Дело №2-4668/2021
(УИД 03RS0003-01-2021-005288-86)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2021 года город Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зинатуллиной И.Ф.,
при секретаре Мирхайдаровой А.Р.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Министерства образования и науки РБ - ФИО2 по доверенности от 19.01.2021г.,
представителя ответчика ГКУ РБ «Центр финансовой отчетности» - ФИО3 по доверенности от 15.07.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 4668/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» о перерасчете компенсаций, выплаченных в связи с увольнением по сокращению штата, взыскании премии по итогам 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» о перерасчете компенсаций, выплаченных в связи с увольнением по сокращению штата, взыскании премии по итогам 2020 года, указав в обоснование искового заявления, с учетом уточнений, что, в период с 1 августа 2018 года по 30 декабря 2020 года, ею исполнялись должностные обязанности начальника юридического отдела Министерства образования и науки Республики Башкортостан (далее - Ответчик), в соответствии со служебным контрактом от 1 августа 2018 года № и приказом Министерства от 31 июля 2018 года № «О назначении на должность государственной гражданской службы ФИО1».
Приказом Министерства от 22 декабря 2020 года № «Об увольнении
ФИО1» (далее - Приказ об увольнении №) истец была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 31 декабря 2020 года в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.2 (Учет оплаты труда) Перечня передаваемых
функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, в рамках соглашения о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, ГКУ РБ «Центр финансовой отчетности» (далее - ГКУ РБ ЦФО) с апреля 2020 года осуществляет начисление заработной платы и иных выплат работникам Министерства.
В соответствии с Приказом об увольнении № ГКУ РБ ЦФО были начислены, и 29 декабря 2020 года истцу были произведены следующие выплаты:
- компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания -174 750,00 руб.;
- компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -21 726,24 руб.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 19 февраля 2021 года исковые требования ФИО1 о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворены частично. Решением суда увольнение признано незаконным, и истец была восстановлена на работе в должности начальника юридического отдела Министерства, в ее пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. Во взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула истцу отказано.
Приказом Министерства от 18 марта 2021 года № «Об увольнении ФИО1» (далее - Приказ об увольнении №) истец вновь была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 19 марта 2021 года в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
В соответствии с Приказом об увольнении № ГКУ РБ ЦФО были начислены, и 19 марта 2021 года были произведены следующие выплаты:
- компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания -183 223,24 руб.;
- компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ -82 972,53 руб.;
- компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -14 057,60 руб.
Считает, что ей неверно был произведен расчет вышеуказанных компенсаций. При расчете компенсаций не были учтены начисленные и выплаченные средства материального стимулирования (единовременные поощрения, выплаты) за период с декабря 2019 года по декабрь 2020 года, что привело к занижению размера месячного денежного содержания, и как следствие, неправильному расчету иных компенсаций
Указом Президента Республики Башкортостан от 28.02.2007 № УП-61 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан" утверждены "Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Башкортостан" (далее -Правила), применяемые при увольнении с государственной гражданской службы Республики Башкортостан в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан.
Пунктом 2 Правил установлено, что исчисление денежного содержания государственной гражданской службы производится в порядке, установленном для исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № "О Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Правила №).
Пунктом 8 Правил № установлено, что, в случае увольнения с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, а также установлен порядок расчета месячного денежного содержания. Абзацем вторым пункта 8 Правил № установлено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. К указанным дополнительным выплатам отнесены: д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил № (письма Минтруда РФ от 31.10.2014 №/В-815, от 21.03.2016 №/В-1771). При исчислении денежной компенсации дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Размер денежной компенсации определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В ходе судебного разбирательства по гражданскому делу о признании увольнения незаконным, истцом был выявлен факт неверного исчисления и выплаты компенсаций по Приказу об увольнении №.
1 марта 2021 года истец устно обратилась в ГКУ РБ ЦФО с просьбой пересмотреть размер компенсации месячного денежного содержания. 3 марта 2021 года на счет истца поступило зачисление в сумме 9 568,73 руб. По информации ГКУ ЭБ ЦФО, это был перерасчет компенсации денежного содержания с учетом дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 8 Правил № (была учтена материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в 2020 году, а также премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 17 % от оклада денежного содержания).
