ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-465/2022 от 14.06.2022 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИН: 66RS0015-01-2022-000340-28

Гражданское дело № 2-465/2022

Мотивированное решение составлено 14 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юровой А.А., при секретаре Жернаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 (далее – ТОИОГВ СО – УСП МСП СО № 10) о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, указав в обоснование иска, что с 16.08.1972 являлась педагогическим работником. 15.09.2017 Управлением социальной политики по г. Алапаевску и Алапаевскому району ФИО1 была выдана справка о том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-03 «Об образовании в Свердловской области». На тот момент ФИО1 была зарегистрирована и проживала по адресу: *Адрес*.

С 16.07.2020 истец изменила регистрацию и место жительства на адрес: *Адрес*. В октябре 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионеру – педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.

Решением ответчика *Номер* от 08.10.2021, истцу было отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия десятилетнего стажа работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов РФ и (или) муниципальных образовательных организациях, и (или) в их Обособленных структурных подразделениях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах.

Истец считает решение ответчика об отказе незаконным, полагает, что необходимый у нее имеется стаж, соблюдены иные требования для предоставления льготы.

Уточнив исковые требования, истец просит суд признать, что ФИО1 относится к категории педагогических работников, указанных в абз. 6 ч. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании Свердловской области», которые имеют право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100% и обязать ТОИОГВ СО – УСП МСП СО № 10 выдать ФИО1 справку в том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 24 Закона Свердловской Области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области».

В судебное заседание ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы в суде на основании нотариальной доверенности ФИО3

Представитель истца ФИО2ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования доверителя поддержал, юридически их обосновав.

Представитель ответчика ТОИОГВ СО – УСП МСП СО № 10 ФИО4, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, подержала письменные возражения на исковое заявление.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации"» (действующего на момент обращения ФИО2), педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержалась в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 ранее действовавшего Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании", утратившим силу с 1 сентября 2013 года.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" в соответствии с п. «а» п.1 право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется в том числе за учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов. Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах и средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ФЗ "Об образовании в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа".

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.

Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, (абзац 3 пункт 2 статьи 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").

Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее - Порядок).

В п. 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (пп. 2 п. 5 Порядка).

Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности (п. 6 Порядка).

Для подтверждения информации, указанной в п. 6 настоящего Порядка, лица, указанные в п. 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность), в частности справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пп. 1 п. 9 Порядка).

Согласно положениям пп. 5 п. 9 Порядка лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в п. 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.

Основания для отказа в назначении компенсации расходов предусмотрены п. 13 Порядка, ими являются:

1) отсутствие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;

3) наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;

4) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, компенсации расходов по месту жительства (в случае, если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания);

5) если не представлены документы в соответствии с частью второй пункта 10 настоящего порядка в течение пяти дней со дня подачи заявления, т.е. в случае предоставления документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Из изложенного следует, что юридически значимыми по настоящему делу являются следующие обстоятельства: наличие у истца педагогического стажа не менее 10 лет, нахождение организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте, проживание на территории Свердловской области, занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию.

Решением *Номер* от 15.09.2017 Управления социальной политики по г. Алапаевску и Алапаевскому району ФИО1 была выдана справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Основанием для выдачи данной справки послужили документы: копия пенсионного удостоверения ФИО2, копия трудовой книжки и копия справки Муратковской сельской администрации Махневского муниципального образования которой подтверждаются, что Муратковский филиал детского сада Санкинского ЛПХ находился на территории поселка Муратково, который относится к сельской местности.

То есть, ранее данная мера социальной поддержки истцу предоставлялась.

В связи изменением в 2020 году места регистрации на адрес: *Адрес*, 02.10.2021 ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как учитель-пенсионер, проработавший в сельской местности более 10 лет.

Решением ответчика от 08.10.2021 отказано в удовлетворении заявления от 02.10.2021. Причиной отказа явилось отсутствие у истца десятилетнего стажа работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов РФ и (или) муниципальных образовательных организациях, и (или) в их обособленных структурных подразделениях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, то есть, отсутствие принадлежности истца к пенсионерам из числа работников бюджетной сферы, что необходимо в соответствии, как с ранее действовавшими нормативными правовыми актами (Закон Свердловской области от 16.07.1998 № 26-03 «Об образовании в Свердловской области» (статья 35).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, копией трудовой книжки, архивными справками и копиями приказов, что истец работала:

- с 16.08.1972 по 03.11.1975 воспитателем в Подкурском детском саду Муратковского ЛПХ-Филиал Алапаевского ЛПК; (приказ *Номер* от 15.08.1972)

- 01.07.1975 Муратковский и Санкинский леспромхозы объединены в Санкинский леспромхоз;

