Дело №2-54/2022 Великий Новгород
УИД 53RS0022-01-2021-006606-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Костяевой А.А.,
при секретаре Чаловой О.В.,
с участием
представителя истца Администрации Великого Новгорода Каминской М.А., ответчика Марковой Н.А., ее представителя Черепановой К.Ф.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Великого Новгорода к Марковой Н.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,
у с т а н о в и л:
Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Марковой Н.А. об изъятии имущества, в обоснование указав, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, однокомнатная квартира площадью 31,1 кв.м с кадастровым номером № находящееся по адресу <адрес>. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом <адрес> (далее - МКД) признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению по жилищным вопросам Администрации поручено расселить граждан, зарегистрированных в доме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом включен в Перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии при Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация предъявила ответчику требование о сносе жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок снос вышеуказанного дома осуществлен не был. Постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии в установленном законом порядке для муниципальных нужд муниципального образования – городского округа Великий Новгород земельного участка площадью 540 кв.м с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений указанного МКД; изъять в установленном законодательством порядке жилые помещения, расположенные в указанном МКД, включая квартиру ответчиков. Ответчику было направлено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен МКД, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена изымаемого имущества согласно отчету об оценке составляет 1 119 013 руб. Данные документы ответчик не получил. На основании изложенного Администрация просит:
- изъять для муниципальных нужд муниципального образования – городского округа Великий Новгород жилое помещение – однокомнатную квартиру площадью 31,1 кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу <адрес> долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме <адрес> путем выкупа у собственников данного жилого помещения с выплатой возмещения, включающего рыночную стоимость жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома с учетом их доли в праве общей собственности, и убытков, причиненных изъятием в размере, указанном в отчете об оценке;
-прекратить право собственности Марковой Н.А. на жилое помещение – однокомнатную квартиру общей площадью 31,1 кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу <адрес>;
- признать право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием – городской округ Великий Новгород;
- обязать Маркову Н.А. предоставить банковские реквизиты для перевода денежных средств, составляющих выплатную стоимость изымаемого имущества.
В судебном заседании представитель истца Каминская М.А., действующая на основании доверенности, поддерживая иск, пояснила, что исходя из результатов судебной оценочной экспертизы Администрация согласна выкупить у Марковой Н.А. принадлежащее ей жилое помещение за денежное возмещение в сумме 1 550 680 руб., заключив с ней соглашение о выкупе или мировое соглашение.
Ответчик Маркова Н.А. иск Администрации не признала, пояснила, что предлагаемой истцом денежной суммы 1 550 680 руб. недостаточно для приобретения жилого помещения. Собственных денежных средств для этого она не имеет, иное жилье для проживания отсутствует. Она заинтересована не в денежных средствах, а в обеспечении ею равноценным жилым помещением взамен изымаемого.
Представитель ответчика Черепанова К.Ф., поддержала позицию своего доверителя.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом из письменных материалов дела установлено, что на основании договора купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Марковой Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, однокомнатная квартира площадью 31,1 кв.м с кадастровым номером №, расположенная по адресу <адрес>
Маркова Н.А. зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ и фактически проживает в нем.
Помимо нее право пользования спорным жилым помещением имеет ее несовершеннолетний сын <данные изъяты> имеющий регистрацию по месту жительства по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, по настоящее время.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом изменений внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом <адрес> (далее - МКД) признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению по жилищным вопросам Администрации поручено расселить граждан, зарегистрированных в доме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии при Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация предъявила ответчику требование о сносе жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок снос вышеуказанного дома осуществлен не был.
Постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии в установленном законом порядке для муниципальных нужд муниципального образования – городского округа Великий Новгород земельного участка площадью 540 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по пер.Промышленному <адрес> квартале 118 города, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений указанного МКД; изъять в установленном законодательством порядке жилые помещения, расположенные в указанном МКД, включая квартиру ответчика.
Жилой дом <адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Ответчику было направлено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен МКД, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, на условиях выплаты Марковой Н.А. возмещения за изымаемое имущество.
Заказное письмо ответчиком не получено и возвращено в адрес отправителя за истечением срока хранения.
В целях выяснения действительной рыночной стоимости жилого помещения, доли в земельном участке под МКД и доли в общем имуществе МКД, а также размера убытков по поиску другого жилья и проживания в другом жилом помещении по ходатайству ответчика Марковой Н.А., не согласившейся с размером возмещения, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено Центр независимой профессиональной экспертизы «Петроэксперт».
С учетом выводов эксперта о рыночной стоимости жилого помещения, доли в земельном участке под МКД и доли в общем имуществе МКД, а также размера убытков по поиску другого жилья и проживания в другом жилом помещении размер возмещения за изымаемое у ответчика имущество, рассчитанного по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ, составит 1 550 680 руб.
По мнению ответчика Марковой Н.А., приобрести жилье, равноценное по площади изымаемому, за указанную сумму 1 550 680 руб. невозможно, а потому она не согласна с изъятием принадлежащего ей жилого помещения за денежное возмещение, полагая, что имеет право на обеспечение ее другим жилым помещением взамен изымаемого.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Так, статьей 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, по общему правилу в соответствии с указанными выше правовыми нормами при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Из объяснений Марковой Н.А. следует, что она выбрала способ реализации своих жилищных прав в виде предоставления ей другого жилого помещения взамен изымаемого в рамках региональной адресной программы переселения.
Несмотря на то, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику на праве собственности жилое помещение, включен региональную адресную программу переселения со сроком до ДД.ММ.ГГГГ, равнозначное жилое помещение, от переселения в которое ответчик отказалась бы, ей предложено не было. При таких обстоятельствах требование об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения в денежной форме заявлены истцом преждевременно. Возможность реализации способа переселения, избранного ответчиком, в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска Администрации отсутствуют.
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ, доказательствами по гражданскому делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон. Эти сведения могут быть получены, в том числе, из заключений эксперта.
Согласно статье 79 ГПК РФ, суд для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, ремесла назначает экспертизу.
Как видно из материалов дела, в связи с тем, что разрешение возникшего между сторонами спора зависело от установления стоимости жилого помещения подлежащего изъятию, что требовало специальных познаний в области товароведения, суд назначил по делу судебную товароведческую экспертизу.
Принимая во внимание обстоятельства дела и в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд полагает возможным возместить за счет средств федерального бюджета расходы по проведению товароведческой экспертизы в сумме 18 000 (восемнадцать тысяч) взыскав с УСД в Новгородской области в пользу ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт» расходы по оплате услуг эксперта.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации Великого Новгорода к Марковой Н.А. об изъятии имущества оставить без удовлетворения.
Взыскать за счет средств федерального бюджета через Управление Судебного департамента в Новгородской области в пользу ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт» за счет средств федерального бюджета расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей экспертному учреждению ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт» согласно счету на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, которые перечислись по следующим реквизитам: <данные изъяты>
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.А. Костяева
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2022 года.