9 марта 2021 года истец обратилась к Ответчику с заявлением о перерасчете компенсации месячного денежного содержания, выплаченного при увольнении с учетом средств материального стимулирования, начисленных и выплаченных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Отвечая на заявление, ГКУ РБ ЦФО указывает, что в перерасчет компенсации месячного денежного содержания включены ежемесячные премии в размере 17 % от оклада денежного содержания.
Между тем, как было указано выше, месячное денежное содержание исчисляется, исходя, в том числе, из дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил №, фактически начисленных служащему в течение 12 календарных месяцев. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ премии за выполнение особо важных и сложных заданий относятся к дополнительным выплатам и максимальным размером не ограничиваются.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты денежного содержания, состав которого определен частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, увеличения объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, в период с декабря 2019 по декабрь 2020 года на основании распоряжений Правительства Республики Башкортостан приняты приказы Ответчика, в соответствии с которыми истцу были начислены и выплачены единовременные выплаты в следующих размерах (руб.):
декабря 2019 г. №,00
декабря 2019 <...>
ДД.ММ.ГГГГ№,16
ДД.ММ.ГГГГ№,95
ДД.ММ.ГГГГ№ --11 238,95
ДД.ММ.ГГГГ№,50 ДД.ММ.ГГГГ№,50
ДД.ММ.ГГГГ № №,50
ДД.ММ.ГГГГ№,50
ДД.ММ.ГГГГ№,00,
ДД.ММ.ГГГГ№,50
ДД.ММ.ГГГГ№,50
ДД.ММ.ГГГГ№,50
ДД.ММ.ГГГГ№,00
ДД.ММ.ГГГГ№,00.
Между тем, ГКУ РБ ЦФО не включены в расчет компенсаций, выплаченных по Приказам об увольнении № и №, средства материального стимулирования (единовременные поощрения, выплаты), начисленные и выплаченные в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно позиции Минтруда РФ, изложенной в письме от 22 марта 2019 г. №/В-2197, учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ, средства материального стимулирования, подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа. Реализация мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих имеет цель защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность. При этом, для обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих, при одновременном соблюдении установленного Правилами № порядка, средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами № положения. Выплата этих средств в ином порядке, не позволяющем учитывать их при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами №, ущемляет права гражданских служащих и не обеспечивает системность в вопросах исчисления сохраняемого денежного содержания.
Аналогичная позиция изложена в официальном разъяснении Минфина России от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482.
Учитывая изложенное, истец считает, что сумма недоплаты по Приказам об увольнении № и № составила:
компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания: 107 231,7 + 109 251,31 = 216 483,01 руб.;
компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск: 14 767,93 + 11 097,75 = 25 865,68 руб.
компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ: 65 962,64 руб.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года №-р, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РБ от 29 марта 2021 года № работникам Министерства 1 апреля 2021 года была начислена и выплачена единовременная выплата по итогам деятельности государственных органов Республики Башкортостан за 2020 год в размере месячного фонда оплаты труда. В список на получение указанной истец не была включена. Размер месячного фонда оплаты труда согласно штатному расписанию Ответчика на 1 апреля 2021 года составил 45 155 руб.
В обоснование не включения истца в список ответчик ссылается на факт прекращения трудовых отношений с истцом на дату издания приказа о выплате (пункт 2.1 Положение №), в связи с чем отсутствуют основания для начисления указанной выплаты.
Считает, что действия ответчика являются незаконными и необоснованными, основаны на неверном толковании Положения №, что привело к нарушению трудовых прав. Не начисление стимулирующих выплат уволенным работникам, отработавшим период, за который производится премирование, является дискриминацией в сфере оплаты труда.
В соответствии с пунктами 2.8, 2.9, 2.10 Положения № предусмотрены случаи не начисления единовременных выплат (находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, гражданским служащим, прекратившим трудовые отношения до окончания периода премирования по собственной инициативе (в том числе в порядке перевода) или по инициативе работодателя за нарушение трудовой дисциплины, имеющим дисциплинарное взыскание).
С учетом того, что истец полностью отработала 2020 год, была уволена 31 декабря 2020 года по инициативе Ответчика по сокращению штата (приказ Министерства №), дисциплинарных взысканий за 2020 год не имела, оснований для лишения истца единовременной выплаты не имелось, факт прекращения трудовых отношений не означает отсутствие у работодателя обязанности по выплате премий истцу.
