ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-466/2021 от 16.06.2021 Татищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-466/2021

64RS0036-01-2021-000639-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года р.п.Татищево

Саратовская область

Татищевский районный суд Саратовской области:

в составе председательствующего судьи Храмушина Д.В.,

при секретаре Стародубцевой О.В.,

с участием: представителя истца администрации Татищевского муниципального района Саратовской области ФИО1,

представителя ответчика муниципального автономного учреждения «Комфортный город» ФИО2,

заместителя начальника Татищевского РОСП УФССП по Саратовской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Татищевского муниципального района Саратовской области к МАУ «Комфортный город», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Саратовской области об освобождении имущества от ареста,

установил:

истец обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по делу о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества возбуждено исполнительное производство N 16899/20/6403 5-ИП. Требование к должнику (МАУ "Комфортный город") - взыскание в пользу взыскателя (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>) задолженности в размере 1 399 759,09 руб.

В рамках указанного исполнительного производства заместителем начальника 01 деления - заместителем старшего судебного пристава Татищевского РОСП ФИО3 ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ вынесено требование о наложении ареста на имущество должника.

ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут пристав составил акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества), а именно на автомобиль <данные изъяты>, паспорт транспортного средства <адрес>, выдан РЭГ ГИБДД ОМВД РФ по <адрес>, 04.07.2014г.

Согласно акту о наложении ареста (описи имущества) от 26.02.2020 автомобили находятся у должника на праве пользования без права распоряжения до фактического изъятия.

Исходя из положений ст. 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, в связи с чем, и в соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. 119 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174- ФЗ «Об автономных учреждениях»,

Согласно Порядку определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений и перечня особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений, утвержденных постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 16.01.2018 № 16, перечень особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений определяется постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

Постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области №11 от 12 января 2021 года «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления», указанные спорные транспортные средства отнесены к категории особо ценного движимого имущества, что так же подтверждается договором «О закреплении имущества на праве оперативного управления» от 12.01.2021 года, заключенным между администрацией Татищевского муниципального образования (собственником имущества) и муниципальным автономным учреждением «Комфортный город».

В соответствии с решением Совета депутатов Татищевского муниципального образования Татищевского района от 21 мая 2014 года №10/56-3 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области» полномочия но вопросам владения, пользования распоряжения имуществом Татищевского муниципального образования переданы администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в том числе и полномочия по принятию мер по сохранности муниципального имущества, принятию необходимых мер, направленных на устранение нарушений условий использования муниципального имущества.

Так же, в решении Совета депутатов Татищевского муниципального образования Татищевского района от 21 мая 2014 года № 10/56-3 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области» четко обозначена деятельность муниципальных автономных учреждений при реализации права оперативного управления, в рамках которого эти учреждения не вправе продавать принадлежащее ему па праве оперативного управления имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться им без согласия администрации.

Арестованные автомобили фактически принадлежат Татищевскому муниципальному образованию Татищевского района Саратовской области, поскольку транспортные средства приобретены за счет средств, выделенных собственником имущества, в рамках предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. В соответствии с пунктами 1.11 и 1.12. Устава муниципального автономного учреждения «Комфортный Город» установлено, что имущество муниципального автономного учреждения «Комфортный Город» закрепляется за ним на праве оперативного управления, а собственник имущества, не несет ответственность по обязательствам МАУ «Комфортный Город».

Арест автомобилей нарушает право собственности Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, в связи с чем, истец просил суд освободить от ареста:

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - муниципального автономного учреждения «Комфортный город» в судебном заседании согласился с исковыми требованиями по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Саратовской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражений по иску не представил.

Заместитель начальника Татищевского РОСП УФССП по Саратовской области ФИО3, в судебном заседании пояснила, что указанные в исковом заявлении автомобили действительны были арестованы в рамках исполнительного производства, поскольку спорные автомобили значатся зарегистрированными за МАУ «Комфортный город».

Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства по делу, суд пришел к следующему:

По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 56 ГК РФ, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако для юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в данном отношении действует специальная оговорка, закрепленная п. 2 ст. 56 ГК РФ. К числу таких юридических лиц относятся в том числе автономные учреждения.

Согласно п. 2 ст. 56 ГК РФ учредитель (собственник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (собственника) юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 123.22 ГК Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Согласно статьи 3 Закон об автономных учреждениях имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Перечни особо ценного движимого имущества определяются в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 09 декабря 2017 N 219-О, данное правило (п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях") существовало с момента введения в действие указанного закона, которым и было закреплено создание этого принципиально нового вида учреждений и особенности его правового статуса. Соответственно, такой вид учреждений изначально не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя - собственника по долгам автономного учреждения. Участники гражданско-правовых отношений, приобретая свои гражданские права своей волей и в своем интересе, будучи свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (статья 1 ГК РФ), в том числе и с муниципальными автономными учреждениями, несут риск неудовлетворения своих имущественных требований. Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов муниципальных автономных учреждений, это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.

