Дело № 2-466/2020
64RS0046-01-2019-006764-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2020 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
представительствующего судьи Токаревой Н.С.,
при помощнике судьи Ребровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моргуновой И.П. к Акционерному обществу (далее АО) «Автокомбинат-2» о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Моргунова И.П. обратилась в суд с иском к АО «Автокомбинат-2» в котором, просит (с учетом уточнений) взыскать с ответчика в свою пользу неосновательное обогащение в виде удержания оплаты за транспортное обслуживание населения (льготных пассажиров) автобусами на маршрутах регулярных перевозок города Саратова за апрель 2013 г. в размере 214 038 руб., за октябрь 2014 г. в размере 164 322 руб., за ноябрь 2014 г. в размере 364 575 руб., за декабрь 2014 г. в размере 432 552 руб., а всего на общую сумму 1 175 499 руб.
В обоснование иска указано, что истец была зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя с 15.07.2009 г. 08.04.2019 г. Моргунова И.П. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя.
В рамках предоставленного истцу права выполняла транспортное обслуживание населения автобусами, принадлежащими ей на праве собственности, на маршрутах регулярных перевозок г. Саратова согласно заключенных договоров с АО «Автокомбинат-2». Также выполняла транспортное обслуживание автобусами, принадлежащими ей на праве собственности для отдельных категорий граждан, как оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В ходе расследования уголовного дела в отношении бывшего директора АО «Автокомбинат-2» Беликова А.П., истцу стало известно, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2016 г. по делу №А57-24975/2016 взыскано с Саратовской области, в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу АО «Автокомбинат-2» задолженность по договору от 29.12.2012 г. № в размере 7 471 715 руб. 53 коп., по договору от 29.12.2012 г. № в размере 1 837 677 руб. 34 коп., по договору № 02- 06/237 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 461 514 руб. 32 коп., по договору № от 18.12.2013 г. в размере 4 794 845 руб. 30 коп., всего - 26 565 752 руб. 49 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 155 829 руб. Данные денежные средства были ФИО4 обналичены и фактически присвоены.
Материалами арбитражного дела было установлено, что на период 2013 г. 2014 г. между ОАО «Автокомбинат-2» (Перевозчик), Комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), Государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление) и Муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (Уполномоченная организация) были заключены следующие договоры: договор № от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2013 г.; договор № от 18.12.2013 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2014 г.
В соответствии с п. 1 вышеуказанных договоров, Уполномоченная организация организует продажу (бесплатное предоставление) социальных месячных проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку льготных категорий граждан, Управление осуществляет сбор и обработку отчётов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
В соответствии с п. 2.2 вышеуказанных договоров, перевозчик осуществляет перевозки льготных категорий граждан транспортными средствами на соответствующих маршрутах по предъявлению социального месячного проездного билета без ограничения числа их поездок и маршрута следования. Перевозки осуществляются в соответствии с вместимостью транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.
Пунктом 2.3.4 договоров определенно, что Управление производит распределение между перевозчиками выпадающих доходов с учётом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество перевезённых пассажиров льготных категорий на каждом маршруте, на основании отчётов Перевозчика о выполненной транспортной работе и сводной ведомости согласно методике распределения выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан между перевозчиками в соответствии с Приложением № 2.
Согласно п.2.4 Договора от 29.12.2012 г. № Комитет в соответствии с Законом Саратовской области от 06.12.2012 г. №-ЗСО «Об областном бюджет на 2013 г. и на плановый период 2014 г., 2015 г.» предоставляет субсидию в порядке и сроки, установленные договором. Контролирует выполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, качество, доступность и безопасность предоставляемых Перевозчиком услуг по перевозке льготных категорий граждан.