В силу статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Незаконные действия/бездействие Ответчика причинили истцу нравственные страдания и нанесли моральный вред, который истец оценивает в сумму 50 000 рублей.
На основании приказа Министерства образования и науки РБ от 15 февраля 2021 года № и № «О выплате единовременной премии» всем работникам Министерства 10 февраля 2021 года была выплачена единовременная премия в связи с праздничной датой - 23 февраля.
На основании приказа Министерства от 20 февраля 2021 года № «О восстановлении в должности ФИО1», приказ Министерства от 22 декабря 2021 года № 430 «Об увольнении ФИО1» отменен, истец была восстановлена и допущена к исполнению должностных обязанностей.
Таким образом, служебные отношения по прохождению истцом государственной гражданской службы в Министерстве по служебному контракту от 1 августа 2018 г. №, продолжились с 1 января 2021 года и не прекращались.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просила суд:
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан:
часть недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 249 829,56 руб.;
часть недоначисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск - 33 309, 71 руб.;
часть недоначисленной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ - 132 975,18 руб.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики
Башкортостан единовременную выплату по приказу от 29 марта 2021 года №.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики
Башкортостан единовременное поощрение по приказу от 15 февраля 2021 года №.
Обязать Министерство образования и науки Республики Башкортостан
произвести расчет и выплатить проценты за просрочку выплаты компенсаций по приказам об увольнении № и №, единовременной выплаты по приказу от 29 марта 2021 года №, единовременного поощрения по приказу от 15 февраля 2021 года № на дату вынесения судом соответствующего решения.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики
Башкортостан компенсацию причиненного морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, с учетом уточнений к исковому заявлению, просила удовлетворить по основаниям, в нем указанным.
Представитель ответчика Министерства образования и науки РБ – ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика ГКУ РБ «Центр финансовой отчетности» - ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении искового заявления просил отказать, по основаниям, указанным в возражении на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50).
Судом установлено, подтверждается материалами гражданского дела, что 1 августа 2018 года между Министерством образования Республики Башкортостан, в лице министра ФИО5, и ФИО1 заключен Служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан №, по условиям которого гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника юридического отдела Министерства образования РБ.
На основании приказа Министерства образования Республики Башкортостан № от 31 июля 2018 года ФИО1 с 1 августа 2018 года назначена на должность государственной гражданской службы начальника юридического отдела.
Приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года № «Об увольнении ФИО1» истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 31 декабря 2020 года в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 19.02.2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Башкортостан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Признать увольнение ФИО1 из Министерства образования и науки Республики Башкортостан, произведенное на основании приказа № от 22.12.2020, незаконным.
Восстановить ФИО1 в должности начальника юридического отдела Министерства образования и науки Республики Башкортостан.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Башкортостан о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению».
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 15.07.2021 года решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 19.02.2021 года изменено в части восстановления ФИО1 на работе, указанием в данной части о восстановлении ФИО1 в должности начальника юридического отдела Министерства образования и науки Республики Башкортостан с 1 января 2021 года.
Приказом Министерства образования и науки РБ «О восстановлении в должности ФИО1» № от 20.02.2021г., отменен приказ от 22.12.2020г. № «Об увольнении ФИО1», ФИО1 восстановлена и допущена к исполнению служебных обязанностей с 20.02.2021 года.
Приказом Министерства образования и науки РБ «О внесении изменений в приказ от 20.02.2021 № "О восстановлении в должности ФИО1" № от 10.08.2021г., ФИО1 восстановлена и допущена к исполнению служебных обязанностей с 01.01.2021 года.
Приказом Министерства образования и науки РБ от 18 марта 2021 года № «Об увольнении ФИО1», ФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 19 марта 2021 года в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Судом установлено, что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года № «Об увольнении ФИО1», истцу были произведены следующие выплаты:
- компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания -174 750,00 руб.;
- компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -21 726,24 руб.
03.03.2021 года дополнительно была перечислена денежная сумма в размере 9 568,73 руб.
В соответствии с Приказом об увольнении № ГКУ РБ ЦФО были начислены, и 19 марта 2021 года истцу были произведены следующие выплаты:
- компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания -183 223,24 руб.;
- компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ -82 972,53 руб.;
- компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -14 057,60 руб.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50).
