ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-466/20 от 30.11.2020 Русско-полянского районного суда (Омская область)

Дело № 2-466/2020

УИД 55RS0030-01-2020-000657-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.

при секретаре Диденко А.А., наличии контракта с помощником судьи Прониной А.В.,

рассмотрев 30 ноября 2020 года в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к адми-нистрации Хлебодаровского сельского поселения Русско-Полянского му-ниципального района Омской области о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными исковыми требованиями, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в деятельности посе-ления выявлено бездействие органа местного самоуправления по оформ-лению права муниципальной собственности на земельный участок под автомобильной дорогой.

Просит суд обязать ответчика оформить право собственности на зе-мельный участок под автомобильной дорогой, расположенной по адресу <адрес>.

Истец ФИО1, представивший служебное удостоверение, в су-дебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Хлебодаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбира-тельства извещены надлежащим образом, представили отзыв на иск, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя поселения, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку автомобиль-ная дорога общего пользования местного значения, указанная в иске, находится в собственности сельского поселения, то и земельный участок под объектом также принадлежит администрации, находится в ее пользо-вании, предоставляя возможность осуществления дорожной и иной дея-тельности, оформление земли под линейным объектом не требуется.

На основании положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд при-ходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с искомо понуждении к дейст-вию вытекает из совокупности положений части 1 статьи 45 Гражданс-кого процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства установлено, что 20.11.2013 в Еди-ный государственный реестр недвижимости внесены сведения о регистра-ции права собственности Хлебодаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на сооружение авто-мобильную дорогу, протяженностью 550 м, по адресу <адрес> (л.д.40-41).

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации за-креплено обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципаль-ной собственностью местным самоуправлением в Российской Федерации (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

В 2005 году в единый государственный реестр юридических лиц вне-сены сведения о создании юридического лица администрации Хлебода-ровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального райо-на Омской области, правовой статус сельского поселения определен в статье 1 устава Хлебодаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области (л.д.22-24,25-33).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономичес-кие принципы организации местного самоуправления в Российской Феде-рации урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании статьи 14 которого, а также Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения поселений отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог мест-ного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятель-ности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования положений статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», статей 3,5,6,13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорож-ной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в от-дельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что ор-ганы местного самоуправления сельского поселения осуществляют до-рожную деятельность, включающую в себя деятельность по проектирова-нию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения, коими являются автомобильные дороги общего поль-зования в границах населенных пунктов поселения, за исключением авто-мобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу статей 15 и 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗосуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных до-рог местного значения обеспечивается уполномоченными органами мест-ного самоуправления, проектирование, строительство, реконструкция, ка-питальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законода-тельные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 де-кабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоя-щим Федеральным законом.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния авто-мобильных дорог, утв. приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150 в целях реализации положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, предусмотрено проведение оценки технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог об-щего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В свою очередь пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования является терри-тория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улица-ми, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат при-ватизации в соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Рос-сийской Федерации.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собствен-ник, на что прямо указывает статья 210 Гражданского кодекса Российс-кой Федерации.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подле-жат государственной регистрации в едином государственном реестре ор-ганами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недви-жимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных наз-ванным кодексом и иными законами в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недви-жимости».

Из копии сообщения заместителя руководителя филиала ФГБУ «Фе-деральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области», на 18.11.2020, сведения о земельном участке, расположенном по дорогой по адресу <адрес>, от-сутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

В реестре муниципальной собственности муниципального образова-ния Хлебодаровское сельское поселение Русско-Полянского муниципаль-ного района Омской области также отсутствуют сведения о спорном зе-мельном участке под автомобильной дорогой, право собственности сельс-кого поселения, на которую зарегистрировано в установленном законом порядке.

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 9 Устава Хлебодаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, принятого решением Совета поселения, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены владение, пользование и распоря-жение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, до-рожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значе-ния в границах населенных пунктов поселения, осуществление муници-пального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного зна-чения в границах населенных пунктов поселения, организация дорож-ного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования авто-мобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответст-вии с законодательством Российской Федерации.

Прокурором заявлено о наличии обязанности у сельского поселения по оформлению права собственности на земельный участок под автомо-бильной дорогой местного значения, расположенной в границах населен-ного пункта сельского поселения.

Возражая относительно заявленного требования, в порядке, установ-ленном частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Рос-сийской Федерации, ответчик отрицает наличие правовой обязанности по регистрации права на земельный участок, находящийся в собственности поселения в силу прямого указания в законе, владение которым осу-ществляется при пользовании линейным объектом, расположенном на нем.

Разрешая иск с учетом положения статьи 67 Гражданского процес-суального кодекса Российской Федерации, названных требований законо-дательства, суд исходит из доказательств, имеющихся в материалах граж-данского дела, оценив которые на предмет их допустимости, относимос-ти и достоверности, находит установленным факт уклонения ответчика от выполнения требований действующего законодательства, учитывая следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомо-бильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации» к дорожной деятельности отнесена деятельность по содержа-нию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего техни-ческого состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состоя-ния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного дви-жения.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочи-ям органов местного самоуправления в области земельных отношений от-несено резервирование земель, изъятие земельных участков для муници-пальных нужд, установление с учетом требований законодательства Рос-сийской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных об-разований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельны-ми участками, находящимися в муниципальной собственности.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об огра-ничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополни-тельные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости в соответствии со статьями 8, 9 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О госу-дарственной регистрации недвижимости».

В результате выполнения комплексных кадастровых работ, предшест-вующих включению сведений в реестр недвижимости, осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков; осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зда-ний, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи; обеспечивается образование земельных участ-ков, на которых расположены здания, в том числе, многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами; обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объек-тами; обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости (статья 42.1 Федераль-ного закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Таким образом, неисполнение ответчиком обязанностей по формиро-ванию, постановке на регистрационный учет земельного участка, внесе-нию о нем сведений в кадастр, оформлению права собственности на зе-мельный участок, на котором расположена автомобильная дорога мест-ного значения, может повлечь за собой неисполнение полномочий в об-ласти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и как результат нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих автомобильные дороги.

Доводы ответчика об отсутствии таковой обязанности опровергаются совокупностью вышеперечисленных нормативных правовых документов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности позиции истца о понуждении отвечающей стороны к соответствующим действиям, о законности и обоснованности заявленных прокурором тре-бований и их удовлетворении.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального ко-декса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Хлебодаровского сельского поселения Рус-ско-Полянского муниципального района Омской области оформить право собственности на земельный участок под автомобильной дорогой, распо-ложенной по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Никитина

Мотивированное решение составлено 02.12.2020.