Согласно п.2.4 Договора от 18.12.2013 г. № Комитет в соответствии с Законом Саратовской области от 04.12.2013 г. №-ЗСО «Об областном бюджете на 2014 г., на плановый период 2015 г. и 2016 г.» предоставляет субсидию в порядке и сроки, установленные договором. Координирует выполнение обязательств Сторонами по настоящему Договору.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 вышеуказанных договоров, размер субсидии Перевозчика за отчётный период определяется Управлением ежемесячно согласно Приложению № 2, исходя из количества фактически проданных льготным категориям граждан социальных месячных проездных билетов с учетом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество перевезенных пассажиров льготных категорий на каждом маршруте.
Комитет на основании отчетных данных, предоставленных Управлением, предоставляет Перевозчику субсидию, в пределах средств областного бюджета текущего года, полученных Комитетом на эти цели, за исключением сумм выпадающих доходов других Перевозчиков, рассчитанные в соответствии с Методикой распределения субсидий на возмещение выпадающих доходов между перевозчиками согласно Приложению № 5, не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на лицевой счёт Комитета.
В соответствии с п.9 Договора от 29.12.2012 г. №, договор вступает в силу с 01.01.2013 г. и действует по 31.12.2013 г.
В соответствии с ч. 3 Дополнительного соглашения № к договору от 18.12.2013 г. №, договор вступает в силу с 01.01.2014 г. и действует по 12.12.2014 г. (включительно).
На период 2013, 2014 г.г. между ОАО «Автокомбинат-2» (Перевозчик), Комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), Государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление), Муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (Уполномоченная организация) были заключены следующие договора: Договор № от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающих в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) в 2013 г.
Договор № от 18.12.2013 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления права приобретения льготных абонементных (месячных) проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (автомобильный транспорт) в 2014 г.
Согласно п.1 договора от 29.12.2012 г. №, Уполномоченная организация организует продажу льготных (месячных) проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования, Управление в соответствии с государственным заданием комитета транспорта на 2013 год осуществляет сбор и обработку отчетов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт).
Согласно п.1 договора от 18.12.2013 г. №, Уполномоченная организация организует продажу льготных абонементных (месячных) проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку обучающихся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций по регулярным маршрутам в городском сообщении, Управление в соответствии с государственным заданием комитета транспорта Саратовской области на 2014 г. осуществляет сбор и обработку отчетов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления права приобретения льготных абонементных (месячных) проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (автомобильный транспорт).
В соответствии с п. 2.2.1 вышеуказанных договоров, Перевозчик осуществляет перевозки учащихся транспортными средствами на соответствующих маршрутах по предъявлению льготного (месячного) проездного билета без ограничения числа их поездок и маршрута следования. Перевозки осуществляются в соответствии с вместимостью транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.
Пунктом 2.3.4. вышеуказанных договоров определено, что Управление производит распределение между перевозчиками выпадающих доходов с учетом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество во исполнение указанных договоров, АО «Автокомбинат-2» осуществляло в период с января по декабрь 2013, 2014 г.г. перевозку льготных категорий граждан и обучающихся на соответствующих маршрутах. Факт оказания услуг в соответствии с указанными договорами и сложившаяся задолженность по возмещению выпадающих доходов подтверждается отчетами о выполнении планового количества рейсов за январь - декабрь 2013 г., 2014 г., платежными поручениями, сводными ведомостями о работе перевозчика за январь - декабрь 2013 г., 2014 г., отчетами о реализации льготных (месячных) проездных билетов для проезда учащихся за январь - декабрь 2013 г., 2014 г., отчетами о выполненной транспортной работе за январь - декабрь 2013 г., 2014 г., актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2013 г. по 25.08.16 г., подписанным между АО «Автокомбинат-2» и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Свои обязательства по предоставлению субсидии Комитет транспорта Саратовской области не выполнил в полном объеме, в связи с чем, образовалась задолженность за Комитетом (в настоящее время - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области) перед АО «Автокомбинат-2» по договору от 29.12.2012 г. № в размере 7 471 715 руб. 53 коп., по договору от 29.12.2012 г. № в размере 1 837 677 руб. 34 коп., по договору № от 18.12.2013 г. в размере 12 461 514 руб. 32 коп., по договору № от 18.12.2013 г. в размере 4 794 845 руб. 30 коп., всего 26 565 752 руб. 49 коп.
