ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-466/19 от 06.01.2019 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

УИД: 69RS0006-01-2019-000776-44

Дело № 2-81/2020

Решение

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при помощнике судьи Дородновой В.А.,

с участием истца Лесникова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесникова Олега Владиславовича к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении для ознакомления приказа о дисциплинарной ответственности, возложении обязанности ознакомить с полным текстом приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,

установил:

Лесников Олег Владиславович обратилась в суд с иском к Следственному комитету Российской Федерации (далее - СК России) о признании незаконными действий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с отказом в ознакомлении истца с полным текстом приказа Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. , возложении обязанности направить истцу копию приказа Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. , о признании незаконными действий должностных лиц СК России, связанные с ненадлежащим рассмотрением обращения от 13 августа 2019 г.

В обоснование исковых требований указано, что 29 августа 2016 г. истец назначен на должность следователя Тутаевского МСО СУ СК России по Ярославской области. В следственном управлении СК России по Ярославской области истец работал по 28 января 2019 г., последовательно замещая различные должности вплоть до заместителя руководителя СО по Дзержинскому району г. Ярославль. Приказом и.о. руководителя управления кадров СК России от 29 января 2019 г. истец назначен на должность руководителя Торжокского МСО СУ СК России по Тверской области. Приказом Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. 18 апреля 2019 г. он ознакомлен с выпиской из указанного приказа, содержащей его резолютивную часть. В ознакомлении с полным текстом приказа истцу отказано со ссылкой на невозможность разглашения персональных данных иных сотрудников СУ СК России по Ярославской области, привлеченных на основании данного приказа к дисциплинарной ответственности (ответ от 24 мая 2019 г. за подписью инспектора второго отдела управления кадров СК России Май М.И.). Данный отказ в ознакомлении с полным текстом приказа о дисциплинарной ответственности 13 августа 2019 г. обжалован истцом в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» путем направления соответствующего заявления на имя Председателя СК России. 17 сентября 2019 г. в отделе кадров СУ СК России по Тверской области истцом получен ответ на заявление от 13 августа 2019 г., датированный 4 сентября 2019 г. Истец указывает, что отказ в ознакомлении с полным текстом приказа Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. является незаконным и не соответствует положениям части 6 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 22 ноября 2019 г. данное дело в порядке части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации передано для рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, выразившиеся в не ознакомлении истца с полным текстом приказа Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. , признать незаконными действия должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с отказом в ознакомлении истца с полным текстом приказа Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. , обязать СК России направить истцу копию приказа Председателя СК России от 15 апреля 2019 г. , признать незаконными действия должностных лиц СК России, связанные с ненадлежащим рассмотрением обращения от 13 августа 2019 г.

Определениями суда от 26 ноября 2019 г., 4 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области (далее - СУ СК России по Тверской области), Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (далее - СУ СК России по Ярославской области).

В судебном заседании истец Лесников О.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика СК России в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СУ СК России по Тверской области в судебное заседание не явился, ранее представил возражения относительно исковых требований, в которых указывает, что исходя из положений статей 381, 382, 383, 392 Трудового кодекса Российской Федерации истцом пропущен срок исковой давности. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СУ СК России по Ярославской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 августа 2016 г. Лесников О.В. принят на федеральную государственную службу в СУ СК России по Ярославской области на должность следователя Тутаевского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Ярославской области. 22 сентября 2016 г. истец назначен на должность следователя по особо важным делам следственного отдела по Дзержинскому району города Ярославля СУ СК России по Ярославской области. 3 августа 2017 г истец назначен на должность заместителя руководителя следственного отдела по Кировскому району города Ярославль СУ СК России по Ярославской области. 20 марта 2018 г. назначен на должность заместителя руководителя следственного отдела по Дзержинскому району города Ярославль СУ СК России по Ярославской области.

28 января 2019 г. Лесников О.В. освобожден от занимаемой должности заместителя руководителя следственного отдела по Дзержинскому району города Ярославль СУ СК России по Ярославской области в связи с переводом в СУ СК России по Тверской области.

Данные обстоятельства подтверждаются приказами СУ СК России по Ярославской области от 29 августа 2016 г., 21 сентября 2016 г., 3 августа 2017 г., 20 марта 2018 г., 28 января 2019 г.; трудовым договором о прохождении службы в Следственном комитете Российской Федерации от 29 августа 2016 г. , соглашениями к указанному трудовому договору от 22 сентября 2016 г., 3 августа 2017 г., 20 марта 2018 г.

