ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-466/20 от 08.06.2020 Усольского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2020-000062-83 (2-466/2020) по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта незаконным, признании действий по расчёту объёмов доначислений для потребителя незаконными, перерасчёте потребленной электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта незаконным, признании действий по расчёту объёмов доначислений для потребителя незаконными, перерасчёте потребленной электроэнергии. В обоснование указал, что в соответствии с договором о передаче дома в собственность граждан от 15.03.2013 истец является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, постоянно проживает и зарегистрирован по данному адресу. Поставщиком электрической энергии по указанному адресу является ООО «Иркутскэнергосбыт». Письменный договор с энергоснабжающей организацией у истца отсутствует, однако имеется лицевой счёт для расчётов. В доме установлен прибор учёта электроэнергии, который используется по назначению, истец в его работу не вмешивался. В выходной день 16.11.2019 в дневное время, в жилом доме произошло задымление и оплавление прибора учёта электроэнергии, установленного внутри жилого дома. ФИО1 сразу позвонил по телефонам, указанным в платежных квитанциях ООО «Иркутскэнергосбыт». Так в 11 часов 15 минут был сделан звонок на (данные изъяты), именуемый как информационно-справочная служба «<данные изъяты>». ФИО1 предложили позвонить по номеру (данные изъяты). В 11 часов 21 минуту был осуществлён звонок, однако, ответил автоответчик. Вводный автомат отключения электросчётчика от электроэнергии отсутствовал, во избежание возгорания истец был вынужден самостоятельно отсоединить опломбированные провода на приборе учёта электроэнергии. В силу того, что всё случилось в выходные дни, ФИО1 самостоятельно приобрёл другой прибор учёта электроэнергии, установил его. В первый рабочий день после выходных сообщил в электроснабжающую организацию о произошедшем инциденте, сделал заявку на опломбировку. Старый прибор учёта с показаниями истец сохранил, чтобы можно было сверить показания. Работники ООО «Иркутскэнергосбыт» прибыли на следующий день после подачи заявки. Составили акт проверки прибора учёта от 19.11.2019, указали о необходимости установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности, вводных автоматов на 25А под опломбировку и сделать заявку на опломбировку в другую организацию. Также был составлен акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, произведён расчёт объёмов доначислений в размере 91 486 кВт/ч на сумму 101 549 рублей 46 копеек.

Просит признать акт от 19.11.2019 (данные изъяты) о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта электроэнергии, установленного по адресу: <адрес>, оформленный контролерами ООО «Иркутскэнергосбыт» незаконными. Признать незаконными действия ООО «Иркутскэнергосбыт» по расчёту объёмов доначислений от 19.11.2019 в размере 91 486 кВт/ч для потребителя при выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта электрической энергии, установленного по адресу: <адрес>, обязать ответчика произвести перерасчёт потребления электроэнергии за период с 19.08.2019 по 19.11.2019 согласно показаниям прибора учёта.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в акте неверно указана площадь жилого помещения. К нему пришли контролеры по заявлению на опломбировку прибора учёта.

Представитель ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), выданной сроком по 07.02.2021 включительно (л.д. 24), в судебном заседании дала пояснения, аналогичные, изложенным в письменном отзыве (л.д. 25-27), просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель третьего лица ОГУЭП «<данные изъяты>» Ф.И.О5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), выданной сроком по 31.01.2021 включительно (л.д. 94), в судебном заседании пояснила, что прибор учета был установлен и опломбирован 24.08.2010, в соответствии с актом ввода в эксплуатацию. Потребитель обязан нести ответственность за сохранность прибора учёта и сообщать обо всех аварийных ситуациях, заявление об опломбировке прибора учёта к ним в организацию не поступало, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства по делу в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пункты 3, 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В соответствии с пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учёта должен быть защищён от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребитель обязан: при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий (подпункт «а»); при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем (подпункт «б»); сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (подпункт «г(2)»).

Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В силу пункта 81 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019), потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (пункт 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Пунктом 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, предусмотрено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

На основании пункта 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно абзацу 14 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, под безучетным потреблением электрической энергии понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В силу пункта 149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций:

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию;

сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.

Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом - седьмом и девятом пункта 153 настоящего документа, а также предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки направляет ее в сетевую организацию, владеющую на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующую бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, способом, позволяющим подтвердить факт получения указанной заявки.

Сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) уведомляет о ее получении гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), с которым указанным собственником заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием планируемого к демонтажу прибора учета, способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления.

Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а также уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения, о согласованных дате и времени гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), который может принять участие в процедуре снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем. При этом предложенная сетевой организацией новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 3 рабочих дня с даты, предложенной в заявке.

В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия. Сетевая организация обязана передать лицам, подписавшим акт проверки, по одному экземпляру такого акта. Если гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не участвовал при совершении сетевой организацией указанных действий, то сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня составления акта проверки обязана передать ему копию акта проверки.

В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты.

Судом установлено, что собственником жилого дома общей площадью 34,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2013 (л.д. 7), сторонами не оспаривалось.

Из справки о составе семьи от 17.03.2020 (данные изъяты)<данные изъяты> филиала ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» следует, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, общая площадь дома 34,7 кв.м., отопление печное, электробойлер (л.д. 93).

Согласно акту от 24.08.2010 специалистом ГУЭП «Облкоммунэнерго» <данные изъяты> электрические сети <данные изъяты> подразделение Ф.И.О6 при проверке абонента ФИО1 по адресу: <адрес>, обнаружено, что установлен электросчётчик, ввод видимый, схема учёта проверена, произведено опломбирование кл. крышки 2 счётчика пломбой № 40 (л.д. 28, 101).

18.11.2019 ФИО1 подавал заявку в ООО «Иркутскэнергосбыт», ОГУЭП «<данные изъяты>» на осуществление допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учёта электрической энергии (л.д. 31).

19.11.2019 контролерами ГРЭ ООО «Иркутскэнергосбыт» Ф.И.О7, Ф.И.О8 проведена проверка прибора учёта, установленного в вышеуказанном жилом доме. В результате проверки было установлено, что прибор учёта демонтирован (л.д. 8, 33).

Выявлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, составлен акт от 19.11.2019 (данные изъяты), согласно которому ФИО1 произвёл самовольный демонтаж прибора учёта без согласования с энергосбытовой и ресурсоснабжающей организацией. Из объяснений ФИО1 следует, что он произвёл замену прибора учёта, ввиду его возгорания. Не смог оповестить энергосбытовую и ресурсоснабжающую организации ввиду того, что был выходной день. Обращался по номерам телефонов (данные изъяты), (данные изъяты), срабатывал автоответчик (л.д. 9, 34-42).

Согласно акту от 19.11.2019 о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек в жилом доме истца установлен бойлер, площадь помещения указана как 48 кв.м., что также подтверждается фотографиями (л.д. 40-41, 43, 100).

С данными актами истец был ознакомлен под роспись, копии актов получил на руки, замечания или несогласие с результатами проверки не выражал.

Произведён расчёт объёмов доначислений от 19.11.2019 за период с 19.08.2019 по 18.11.2019 в размере 91 486 кВт/ч, что в денежном эквиваленте составило 101 549 рублей 46 копеек (оборот л.д. 9, 34).

В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучётного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтённом потреблении электрической энергии, в соответствии с требованиями пункта 193 Основных положений.

Пунктом 193 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном пунктами 81 (11), 85(1), исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем), и включают дату, место, время составление акта; обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом (пункт 85(2) Правил).

Как усматривается из актов проверки от 19.11.2019, при проверке присутствовал сам потребитель, который подписал данные акты, замечаний к ним не имел, получил на руки второй экземпляр.

В силу пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Аналогичные требования предусмотрены пунктом 81 (11) Правил.

В акте проверки расчетного прибора от 19.11.2019 указана информация об установленном факте вмешательства в работу прибора учета, в связи с чем и составлен акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства. Истец проживает в жилом помещении, где установлен данный прибор.

По смыслу основных начал гражданского законодательства факт несанкционированного вмешательства является результатом действий (бездействия) потребителя, при этом эти действия (бездействие) могут быть и неосторожными.

При таких обстоятельствах суд находит, что имеется несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта, а именно проводился его демонтаж собственником данного прибора без уведомления исполнителя о проведении указанных работ, что является нарушением пункта 83 (13) Правил, пункта 149 Основных положений.

В силу пункта 81 (11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Таким образом, судом установлено, что предусмотренная пунктами 136, 145, 184, 192, 193 Основных положений, пунктом 81 (11) Правил, договором энергоснабжения обязанность по сохранности и целостности допущенного к эксплуатации прибора учета потребителем ФИО1 не выполнена. А потому ответчиком обоснованно произведен расчет объема безучетно потребленной электроэнергии расчетным способом в соответствии с пунктом 81 (11) Правил.