Поскольку данные денежные средства, в части, должны были пойти на оплату ИП Моргуновой И.П. за транспортное обслуживание населения (льготных пассажиров) автобусами на маршрутах регулярных перевозок г. Саратова, истец считает, что у АО «Автокомбинат-2» возникло неосновательное обогащение от неоплаты ИП Моргуновой И.П. выпадающих доходов в результате применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом.
Кроме того, согласно п. 1 договора на перевозку от 01.07.2010 г., договор регулирует взаимоотношения заказчика и Перевозчика в рамках выполнения Соглашения между Правительством Саратовской области и Администрацией г. Саратова о взаимодействии по обеспечению проезда льготных категорий граждан по социальным проездным билетам от 23.02.2005 г. и договоров (02-03/126а, 02-03/198а) оказания посреднических услуг автомобильным транспортом городского сообщения г. Саратова, заключенного между МУ «Транспортное управление» и Государственным бюджетным учреждением Саратовской области Управление пассажирских перевозок»,
п.2: Перевозчик обеспечивает перевозку граждан получателей социальных услуг автомобильным транспортом городского сообщения по предъявлении указанными гражданами льготного социального билета без ограничения числа поездок,
п.4: Заказчик по мере поступления денежных средств от МУ Транспортное управление» перечисляет их на счет Перевозчика.
Согласно представленных стороной ответчика платежного поручения № от 01.07.2013 г., перечислена компенсация за услуги по перевозке пассажиров-льготников за апрель 2013 г. по договору от 01.07.2010 г. в размере 203 227 руб. 19 коп., по платежному поручению № от 03.02.2015 г. компенсация за услуги по перевозке пассажиров-льготников за октябрь 2014 г. по договору от 01.07.2010 г. в размере 131 602 руб. 39 коп.
Таким образом, стороны подтвердили договорные отношения и факт перечисления АО «Автокомбинат-2» в пользу Моргуновой И.П. компенсации за услуги по перевозке пассажиров-льготников за апрель 2013 г. по договору от 01.07.2010 г.
Компенсация за услуги по перевозке пассажиров-льготников за апрель г. должна составлять 417 265 руб. 79 коп., с учетом частичной оплаты по платежному поручению № от 01.07.2013 г. в размере 203 227 руб. 19 коп. окончательная задолженность ответчика за апрель 2013 г. составляет (417 265, 79 - 203 227, 19) 214 038 руб., компенсация за услуги по перевозке пассажиров-льготников за октябрь 2014 г. должна составлять 295 934 руб., с учетом частичной оплаты по платежному поручению № от 01.07.2013 г, в размере 203 227 руб. 19 коп. окончательная задолженность ответчика за октябрь 2014 г. составляет (417 265, 79 – 203 227, 19) 214 038 руб., компенсацию за услуги по перевозке пассажиров-льготников за ноябрь 2014 г. в размере 364 575 руб., за декабрь 2014 г. в размере 432 552 руб. Истец Моргунова И.П. от «Автокомбинат-2» не получала. Поскольку права истца нарушены, она обратилась в суд с указанным выше иском.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц привлечены: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», Муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление», Министерство финансов Саратовской области.
Истец Моргунова И.П. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие по имеющимся материалам дела. Ранее в судебном заседании истец Моргунова И.П., ее представитель Чеботарев Д.М. заявленные требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные указанным в иске с учетом уточнений. Полагали, что срок давности на обращение за защитой нарушенных прав истцом не пропущен, т.к. обязанность по оплате выпадающих доходов у ответчика возникла с момента получения денежных средств от МКУ «Транспортное управление», которая осуществлена в 2017 г., об осуществлении указанной выплаты истцу стало известно лишь в 2019 г.
