных медицинских учреждениях с 22.06.2019 по 08.08.2019 ТФОМС Кемеровской области в период с 20.06.2019 по 22.08.2019 были перечислены ООО «АльфаСтрахование-ОМС» выплаты за услуги обязательного медицинского страхования в пользу граждан в целях их соц. обеспечения (целевые средства на авансирование оплаты медицинской помощи за июнь, июль и август 2019 г.)

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что лечение ФИО2 в связи с полученными телесными повреждениями в вышеуказанном дорожно-транспортном происшествии осуществлялось ГБУЗ «Березовская станция скорой медицинской помощи», лечение в ГБУЗ «Березовская городская больница», лечение в ГАУЗ «Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского», за счет средств обязательного медицинского страхования в период с 22.06.2019 по 08.08.2019 на общую сумму <данные изъяты> рублей.

При этом, доводы ответчика Мартынова А.М. о том, что истцом не представлено достоверных доказательств перечисления денежных средств конкретно на лечение ФИО2 суд считает несостоятельными, поскольку лечение последнего было оплачено ООО «АльфаСтрахование-ОМС) из средств обязательного медицинского страхования (ОМС), которые согласно ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" находятся в государственной собственности РФ и являются средствами целевого финансирования (целевые средства), которыми в соответствии с ч.2 ст. 34 вышеуказанного закона осуществляет управление на территории РФ – ТФОМС, взаимодействие которого с ООО «АльфаСтрахование-ОМС» осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении, согласно которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств осуществляет согласно ч.1 ст. 38 вышеуказанного закона. При этом, в соответствии с ч.3 ст. 28 указанного выше закона получение страховой медицинской организацией средств ОМС не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации. Согласно п. 3 ч.1 ст. 28 Федерального закона № 326 средства, поступившие от юридических и физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со ст. 31 вышеуказанного закона, в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи, идут на формирование целевых средств, то есть возвращаются в бюджет РФ. Действующее законодательство не предусматривает в системе обязательного медицинского страхования ведение персонифицированного учета оплаты за каждого конкретного застрахованного лица, страховая медицинская организация представляет в территориальный фонд заявку на авансирование и заявку на получение средств на оплату счетов для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями, на основании которых Территориальный фонд перечисляет оплата осуществляется на основании счета и реестра счетов в целом за всех застрахованных граждан, которым оказывалась медицинская помощь в данном медицинском учреждении за календарный месяц.

Кроме того, ссылка ответчика Мартынова А.М. на отсутствие у истца Акта экспертизы качества оказанных ФИО2 медицинских услуг также является несостоятельной, учитывая следующее.

В соответствии с ч.6 ст. 40 Федерального закона № 326-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Согласно ч.2 ст. 40 Федерального закона № 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

В соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту - Порядок), утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 (действовавшим на момент оказания потерпевшему ФИО2 медицинской помощи) экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в виде: а) целевой экспертизы качества медицинской помощи; б) плановой экспертизы качества медицинской помощи (п.23).

Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях: а) получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации; в) летальных исходов; г) внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания; д) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей; е) повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней - при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова - при повторном вызове скорой медицинской помощи; з) отобранных по результатам целевой медико-экономической экспертизы ( п.25 Порядка).

В материалах дела каких-либо сведений о наличии жалоб от застрахованного лица ФИО2 либо его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации не имеется, как установлено из медицинской карты и истории болезни ФИО2 иных оснований для производства вышеуказанной экспертизы, предусмотренных ст. 25 вышеуказанного Порядка, у уполномоченного органа также не имелось. Доказательств обратного ответчиком Мартыновым А.М. суду не представлено.

Таким образом, вопреки доводам ответчика Мартынова А.М., отсутствие вышеуказанного Акта у истца не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований и об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Кроме того, доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора суд также считает необоснованными, поскольку претензионный порядок по данной категории споров законом не предусмотрен.

При этом, ссылка ответчика на ч.6 ст. 31 Федерального закона № 326-ФЗ, является несостоятельной, поскольку вышеуказанным законом обязательный досудебный порядок урегулирования спора для данной категории дел не предусмотрен, а регламентировано право юридических и физических лиц, виновных в причинении вреда здоровью застрахованного лица, возмещать расходы на оплату оказанной медицинской помощи в досудебном порядке, однако, из материалов дела и пояснений ответчика в судебном заседании установлено, что вышеуказанным правом Мартынов А.М. не воспользовался и указанный выше ущерб до обращения истца в суд с настоящим иском не возместил.

Из системного толкования приведенного выше закона следует, что необходимыми условиями для возложения на причинителя вреда обязанности по регрессному требованию являются: возмещение лицом вреда, причиненного другим лицом, противоправность деяния причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Таким образом, обязанность по регрессному требованию может быть возложена на лицо только при наличии вины этого лица в причинении вреда. Специфика регрессного обязательства состоит в том, что его возникновение непосредственно связано с предшествующим ему обязательством из причинения вреда. И регрессное требование в данном случае вытекает из деликтного обязательства. Необходимым условием является наличие у регредиента ущерба, возникшего в результате возмещения вреда потерпевшему, понесенного по вине другого лица.

Учитывая, что лицом, причинившим тяжкий вред здоровью ФИО2, согласно постановления Березовского городского суда Кемеровской области от 17.06.2020 является Мартынов А.М., по вине которого произошло вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие, в результате которого ФИО2 находился на лечении в медицинских организациях, на ответчика Мартынова А.М. должна быть возложена обязанность по возмещению понесенных Российской Федерацией в лице Территориального Фонда расходов на лечение потерпевшего в размере <данные изъяты> рублей, исходя из фактических затрат медицинских учреждений, поскольку именно Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Кемеровской области - Кузбасса.

Доказательств иного размера расходов на оказание медицинской помощи Назарову В.В. ответчиком Мартыновым А.М. в ходе рассмотрения дела суду не представлено, оснований для уменьшения подлежащего взысканию с ответчика ущерба суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд считает, что с Мартынова Александра Михайловича<данные изъяты> в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса ) подлежит взысканию денежная сумма в возмещение расходов на лечение ФИО2 в размере <данные изъяты> копеек.

Поскольку истец в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины при подаче в суд настоящего иска, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Мартынова А.М., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса к Мартынову Александру Михайловичу о возмещении расходов на оказание медицинской помощи, удовлетворить.

Взыскать с Мартынова Александра Михайловича, <данные изъяты>), в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса ) денежную сумму в возмещение расходов на лечение ФИО2 в размере <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Мартынова Александра Михайловича, <данные изъяты>, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> копейки.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.В. Параева

Решение в окончательной форме принято 27.10.2022