Как следует из искового заявления, пояснений истца, 16.11.2019 возникло возгорание прибора учёта, в связи с чем истец обратился по телефону, указанному в платежной квитанции (л.д. 10), (данные изъяты), где ему сообщили номер телефона (данные изъяты), по которому необходимо обратиться, что подтверждается представленной суду распечаткой оказанных услуг связи за период с 15.11.2019 по 16.11.2019 (л.д. 23). Однако, дозвониться истец не смог по причине того, что это был выходной день, срабатывал автоответчик. Из представленной суду распечатки оказанных услуг, длительность разговора истца по номеру телефона (данные изъяты), составила 0:25 сек.

Номер телефона (данные изъяты) принадлежит абоненту ФИО1, что подтверждается справкой ПАО «<данные изъяты>» (л.д. 22).

Из ответа от 14.02.2020 (данные изъяты) ОГУЭП «<данные изъяты>» на запрос ООО «Иркутскэнергосбыт» следует, что ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, в аварийно-диспетчерскую службу <данные изъяты> подразделения филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» <данные изъяты> электрические сети» с заявлением о произошедшем задымлении и оплавлении прибора учёта электроэнергии письменно или устно не обращался (л.д. 49), что подтверждается выпиской из оперативного журнала (л.д. 50-52).

Истец по поводу задымления или возгорания прибора учёта электрической энергии в пожарную службу не обращался, доказательств обратного истцом не представлено.

На запрос суда о предоставлении записи разговора ФИО1, произведённой 16.11.2019 справочной службой «<данные изъяты>», Усольским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» от 22.04.2020 был дан ответ о том, что между ООО «Иркутскэнергосбыт» и ИП Ф.И.О2 заключен договор от 10.04.2017 (данные изъяты) предмет договора оказывать услуги по приёму показаний приборов учёта горячей воды, холодной воды и электроэнергии от бытовых потребителей ООО «Иркутскэнергосбыт». 16.04.2020 ООО «Иркутскэнергосбыт» направил запрос о представлении записи разговора в адрес справочной службы «<данные изъяты>» в лице ИП Ф.И.О2 21.04.2020 в адрес ООО «Иркутскэнерго» поступил ответ от справочной службы «<данные изъяты>» о невозможности представить запись разговора по причине изменения условий хранения записей разговоров на срок один месяц ПАО «<данные изъяты>» в одностороннем порядке (л.д. 72-75).

Довод истца о том, что ООО «Иркутскэнергосбыт» в акте от 19.11.2019 о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек в жилом доме неверно указало площадь жилого помещения вследствие чего был произведён неверный расчёт объёмов доначислений судом не может быть принят, поскольку в данной части акт не оспорен. Кроме того, при проведении проверки ФИО1 присутствовал, площадь жилого помещения была записана со слов истца, что не оспаривалось и самим истцом в ходе судебного разбирательства. Какие – либо документы, подтверждающие площадь жилого помещения на момент проверки 19.11.2019 года ФИО1 контролёрам не было представлено, сам акт от 19.11.2019 года подписан истцом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом был произведён демонтаж прибора учёта электроэнергии в нарушение правил и основных положений.

Подробный расчет объема безучетного потребления электрической энергии произведен сетевой организацией на основании акта о неучтенном потреблении, приведен в выставленном на имя потребителя ФИО1 счете. Каких-либо доводов, свидетельствующих о неправильности расчета, помимо оспаривания самого факта безучетного потребления, истцом не выдвигалось.

Произведенный работниками ООО «Иркутскэнергосбыт» расчет объемов доначисления с 19.08.2019 по 18.11.2019 (не более чем за три месяца) с повышающим коэффициентом 10 соответствует требованиям приведенного выше законодательства, нормативам потребления, установленных Приказами министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 № 27-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области» и от 23.08.2016г. № 90-мпр «Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области», с учетом количества человек, проживающих в доме, а также исходя из акта о целях потребления электрической энергии при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, использования электроэнергии для освещения, приготовление пищи на электроплите, электронагревательной установки для целей горячего водоснабжения, на отопление помещения.

Оценив изложенные выше обстоятельства, суд исковые требования истца оставляет без удовлетворения.

Поскольку суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта незаконным, признании расчёта объёмов доначислений для потребителя незаконным, то оснований для удовлетворения производных требований о перерасчёте потребленной электроэнергии без учёта доначислений, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта незаконным, признании действий по расчёту объёмов доначислений для потребителя незаконными, перерасчёте потребленной электроэнергии – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья А.Н. Касимова