Представитель ответчика Аюпова М.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, просит о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика. Ранее в судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных истцом требований. В спорный период времени АО «Автокомбинат-2» являлось перевозчиком пассажиров и багажа на территории муниципального образования «Город Саратов» согласно договоров об организации перевозок пассажиров и багажа № от 22.04.2011 г. и № от 09.12.2014 г. Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № №А57-24975/2016 установлен факт оказания услуг по перевозке пассажиров в 2013 - 2014 г.г. АО «Автокомбинат-2» и с уполномоченного органа в пользу ответчика взысканы выпадающие доходы в результате применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки. Указали, что истцом в качестве оснований заявленных требований указано неосновательное обогащение, при этом не представлены доказательства возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения, которые представляют собой особый вид обязательств, необходимыми условиями возникновения которых являются приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, т.е. увеличение или сохранение в прежнем размере имущества на одной стороне явилось результатом соответствующего его уменьшения на другой стороне; приобретение или сбережение произошло без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. В этом смысле нормы о неосновательном обогащении подлежат применению всякий раз, когда соответствующие отношения не урегулированы законом, иным правовым актом или договором. При наличии специальных правил (установленных нормами о деликтных обязательствах, о виндикации, об отдельных видах договоров) приоритет отдается этим правилам, нормы же о неосновательном обогащении могут применяться лишь в той части, в какой соответствующие отношения ими не урегулированы. ИП Моргунова И.П. и АО «Автокомбинат-2» состояли в договорных отношениях на перевозку пассажиров на основании договора от 01.07.2010 г. АО «Автокомбинат-2» ежемесячно производило оплату в рамках заключенного с ИП Моргуновой И.П. договора на перевозку пассажиров от 01.07.2010 г., в том числе за апрель 2013 г. 01.07.2013 г. в размере 203 227 руб. 19 коп., за май 2013 г. 29.07.2013 г. и 14.08.2013 г., и т.д., за октябрь 2014 г. 03.02.2015 г. в размере 235 459 руб. 64 коп., за январь 2015 г. 15.04.2015 г. и 22.04.и т.д. Более того, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Кроме того, полагали, что, в любом случае, истцом пропущены сроки давности на обращение с иском в суд за защитой своих прав.
Представители третьих лиц Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», Муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление», Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в их отсутствии.
В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, �������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????????µ�??????????�??????????�??????
Согласно ч. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с ч.2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно ч. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно ч. 3 ст. 790 ГК РФ работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Согласно ч. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные транспортной организацией в связи с этим расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Затраты и недополученные доходы перевозчиков могут возникнуть в случае ограничения стоимости (цены) перевозок пассажиров и их багажа органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления.
Судом установлено, что Моргунова И.П. была зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя с 15.07.2009 г. 08.04.2019 г. Моргунова И.П. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя.
Из представленных копий договоров следует, на периоды 2013, 2014 г.г. между ОАО «Автокомбинат-2» (Перевозчик), Комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), Государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление) и Муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (Уполномоченная организация) были заключены следующие договоры: 22.04.2011 г. межу муниципальным учреждением «Транспортное управление» и открытым акционерным обществом «Автокомбинат-2» на основании решения постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа по результатам отбора на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа был заключен договор об организации перевозок пассажиров и багажа №.
В соответствии с условиями договора, стороны договорились организовать и выполнять регулярные перевозки пассажиров и багажа по утвержденному расписанию движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок № пунктом 3.1. договора предусмотрено, что договор вступает в силу с 05.05.2011 г. и действует до 05.05.2014 г.
09.12.2014 г. межу муниципальным учреждением «Транспортное управление» и открытым акционерным обществом «Автокомбинат-2» на основании решения постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа по результатам отбора на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа был заключен договор об организации перевозок пассажиров и багажа №.
В соответствии с условиями договора стороны договорились организовать и выполнять регулярные перевозки пассажиров и багажа по утвержденному расписанию движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок №, 30, 230. Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что договор вступает в силу по маршруту № с 09.12.2014 г. и действует до 09.12.2017 г.
