Дело № 2-4660/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Скорых Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги от 25.06.2020 года № №, обязании оказать государственную услугу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги от 25.06.2020 года № №, обязании оказать государственную услугу.
В обоснование иска указала, что ей на праве собственности на основании Договора купли-продажи объекта недвижимости от 04.07.2020 принадлежит нежилое здание общей площадью 28,6 кв.м., по адресу <адрес> Право собственности у предыдущего собственника данного нежилого здания возникло на основании Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного Распоряжением Главы Щелковского района Московской области от 20.01.2000 № «Об утверждении Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию торгового павильона в <адрес>
В целях реализации права на продажу земельных участков, истец обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов».
В ответ на указанное обращение истца Администрацией городского округа Щелково Московской области получено решение об отказе в оказании государственной услуги от 25.06.2020 года № №. Не согласившись с данным решением Администрации, ФИО1 просит суд признать его незаконным, обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 242 кв.м., по адресу <адрес>.
В судебное заседание истец не явилась, ее представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 против удовлетворения иска возражала, представила в материалы дела письменный отзыв.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 (в настоящее время 39.20) Земельного кодекса РФ, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении от 19.03.2013 № 12668/12, при отсутствии на земельном участке объектов основного назначения, которые должны быть построены на этом участке, возведение на этом же участке только вспомогательных объектов недвижимости даже при наличии государственной регистрации права собственности на них не влечет возникновения у их собственника права на приобретение в собственность земельного участка по правилам ст. 36 ЗК РФ (в настоящее время ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 13.4.16 и п. 13.2.25 Административного регламента орган местного самоуправления отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка если на испрашиваемом в собственность земельном участке расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества (плоскостное сооружение, торговый павильон, сарай), а также отсутствуют права заявителя на иные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания: торговый павильон, площадью 26,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.07.2017.
ФИО1 обратилась в Администрацию городского округа Щёлково с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 242,17 кв.м., приложив к заявлению схему расположения земельного участка, согласно которой на испрашиваемом земельном участке расположено еще три объекта.
Решением от 25.06.2020 № № Администрация городского округа Щёлково отказала ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 242,17 кв.м., так как:
1. Согласно заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования № формируемый земельный участок пересекает границы иных лесничеств и лесопарков.
Согласно п. 13.2.6. Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный распоряжением Минмособлимущества от 27.12.2018 № 15ВР-1824 (далее - Административный регламент) основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
2. Испрашиваемый земельный участок площадью 242,17 кв.м. расположен на землях, предоставленных в бессрочное пользование войсковой части <данные изъяты> согласно Государственному акту на право пользования землей № от 20.01.1984 года. Земельный участок, составляющий территорию <адрес> на котором расположен павильон, находится в пользовании Министерства обороны Российской Федерации (в/ч №) в соответствии с Государственным актом на право пользования землей № от 20.01.1984.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является войсковая часть <данные изъяты>, указано, что в отношении части земельного участка площадью 2985000 кв.м. установлена категория земли поселений, а в отношении части земельного участка площадью 15555000 кв.м. установлена категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
01.08.2007 во исполнение распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30.06.2006 № и распоряжения территориального управления по Московской области от 28.03.2007 №<данные изъяты> передала объекты социально-культурного и коммунально- бытового назначения <адрес> в муниципальную собственность, в том числе 139 жилых домов.
Отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком регулируется ст. 53 Земельного кодекса РФ, согласно которой право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия органом исполнительной государственной власти или органом местного самоуправления решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Министерство обороны РФ провело работы по постановке на кадастровый учет только части земельных участков, входящих в границы земельного участка, предоставленного Министерству обороны в соответствии с Государственным актом на право пользования земельным участком, но не отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на оставшуюся часть земельного участка.
Таким образом, Администрация Щелковского муниципального района не вправе распоряжаться земельным участком, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование в/ч № и не имеет полномочий на предоставление в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
3. В соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Павильон - временное сооружение, не относящееся к объектам капитального строительства. Павильоны с ленточным фундаментом и облегченными стеновыми панелями к объектам недвижимого имущества не относятся (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2009 №), так как не имеют признаки капитальности. По Определению ВАС РФ от 30.06.2014 № по делу № не будут объектом недвижимого имущества торговый павильон и площадка при нем, т.к. представляют собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения, в соответствии с экспертным заключением
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По акту приемочной комиссии, утвержденному распоряжением Главы Щёлковского района Московской области от 20.01.2000 г. № принят в эксплуатацию законченный строительством объект – торговый павильон из быстровозводимых конструкций в <адрес>
С учетом изложенного, согласно представленным материалам, торговый павильон представляет собой сборно-разборную конструкцию, возведен из стеновых панелей и не имеет признаков капитальности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги от 25.06.2020 года № №, обязании оказать государственную услугу признаются необоснованными, а потому удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 ФИО8 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения от 26.05.2020 № № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 242,17 кв.м., местоположение: <адрес>; обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 242 кв.м., по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Ванеева