- с 10.11.1975 по 01.09.1976 - воспитателем интерната Муратковской школы (приказ *Номер* от 03.11.1975);

- с 02.09.1976 по 01.02.1977 – воспитателем на полставки воспитателем и кухонным работником на полставки Санкинского леспромхоза – Филиала объединения «Алапаевсклес» с. Санкино (приказ *Номер* от 27.09.1976);

- с 01.02.1977 по 05.09.1983 - воспитателем детского сада пос. Муратково по Санкинского леспромхоза – Филиала объединения «Алапаевсклес» с. Санкино (приказ *Номер* от 05.02.1977);

- с 05.09.1983 по 02.01.1986 - на период отпуска – исполняющая обязанности заведующей детским садом (приказ *Номер* от 05.09.1983);

- с 20.01.1986 по 10.04.1987 - воспитателем детского сада № 33 ПАО «Алапаевсклес» (приказ *Номер* от 20.01.1986);

- с 13.04.1987 по 01.04.1989 - воспитателем детского сада № 37 АУЖД Алапаевск-строй (приказ *Номер*к от 08.04.1987);

- с 16.10.1995 по 07.07.1999 - воспитателем ясли сад № 10 Управление образования *Адрес* (приказ *Номер* от 12.10.1995).

Из справки, выданной Муратковской сельской администрацией от 15.09.2017 следует, что Муратковский филиал детского сада Санкинского ЛПХ находился на территории поселка Муратово, который, согласно справочников административно-территориального деления Свердловской области относится к сельской местности.

По информации, предоставленной ГУ ОПФР по Свердловской области периоды работы истца с 1972 по 1986 год учтены пенсионным органом при определении стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, суммарная продолжительность периодов работы истца с 1972 по 1986 г. в образовательных организациях, расположенных в пос.Муратково превышает 10 лет.

Доводы представителя ответчика о том, что в стаж педагогической деятельности истца не могут быть включены периоды работы истца с 1972 по 1986 год в детском саду и школе-интернате, являвшихся структурными подразделениями леспромхоза, поскольку организации, в которых работала истец, не являлись самостоятельными юридическими лицами, не являлись образовательными организациями, ошибочны, не основаны на законе.

Так, условие о том, что образовательные организации должны иметь статус юридического лица, впервые было предусмотрено в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (ч. 2 ст. 12 Закона РФ "Об образовании"). Однако, в спорные периоды работы истца воспитателем детского сада, воспитаем школы-интерната, данный закон не действовал.

В периоды работы истца с 1972 по 1986 годы воспитателем в детском саду, воспитателем в интернате Муратковской школы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992). В соответствии с данным Перечнем в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах и объединенных яслях-садах, школах-интернатах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").

При этом в п. 2 Примечаний отражено, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Действующим в последующем (в период с 01.01.1992 по 31.10.1999), списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, предусматривалось, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа воспитателем в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

В действовавшем в спорные периоды работы истца Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (утвержден 01.01.1976 и утратил силу 01.01.2003) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, где могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной пенсии по старости, разделом 92400 3 которого к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, а разделом 92310 4 предусмотрены школы-интернаты.

Следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, может осуществляться в детских садах, школах-интернатах, являющихся структурными подразделениями иных организаций, в том числе, колхозов, леспромхозов, иных организаций, являвшихся в тот период времени государственными предприятиями.

Анализ представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что истец осуществляла работу в должностях воспитателя в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности; она имеет стаж педагогической деятельности - работы воспитателем в сельской местности, не менее 10 лет.

С 08.09.1998 ФИО2 назначена пенсия в соответствии со ст. 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть, в связи с наличием стажа педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. На момент выхода на пенсию истец осуществляла педагогическую деятельность. Работа истца с 16.10.1995 по 07.07.1999 - воспитателем ясли сад № 10 Управление образования г. Алапаевска, учтена пенсионным органом при назначении пенсии как педагогическая деятельность с применением кода ЗП80ПД, в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507П.

Порядок предоставления на территории Свердловской области меры социальной поддержки, указанной в ч. 1 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Вместе с этим, согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, истец, как вышедший на пенсию педагогический работник, имеющий стаж педагогической деятельности в сельской местности более 10 лет, проживающий на территории Свердловской области в сельской местности, и осуществлявшая педагогическую деятельность на момент выхода на пенсию, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

Кроме того, ранее за истцом признавалось право предоставление мер социальной поддержки, установление которых, исходя из указанных нормативных актов, осуществляется бессрочно и не предусматривает прекращение предоставления мер социальной поддержки в связи с изменением места жительства.

Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, исковые требования ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 выдать ФИО1 справку о том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Асбестовского городского суда А.А.Юрова