Материалами дела установлено, что на период 2013, 2014 г.г. между открытым акционерным обществом «Автокомбинат-2» (Перевозчик), комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление) и муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (Уполномоченная организация) были заключены следующие договоры: договор № от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2013 г.; договор № от 18.12.2013 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2014 г.
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанных договоров, Уполномоченная организация организует продажу (бесплатное предоставление) социальных месячных проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку льготных категорий граждан, Управление осуществляет сбор и обработку отчётов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
В соответствии с пунктом 2.2 вышеуказанных договоров, перевозчик осуществляет перевозки льготных категорий граждан транспортными средствами на соответствующих маршрутах по предъявлению социального месячного проездного билета без ограничения числа их поездок и маршрута следования. Перевозки осуществляются в соответствии с вместимостью транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.
Согласно пункту 2.4 договора от 29.12.2012 г. № Комитет в соответствии с Законом Саратовской области от 06.12.2012 г. №-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 г.г.» предоставляет субсидию в порядке и сроки, установленные договором. Контролирует выполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, качество, доступность и безопасность предоставляемых Перевозчиком услуг по перевозке льготных категорий граждан.
Согласно пункту 2.4 договора от 18.12.2013 г. № Комитет в соответствии с Законом Саратовской области от 04.12.2013 г. №-ЗСО «Об областном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 г.г.» предоставляет субсидию в порядке и сроки, установленные договором. Координирует выполнение обязательств Сторонами по настоящему Договору.
В соответствии с пунктом 9 договора от 29.12.2012 г. №, договор вступает в силу с 01.01.2013 г. и действует по 31.12.2013 г.
В соответствии с ч. 3 Дополнительного соглашения № к договору от 18.12.2013 г. №, договор вступает в силу с 01.01.2014 г. и действует по 12.12.2014 г. (включительно).
На период 2013, 2014 г.г. между открытым акционерным обществом «Автокомбинат-2» (Перевозчик), комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление), муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (Уполномоченная организация) были заключены следующие договора. Договор № от 29.12.2012 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающих в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) в 2013 г.
Договор № от 18.12.2013 г. о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления права приобретения льготных абонементных (месячных) проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (автомобильный транспорт) в 2014 г.
Согласно пунктом 1 договора от 29.12.2012 г. №, Уполномоченная организация организует продажу льготных (месячных) проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования, Управление в соответствии с государственным заданием комитета транспорта на 2013 г. осуществляет сбор и обработку отчетов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт).
Согласно пункту 1 договора от 18.12.2013 г. №, Уполномоченная организация организует продажу льготных абонементных (месячных) проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку обучающихся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций по регулярным маршрутам в городском сообщении, Управление в соответствии с государственным заданием комитета транспорта Саратовской области на 2014 г. осуществляет сбор и обработку отчетов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления права приобретения льготных абонементных (месячных) проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (автомобильный транспорт).
В соответствии с пунктом 2.2.1 вышеуказанных договоров, Перевозчик осуществляет перевозки учащихся транспортными средствами на соответствующих маршрутах по предъявлению льготного (месячного) проездного билета без ограничения числа их поездок и маршрута следования. Перевозки осуществляются в соответствии с вместимостью транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.
Пунктом 2.3.4 вышеуказанных договоров определено, что Управление производит распределение между перевозчиками выпадающих доходов с учетом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество.
Во исполнение указанных договоров, АО «Автокомбинат-2» осуществляло в период с января по декабрь 2013, 2014 г.г. перевозку льготных категорий граждан и обучающихся на соответствующих маршрутах.
Во исполнение указанных договоров, АО «Автокомбинат-2» осуществляло в период с января по декабрь 2013 - 2014 г.г. перевозку льготных категорий граждан и обучающихся на соответствующих маршрутах.
