ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-466/2022 от 23.08.2022 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2-466/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омская область р.п. Москаленки 23 августа 2022 г.

Москаленский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Дридигер А.Д.,

при помощнике судьи Лукашенко Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Элитовская СОШ» об обязании поставить квадрокоптер на учет, разработать меры безопасности испытательных полетов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Элитовская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Элитовская СОШ») об обязании поставить квадрокоптер на учет, разработать меры безопасности испытательных полетов.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Москаленского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации национального проекта «Образование» в деятельности МБОУ «Элитовская СОШ», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ «Элитовская СОШ» и ООО «ФИО3мы» заключен договор по поставке электронного оборудования - квадрокоптеров для работы центра образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Согласно приложению к Договору «Спецификация на поставку товара» в МБОУ «Элитовская СОШ» подлежит поставке: квадрокоптер модели «ФИО1» в количестве 1 единицы. Приведённое оборудование поставлено в образовательную организацию в октябре 2020 года.

Согласно п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В месте с тем проверкой было установлено, что квадрокоптер «ФИО1» в образовательной деятельности фактически не используется, заявление о постановке на учет квадрокоптера «ФИО1», в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) не направлялось, меры безопасности полетов не разработаны, методические документы не утверждены, что свидетельствует о недостижении в полном объёме целей национального проекта «Образование», для реализации которого были предоставлены денежные средства из бюджета федерального уровня.

По факту допущения выявленного нарушения прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Элитовская СОШ» внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

По результатам повторной проверки установлено, что заявление о постановке на учет квадрокоптера «ФИО1» в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлено, использование квадрокоптера «ФИО1» не включено в общеобразовательную программу общеобразовательной организации, меры безопасности полетов не разработаны, методические документы не утверждены, что свидетельствует о невозможности использования оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование».

На основании вышеизложенного истец просит обязать МБОУ «Элитовская СОШ» направить в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о постановке беспилотного воздушного судна квадрокоптера «ФИО1» на учет; разработать меры безопасности испытательных полетов квадрокоптера, внести изменения в образовательные программы общеобразовательной организации с учетом необходимости использования квадрокоптера «ФИО1» в целях достижения образовательных результатов.

В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Модинов З.К. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, добавив, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.

Представитель ответчика МБОУ «Элитовская СОШ» в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

Представитель третьего лица управления образования администрации Москаленского муниципального образования Омской области в судебном заседании участия не принимал, в заявлении просит рассмотреть дело без их участия, с требованиями прокурора согласны.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних или интересов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 11 приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» при реализации национального проекта в сфере образования необходимо решение следующих задач:

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Согласно Паспорту национального проекта «Образование», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, мероприятия национального проекта «Образование» прежде всего направлены на реализацию 4 ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью.

Федеральный проект «Современная школа» направлен на внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология», в 16 тыс. школ сельской местности и малых городах будет создана материально-техническая база центров коллективного использования для реализации образовательных программ цифрового и гуманитарного профилей.

Согласно Письму Минпросвещения России от 01.11.2021 № ТВ-1913/02 «О направлении методических рекомендаций» настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

В соответствии с разделом 3 Рекомендаций образовательная деятельность на базе Центров "Точка роста" осуществляется по образовательным программам общего и, при наличии условий, дополнительного образования.

Создание Центров "Точка роста" предполагает использование приобретаемого оборудования, средств обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям "Естественнонаучные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", образовательных программ общего образования естественнонаучной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленностей. Перечень направленностей реализуемых на базе Центров "Точка роста" образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у общеобразовательных организации условий, а также потребностей участников образовательных отношений.

Общеобразовательной организации при формировании содержания основных общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ необходимо учитывать ресурсы Центра "Точка роста". При организации внесения изменений в образовательные программы общеобразовательной организации, обновлении содержания отдельных рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ рекомендуется использовать учебно-методические и справочные материалы Федерального оператора.

Федеральный оператор обеспечивает подготовку и распространение методических и информационных материалов по вопросам организации образовательной деятельности, методики использования средств обучения и воспитания, оборудования при организации образовательной деятельности на базе Центров "Точка роста".

Требования к формату организации образовательной деятельности регулируются настоящими Рекомендациями и иными информационными и методическими материалами Федерального оператора. Направления реализуемых с использованием ресурсов Центров "Точка роста" программ определяются в соответствии с методическими материалами и рекомендациями, устанавливаемыми и актуализируемыми Федеральным оператором. В обязательном порядке на базе центров "Точка роста" обеспечивается освоение обучающимися учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология" с использованием приобретаемого оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания.

Разработка и утверждение образовательных программ общеобразовательных организаций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ «Элитовская СОШ» и ООО «ФИО3МЫ» заключен договор (далее - Договор), предметом которого является поставка электронного оборудования – квадрокоптеров для работы центра образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» на базе названной образовательной организации в рамках реализации национального проекта «Образование» (л.д. 10-18, 22-23).

Согласно приложению к Договору «Спецификация на поставку товара» в МБОУ «Элитовская СОШ» подлежит поставке: квадрокоптер модели «ФИО1» в количестве 1 единицы, квадрокоптер модели «ФИО2» в количестве 3 единиц (л.д. 19-21).

Квадрокоптер модели «ФИО1» было поставлено в образовательную организацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658, заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта в случае приобретения беспилотного воздушного судна на территории Российской Федерации - в течение 10 рабочих дней со дня приобретения.

Согласно Письму Минпросвещения России от 25.10.2019 № МР-1406/02 «Об использовании квадрокоптеров» полеты беспилотных воздушных судов осуществляются в соответствии с Федеральными авиационными правилами подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнением полетов, утвержденными приказом Минпромторга России от 05.12.2018 № 4855.

В соответствии с п. 23 Приказа Минпромторга России от 05.12.2018 № 4855 «Об утверждении Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов» летно-методическая работа в целях испытаний (исследований) включает в себя, в том числе, разработку методических документов по организации и проведению летных испытаний воздушных судов; разработку методики испытаний конкретного образца авиационной техники; разработку мер безопасности испытательных полетов с учетом документов по системе управления безопасностью полетов.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Москаленского района Омской области проверки соблюдения МБОУ «Элитовская СОШ» требований законодательства при реализации национального проекта «Образование» выявлено, что образовательным учреждением квадрокоптер «ФИО1» в образовательной деятельности фактически не используется, заявление о постановке на учет квадрокоптера «ФИО1», при том, что его вес составляет 1 кг., в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) не направлялось, что свидетельствует о недостижении в полном объёме целей национального проекта «Образование», для реализации которого были предоставлены денежные средства из бюджета федерального уровня.

По факту допущенных выявленных нарушений в адрес образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений (л.д. 24-30), которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты (л.д. 31).

По результатам повторной проверки установлено, что заявление о постановке на учет квадрокоптера «ФИО1» в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлено, использование квадрокоптера «ФИО1» не включено в общеобразовательную программу общеобразовательной организации, меры безопасности полетов не разработаны, методические документы не утверждены, что свидетельствует о невозможности использования оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование».

Таким образом, МБОУ «Элитовская СОШ» допустило нарушение законодательства об образовании, бюджетного законодательства, законодательства при реализации национального проекта «Образование».

С учетом, установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Элитовская СОШ» судебные издержки в виде государственной пошлины.

При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований части 2 статьи 333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.

Учитывая финансовое положение МБОУ «Элитовская СОШ», существа иска в интересах граждан, в том числе несовершеннолетних, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 150 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Элитовская средняя общеобразовательная школа» поставить на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта квадрокоптер «ФИО1»; разработать меры безопасности испытательных полетов квадрокоптера, внести изменения в образовательные программы общеобразовательной организации с учетом необходимости использования квадрокоптера «ФИО1».

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Элитовская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись А.Д. Дридигер

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи _____________________

___________________________________________________

(Наименование должности работника аппарата суда)

_____________________________

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

Подлинное решение (постановление, определение) подшито в материалы дела № ___________ Москаленского районного суда Омской области.

Решение (постановление, определение) вступило (не вступило) в законную силу «___»__________ г.

УИД:

Судья _______________________________________