В судебном заседании установлено:

В соответствии с решением Совета депутатов Татищевского муниципального образования Татищевского района от 21 мая 2014 года №10/56-3 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области» полномочия но вопросам владения, пользования распоряжения имуществом Татищевского муниципального образования переданы администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в том числе и полномочия по принятию мер по сохранности муниципального имущества, принятию необходимых мер, направленных на устранение нарушений условий использования муниципального имущества.

Согласно названного выше Положения, деятельность муниципальных автономных учреждений при реализации права оперативного управления, в рамках которого эти учреждения не вправе продавать принадлежащее ему па праве оперативного управления имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться им без согласия администрации.

29 декабря 2017 года между администрации Татищевского муниципального района Саратовской области и МАУ "Комфортный город" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

В рамках названных выше муниципальных актов администрация Татищевского муниципального района Саратовской области перечислила МАУ "Комфортный город" субсидии для покупки транспортных средств, а последнее приобрело автомобили, так

Платежным поручением от 22.05.2014 года администрация Татищевского муниципального района Саратовской области перечислила МАУ "Комфортный город" 120 000 рублей в качестве субсидии.

Платежным поручением от 23.05.2014 года МАУ "Комфортный город" перечислило ОАО Русский Гектар 120 000 рублей в качестве оплаты по договору купли продажи за спорный автомобиль <данные изъяты>.

Платежным поручением от 30.01.2017 года администрация Татищевского муниципального района Саратовской области перечислила МАУ "Комфортный город" 489 900 рублей в качестве субсидии.

Платежным поручением от 31.01.2017 года МАУ "Комфортный город" перечислило ООО «Лада-Маркет» 489 900 рублей в качестве оплаты по договору купли продажи за спорный автомобиль <данные изъяты>.

Таким образом, МАУ "Комфортный город" приобрело спорные транспортные средства за счет средств учредителя, т.е. администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, что подтверждается платежными документами, указывающими на происхождение денежных средств использованных для оплаты автомобилей.

После приобретения названных автомобилей, данное имущество в установленном порядке было закреплено на праве оперативного управления за МАУ "Комфортный город", а сами автомобили включены в перечень особо ценного движимого имущества.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений и перечня особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений, утвержденных постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 16.01.2018 № 16, перечень особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений определен постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

Постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области №11 от 12 января 2021 года «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления», указанные спорные транспортные средства отнесены к категории особо ценного движимого имущества, что так же подтверждается договором «О закреплении имущества на праве оперативного управления» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Татищевского муниципального образования (собственником имущества) и муниципальным автономным учреждением «Комфортный город».

ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области по делу возбуждено исполнительное производство в отношении МАУ "Комфортный город" по взысканию задолженности по налоговым платежам в размере 1 399 759,09 руб.

Заместителем старшего судебного пристава Татищевского РОСП ФИО3 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ вынесено требование о наложении ареста на имущество должника - МАУ "Комфортный город".

ДД.ММ.ГГГГ пристав составил акт о наложении ареста на имущество МАУ "Комфортный город" - автомобиль <данные изъяты>.

Действительно как следует из Паспортов Транспортных средств на спорные автомобили в графе собственник значится МАУ "Комфортный город".

Однако, из положений п. 2 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1764 (а так же в редакции действовавшей на момент приобретения спорных автомобилей), следует, что государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга.

При этом, названными Правилами не регламентирован какой-либо специальный порядок регистрации транспортных средств за лицом, владеющим транспортным средством на праве оперативного управления. Нахождение имущества на праве оперативного управления, а так же отнесение его к перечню особо ценного движимого имущества, регламентировано специальными нормами правового регулирования и оформляется исключительно актами органа местного самоуправления как учредителя муниципального автономного учреждения.

С учетом приведенных выше норм права и исследованным доказательств спорные автомобили следует признать собственностью Татищевского муниципального района Саратовской области, поскольку они приобретены за счет средств муниципалитета и переданы МАУ "Комфортный город" на праве оперативного управления. Указанные транспортные средства в установленном законом порядке отнесены к перечню особо ценного движимого имущества.

При таких обстоятельствах, МАУ "Комфортный город" не вправе распоряжаться спорными автомобилями, что в свою очередь исключает возможность обращения на них взыскания по долгам данного юридического лица, а потому исковые требования следует удовлетворить, освободив автомобили от ареста.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации Татищевского муниципального района Саратовской области к МАУ «Комфортный город», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Саратовской области об освобождении имущества от ареста, удовлетворить.

Освободить от ареста: <данные изъяты>

<данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд, в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (23 июня 2021 года), путем подачи апелляционной жалобы в Татищевский районный суд.

Судья Д.В.Храмушин