Факт оказания услуг в соответствии с указанными договорами и сложившаяся задолженность по возмещению выпадающих доходов подтверждается отчетами о выполнении планового количества рейсов за январь - декабрь 2013 г., 2014 г., платежными поручениями, сводными ведомостями о работе перевозчика за январь - декабрь 2013 г., 2014 г., отчетами о реализации льготных (месячных) проездных билетов для проезда учащихся, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2016 г.
Следовательно, в рамках рассмотрения настоящего спора, истец данным правом не обладает, т.к. не являлся стороной указанных выше договоров. Взаимоотношения истца и ответчика регулируются не приведенными выше нормами права, а условиями заключенных между истцом и ответчиком договоров.
Ответчиком представлен договор на перевозку пассажиров от 01.07.2010 г., заключенный между истцом и ответчиком, однако, данный договор заключен для регулирования взаимоотношений по выполнению Соглашения между Правительством Саратовской области и администрации г. Саратова о взаимодействии по обеспечению проезда льготных категорий граждан по социальным проездным билетам от 23.02.2005 г. и договоров (№№а, №), а не действовавшим в спорный период договорами, приведенными выше.
Как следует из пояснений ответчика, 01.06.2015 г. и 01.06.2016 г. между истцом и ответчиком заключался договор на перевозку пассажиров аналогичного содержания. Указанные договора находится в материалах уголовного дела №, в материалах дела истцом предоставлена выписка по счету ИП Моргуновой И.П., в которой имеются сведения о назначениях платежа со ссылкой на соответствующие договора. Договор от 01.07.2010 г. прекратил свое действие, т.к. был заключен для регулирования отношений по выполнению Соглашения между Правительством Саратовской области и администрации г. Саратова о взаимодействии по обеспечению проезда льготных категорий граждан по социальным проездным билетам от 23.02.2005 г. и договоров №, которые также прекратили свое действие к 2013 г.
Договоры по оказанию технико-эксплуатационных услуг договоры на перевозку, заключенные истцом с ответчиком не являются подтверждением факта осуществления ИП Моргуновой И.П. перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Саратова.
При этом позиция истца основывается исключительно на статистических величинах количества поездок, которые представлены в материалы дела истцом, в то же время достоверных сведений о фактических затратах, убыточности, связанных с перевозкой льготных пассажиров, истцом суду не представлено. Таким образом, истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование заявленных требований и установления факта перевозки: первичной документации (талонов, отчетов), актов, договоров, относящегося к спорным периодам 2013- 2014 г.г.
Следовательно, способом защиты прав истца будет предъявление требований к истцу о взыскании убытков, в случае наличия таковых с предоставлением доказательств их несения.
Вследствии приведенных выше обстоятельств и норм закона заявленные истцом требования о взыскании неосновательного обогащения не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.
В ходе рассмотрения дела, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом сроков исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году и длящемуся с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря. В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Исковое заявление подано в суд 26.12.2019 г., то есть с пропуском срока исковой давности.
Суду доказательства действий ответчика, которые могли бы свидетельствовать о прекращении течения срока исковой давности по дату подачи иска, не представлены. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Совета Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Следовательно, в случае неосновательного сбережения денежных средств истца ответчиком, он должен был узнать о нарушении своего права сразу после причинения таковых, т.е. в апреле 2013 г., октябре, ноябре и декабре 2014 г., но не позднее 31.12.2013 г. и 31.12.2014 г. соответственно.
Таким образом, сроки давности по заявленным истцом требованиям истекли в декабре 2017 г.
Учитывая, что исковое заявление подано в суд 26.12.2019 года, установленный законом трехлетний срок исковой давности истцом пропущен. Основания для приостановления течения срока исковой давности отсутствуют. Доказательства наличия обстоятельств признания долга и, соответственно, перерыва течения срока исковой давности на основании статьи 203 ГК РФ, истец суду не представила.
Учитывая изложенное, на дату обращения истца с иском срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения истёк.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, о наличии таковых истцом не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Моргуновой И.П. к Акционерному обществу «Автокомбинат-2» о взыскании неосновательного обогащения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение суда изготовлено 25.03.2020 г.
Судья: