ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4667/2016 от 14.06.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-4667/2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.

при секретаре Цурмиловой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муравьева С.М. к военному комиссариату <адрес> о признании незаконным решения об отказе в возобновлении выплаты пенсии, обязании возобновить выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления,

УСТАНОВИЛ:

Муравьев С.М. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Калининградской области о признании решения о приостановлении выплаты пенсии в связи с поступлением на службу в таможенные органы незаконным, обязании возобновить выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления, указав в обоснование заявленных требований, что он с апреля 2010 года являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Приказом Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность <данные изъяты> – филиала РТУ РЭБОТИ (г. Калининград) с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года ему была приостановлена выплата пенсии по линии Министерства обороны РФ, основанием для приостановления пенсии в указанный период явилось поступление его на службу в таможенные органы. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с момента приостановления, в чем ответчиком ему было отказано. С такой позицией ответчика он не согласен, настаивает, что военный комиссариат Калининградской области не правильно толкует Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П, а само приостановление выплаты пенсии не основано на нормах действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела Муравьевым С.М. было подано уточненное исковое заявление, в котором он просил признать решение военного комиссариата Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возобновлении выплаты пенсии незаконным и обязать возобновить выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Муравьева С.М. были удовлетворены частично. Признано незаконным решение военного комиссариата Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возобновлении выплаты пенсии Муравьеву С.М. На военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность возобновить выплату пенсии за выслугу лет Муравьеву С.М. с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ отменено по заявлению военного комиссариата Калининградской области о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам, производство по указанному гражданскому делу возобновлено и назначено к разбирательству в судебном заседании.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании истец Муравьев С.М. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указал, что служба в таможенных органах и военная служба имеют различное правовое регулирование, в связи с чем прохождение службы в таможенных органах не влечет ни увеличения срока выслуги, ни размера ранее назначенной пенсии.

В судебном заседании представитель ответчика военного комиссариата Калининградской области Крайнов В.И. с заявленными исковыми требованиями не согласился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Настаивал, что приостановление выплаты пенсии истцу было осуществлено в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении №6-П от 18 марта 2004 года, которая была подтверждена в определении от 05 ноября 2015 года.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.

Так, в ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Муравьев С.М. являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа начальника Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ Муравьев С.М. был назначен на должность <данные изъяты> – филиала РТУ РЭБОТИ (г. Калининград) с ДД.ММ.ГГГГ.

С этого же времени выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ ему была приостановлена по причине зачисления на службу в таможенные органы, что подтверждается соответствующим имеющимся в личном деле Муравьева С.М. сообщением о прекращении выплаты пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с момента ее приостановления со ссылкой на положения ст.ст. 6 и 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Однако в возобновлении выплаты пенсии истцу было отказано, о чем сообщено в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на соответствие решения о приостановлении выплаты пенсии нормам действующего законодательства и Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П.

Не согласившись с таким решением ответчика, Муравьев С.М. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Между тем, изложенные в исковом заявлении доводы истца основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время прохождения службы приостанавливается.Следовательно, норма права, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей", о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы таможенной службы России.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П признал положение части второй статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей", согласно которой пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно- исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, не противоречащим Конституции РФ.

В отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает ли гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере в т.ч. в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) иную государственную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) иную государственную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы, и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или иную государственную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу лет на военной и (или) иной государственной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П Конституционный Суд РФ отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или иную государственную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения и рассмотрения дела в суде первой инстанции) правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2015 года N 2500-0-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" разъяснено, что как следует из вышеприведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, приостанавливается.

С учетом изложенного, поступление Муравьева С.М. на службу в таможенный орган влекло приостановление выплаты назначенной пенсии за выслугу лет.

В связи с приведенными выше основаниями, принимая во внимание, что на момент обращения истца в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о возобновлении ему выплаты пенсии он продолжал проходить службу в таможенных орган, у ответчика не имелось законных оснований к возобновлению соответствующих выплат.

С учетом изложенного решение военного комиссариата Калининградской области об отказе в возобновлении выплаты пенсии Муравьеву С.М. является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муравьева С.М. к военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в возобновлении выплаты пенсии, обязании возобновить выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 15 июня 2016 года.

Судья Ю.С. Никифорова