29 января 2019 г. истец назначен на должность руководителя Торжокского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Тверской области, что подтверждается приказом СК России от 29 января 2019 г., соглашением от 29 января 2019 г. к трудовому договору от 29 августа 2016 г. .

4 октября 2019 г. Лесников О.В. освобожден от занимаемой должности руководителя Торжокского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Тверской области и уволен по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

На основании приказа СК России от 15 апреля 2019 г. «О дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации» Лесников Олег Владиславович привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужило заключение по результатам служебной проверки, утвержденное 22 марта 2019 г., объяснение Лесникова О.В.

С выпиской из данного приказа Лесников О.В. ознакомлен 18 апреля 2019 г., что не оспаривалось им в ходе судебного разбирательства.

Согласно заключению по результатам служебной проверки от 18 марта 2019 г., утвержденному 22 марта 2019 г., в период с 13 февраля 2019 г. по 13 марта 2019 г. СК России проводилась служебная проверка по информации о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными лицами СУ СК России по Ярославской области при организации процессуальной проверки по факту превышения должностных полномочий сотрудниками ОБ ППСП УМВД России по Ярославской области и осуществлении предварительного следствия по уголовному делу № 11902780004000004. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и нарушение требований ведомственных организационно-распорядительных документов руководитель Торжокского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Тверской области Лесников О.В., замещавший на момент исследуемых событий должность заместителя руководителя следственного отдела по Дзержинскому району города Ярославль СУ СК России по Ярославской области, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

В результате указанной служебной проверки к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и нарушение требований ведомственных организационно-распорядительных документов к дисциплинарной ответственности привлечены и иные должностные лица СУ СК России по Ярославской области.

Лесникову О.В. направлено уведомление о завершении служебной проверки , проведенной по информации о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными лицами СУ СК России по Ярославской области при организации процессуальных проверок по фактам превышения должностных полномочий сотрудниками ОБ ППСП УМВД России по Ярославской области. Истцу разъяснено право ознакомления с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам. С данным уведомлением Лесников О.В. ознакомлен 10 апреля 2019 г.

24 мая 2019 г. в ответ на интернет-обращение Лесников О.В. уведомлен управлением кадров СК России об отсутствии возможности для ознакомления с полным текстом приказа от 15 апреля 2019 г. в связи с тем, что данным приказом к дисциплинарной ответственности привлечены и другие сотрудники СУ СК России по Ярославской области.

Интернет-обращение Лесникова О.В. о несогласии с основаниями привлечения к дисциплинарной ответственности в период службы в СУ СК России по Ярославской области от 13 августа 2019 г. рассмотрено в СК России, 4 сентября 2019 г. истцу дан мотивированный ответ.

Согласно положениям части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее - Закон о Следственном комитете) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Статьей 2 Закона о Следственном комитете установлено, что правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о Следственном комитете на сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 (далее - Положение о Следственном комитете), относит к компетенции Председателя Следственного комитета Российской Федерации установление в пределах своих полномочий порядка проведения служебных проверок в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета. Служебные проверки в системе Следственного комитета проводятся в соответствии с Инструкцией о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 11 (далее - Инструкция о проведении служебных проверок).

Пунктом 32 Инструкции о проведении служебных проверок предусмотрено, что сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки направляет работнику Следственного комитета, в отношении которого проводилась служебная проверка, письменное уведомление от своего имени об окончании служебной проверки и ее результатах. Одновременно в уведомлении разъясняется порядок ознакомления с материалами и заключением по результатам служебной проверки.

При положительном рассмотрении руководителем, назначившим служебную проверку, письменного ходатайства работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого она проводилась, сотрудник (член комиссии), проводивший служебную проверку, представляет для ознакомления указанному работнику заключение и другие материалы служебной проверки в части, его касающейся, с учетом имеющихся ограничений (с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну).

Судом установлено, что Лесников О.В. по окончании служебной проверки был уведомлен о ее результатах, ему разъяснено право на ознакомление с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам. Данным правом истец не воспользовался, что им не оспаривалось в ходе судебного разбирательства. С выпиской из приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 апреля 2019 г. истец ознакомлен 18 апреля 2019 г.

Доводы истца о нарушении ответчиком требований Трудового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в отказе ознакомления с полным текстом указанного приказа от 15 апреля 2019 г. , суд находит необоснованными, поскольку на государственных служащих, действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Трудовое законодательство проведение служебных проверок в системе Следственного комитета не устанавливает и не регулирует, в связи с чем не применяется.

Правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации службы в Следственном комитете определены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом, а также Инструкцией о проведении служебных проверок предусмотрены права сотрудника на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, на приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме и на ознакомление с результатами служебной проверки.

Поскольку права сотрудника Следственного комитета на ознакомление с документами, имеющими отношение к его службе, определены федеральным законодательством, регулирующим порядок прохождения указанной службы, то оснований для применения норм трудового права при разрешении данного спора у суда не имеется.

При этом, суд принимает во внимание, что истец ознакомлен с приказом от 15 апреля 2019 г. в части, имеющей отношение к его службе. В ознакомлении с полным текстом данного приказа истцу отказано в связи с тем, что данным приказом к дисциплинарной ответственности привлечены и другие сотрудники СУ СК России по Ярославской области.

Ответчиком суду представлен приказ СК России от 15 апреля 2019 г. , из содержания которого усматривается, что истец ознакомлен с выпиской из данного приказа, содержащей исчерпывающие сведения о службе последнего. Иных сведений, затрагивающих права истца, с которыми он не был ознакомлен в связи с не предоставлением ответчиком полного текста приказа, данный документ не содержит.

Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав истца в ходе судебного разбирательства не установлено.

Фактически доводы истца сводятся к отсутствию у него сведений о том, какие именно из возложенных обязанностей им исполнены ненадлежащим образом и нарушение каких именно положений организационно-распорядительных документов СК России им допущены, что послужило основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Между тем, суд принимает во внимание, что данные сведения содержатся в материалах служебной проверки и заключении по ее результатам. Правом на ознакомление с указанными документами истец не воспользовался. При этом, право сотрудника на получение копий материалов служебной проверки законодательством о прохождении службы в Следственном комитете не предусмотрено.

С учетом изложенного, исковые требования Лесникова О.В. о признании незаконным отказа в предоставлении для ознакомления приказа о дисциплинарной ответственности, признании незаконным бездействия должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, выразившееся в не ознакомлении с текстом приказа от 15 апреля 2019 г. , возложении обязанности ознакомить с полным текстом приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 апреля 2019 г. , признании незаконными действий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с отказом в ознакомлении с полным текстом приказа от 15 апреля 2019 г. , возложении обязанности направить копию данного приказа удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлено требование о признании незаконными действий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с ненадлежащим рассмотрением обращения от 13 августа 2019 г.

Как указано выше, 4 сентября 2019 г. Лесникову О.В. дан ответ на его интернет-обращение о несогласии с основаниями привлечения к дисциплинарной ответственности в период службы в СУ СК России по Ярославской области. Заявителю сообщено о том, что в ходе служебной проверки в его действиях установлены нарушения требований организационно-распорядительных актов СК России и факты ненадлежащего исполнения возложенных служебных обязанностей, в связи с чем принято решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности. Порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушены. Оснований для отмены приказа о дисциплинарной ответственности не имеется.

Данный ответ получен истцом в отделе кадров СУ СК России по Тверской области 17 сентября 2019 г.

Таким образом, нарушений требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответчиком при рассмотрении обращения от 13 августа 2019 г. не допущено. Истцу в предусмотренные указанным законом сроки ответчиком направлен ответ на указанное заявление, в котором указаны основания привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

При этом, само по себе несогласие истца с содержанием ответа СК России от 4 сентября 2019 г. не свидетельствует о его незаконности.

С учетом изложенного, исковые требования Лесникова О.В. о признании незаконными действий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с ненадлежащим рассмотрением обращения от 13 августа 2019 г., удовлетворению не подлежат.

Заявление представителя третьего лица СУ СК России по Тверской области о пропуске истцом срока обращения в суд с указанными требованиями не может быть принято судом, поскольку вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Лесникова Олега Владиславовича к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении для ознакомления приказа о дисциплинарной ответственности, признании незаконным бездействия должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, выразившееся в не ознакомлении с текстом приказа от 15 апреля 2019 г. , возложении обязанности ознакомить с полным текстом приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 апреля 2019 г. , признании незаконными действий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с отказом в ознакомлении с полным текстом приказа от 15 апреля 2019 г. , возложении обязанности направить копию приказа, признании незаконными действий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, связанные с ненадлежащим рассмотрением обращения от 13 августа 2019 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Белякова