Частью 6 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента Республики Башкортостан от 28 февраля 2007 года № УП-61 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан" утверждены Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Башкортостан согласно приложению № к настоящему Указу (пункт 16 Указа).
Настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, в том числе при увольнении с государственной гражданской службы Республики Башкортостан в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа Республики Башкортостан, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан (абзац шестой пункта 1 Правил).
Пунктом 2 названных Правил установлено, что исчисление денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Башкортостан в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, производится в порядке, установленном для исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № "О Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".
Абзацем первым пункта 8 Правил №, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Аналогичное положение содержится в пункте 3.1 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по которому гражданскому служащему, уволенному с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе, выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Из пункта 2 Правил следует, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, законодателем установлен специальный порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в соответствии с которым его размер исчисляется на дату расторжения служебного контракта; в составе денежного содержания учитывается премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1/12 от фактически выплаченной суммы такой премии. Включение в состав денежного содержания иных премий Правилами не предусмотрено. Перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из материалов дела, выплата в размере четырехмесячного денежного содержания истцу по приказам № и № включала в себя: должностной оклад по замещаемой должности – 8 134,00 рубля, оклад за классный чин - 1 788,00 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - 9 760,00 рублей, ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - 1 626,80 рублей, ежемесячное денежное поощрение – 16 268,00 рублей, районный коэффициент – 5 636,65 рублей, на общую сумму 43 214,25 рублей, а также дополнительные выплаты, фактически начисленные за указанный выше период: премии за выполнение особо важных и сложных заданий 17% - 13 779,88 рублей; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих – 9 773,00 рубля, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – 19 546,00 рублей; районный коэффициент 15%, на общую сумму 49 563, 71 рубля (1/12 часть составила – 4 130, 31 рублей).
С учетом вышеуказанного денежного содержания, по приказу № размер денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ФИО1, составил: (43 214,25 руб. +4130,31 руб.) х 4 = 189 378,24 руб. (за вычетом 13% - 183 223, 24 руб.); компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 14 057,60 руб.
С учетом вышеуказанного денежного содержания, по приказу № размер денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ФИО1, составил: (43 214,25 руб. +4130,31 руб.) х 4 = 189 378,24 руб. (за вычетом 13% - 183 223, 24 руб.); компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗв размере 82 972,53 руб.; компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 14 057,60 руб.
Сторонами по делу не оспаривалось то обстоятельство, что в расчет денежного содержания не вошли следующие выплаты:
декабря 2019 г. – Приказ №, единовременная выплата в связи с Днем Конституции РФ, Днем Конституции РБ в размере 44 955,00 руб.,
декабря 2019 г. - Приказ №, единовременное поощрение в размере 52 597,35 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременное поощрение в связи с праздничной датой - 1 января Новый год в размере 6019,16 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ Приказ №, единовременное поощрение в связи с праздничной датой 23 февраля размере 11 238,95 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ - Приказ №, единовременное поощрение в связи с праздничной датой 8 Марта в размере 11 238,95 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременное поощрение в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременное поощрение в связи с праздничной датой 1 Мая в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременная выплата в связи с праздником Весны и труда и Днем Победы в ВОВ в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ - Приказ №, единовременная выплата в связи с Днем принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременная выплата в связи с успешной организацией и проведением кампании по общероссийскому голосованию в размере 44 955,00 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременное поощрение в связи с празднованием Дня учителя в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременная выплата ко Дню народного единства в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременная выплата в связи с Днем Конституции РФ в размере 22 477,50 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременная выплата в связи с Днем Конституции РБ в размере 45 155,00 руб.,
ДД.ММ.ГГГГ – Приказ №, единовременное поощрение в размере 49 670,00 руб.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что названные выплаты не являются самостоятельным видом выплат и не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания федерального гражданского служащего.
При таком положении, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в её пользу части недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 249 829,56 руб.; части недоначисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск - 33 309, 71 руб.; части недоначисленной компенсации в
размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ - 132 975,18 руб., не подлежат удовлетворению, поскольку материальное стимулирование в состав денежного довольствия не входит, и соответственно не является безусловной и гарантированной выплатой.
Разрешая требование иска в части взыскания с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в пользу ФИО1 единовременной
выплату по приказу от 29 марта 2021 года №, единовременного поощрения по приказу от 15 февраля 2021 года №, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов гражданского дела, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года №-р, №-р, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РБ от 29 марта 2021 года № работникам Министерства 1 апреля 2021 года была начислена и выплачена единовременная выплата по итогам деятельности государственных органов Республики Башкортостан за 2020 год в размере месячного фонда оплаты труда.
На основании Положения Министерства образования Республики Башкортостан от 25.04.2016 года №, приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 07.12.2016 года №, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РБ от 15 марта 2021 года № работникам Министерства, замещающим должности государственной гражданкой службы, выплачено единовременное поощрение в размере 5000 руб. в связи с праздничной датой – День защитника Отечества.
Стороной ответчика в суде не спаривалось, что истцу ФИО1 указанные выше выплаты не начислены и не выплачены.
В обоснование не выплаты ответчика ссылается на то, что на дату издания приказа № от 29 марта 2021 и Приказа № от 15 марта 2021 года, истец не состояла в трудовых отношениях с Министерством образования и науки РБ, в связи с чем отсутствуют основания для начисления указанной выплаты.
Из содержания статей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 396 Трудового кодекса Российской Федерации, 106 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что смысл процедуры восстановления на работе состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав работника, и в отмене всех правовых последствий незаконного увольнения.
Учитывая, что увольнение ФИО1, произведенное 31.12.2020 года, признано судом незаконным, вследствие чего она восстановлена на работе с 01.01.2021 года, при этом решение о лишении премии или снижении ее размера ответчиком в отношении ФИО1 не принималось, премия и единовременное поощрение подлежали выплате ФИО1 в момент восстановления на работе, в целях восстановления трудовых прав в полном объеме.
Согласно утвержденному приказом Министерства от 25.04.2016 № (ред. от 09.03.2021 г.) «Положению о денежном содержании и материальном стимулировании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан и Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников, занимающих должности и профессии, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Республики Башкортостан, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Министерства образования и науки Республики Башкортостан», премии выплачиваются гражданским служащим, состоящим с Минобрнауки РБ в трудовых отношениях на дату издания приказа о выплате премии (п.18).
Как установлено судом, истец ФИО1 судом восстановлена в должности с 01.01.2021 года и уволена 18.03.2021 года, следовательно, на дату издания приказов № и № истец ФИО6 состояла в трудовых отношениях с ответчиком.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальная обязанность по доказыванию факта выплаты заработной платы работнику в полном объеме возлагается на работодателя (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Между тем, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих исполнение своей обязанности по выплате истцу указанных выше выплат, ответчиком не представлено. Расчет премии и ответчиком также не представлен.
Более того, в судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что приказ о лишении ФИО1 премии за 2020 год, единовременного поощрения в связи с праздничной датой – День защитника Отечества, либо снижении их размера, не издавался, а также не оспаривал тот факт, что указанная премия и единовременное поощрение ФИО1 не выплачены.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выплату истице причитающихся ей денежных средств, несмотря на то, что бремя доказывания названных обстоятельств возложено именно на ответчика, суд полагает установленным факт неисполнения работодателем обязанности по выплате истице премии по итогам работы за 2020 год и единовременного поощрения в связи с праздничной датой – День защитника Отечества, и приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 в указанной части.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о нарушении работодателем установленного срока выплаты премий.
С учетом данных обстоятельств ответчик обязан выплатить денежную компенсацию в порядке, предусмотренном статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку нарушение трудовых прав истицы незаконными действиями работодателя, не выплатившего назначенную премию, подтверждается материалами дела, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных истице нравственных страданий, степень вины работодателя, полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики
Башкортостан в пользу ФИО1 единовременную
выплату по приказу от 29 марта 2021 года №.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в пользу ФИО1 единовременное поощрение по приказу от 15 февраля 2021 года №.
Обязать Министерство образования и науки Республики Башкортостан произвести расчет и выплатить проценты за просрочку единовременной выплаты по приказу от 29 марта 2021 года №, единовременного поощрения по приказу от 15 февраля 2021 года № на дату вынесения судебного решения.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан компенсацию причиненного морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в её пользу части недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 249 829,56 руб.; части недоначисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск - 33 309, 71 руб.; части недоначисленной компенсации в
размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ - 132 975,18 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Зинатуллина И.Ф.