ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-467 от 01.07.2011 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

                                                                                    Забайкальский районный суд Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Забайкальский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Забайкальск 1 июля 2011 г.

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе,

председательствующего судьи - Ходюкова Д.С.,

секретаря Рукавишниковой И.Л.,

с участием представителя прокуратуры Забайкальского района - помощника прокурора Масюта Е.Н.,

представителя ответчика Савватеевой Н.Н., действующей на основании прав по должности,

третьего лица Юшина В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-467/11 по исковому заявлению прокурора Забайкальского района к Государственному учреждению Центр занятости населения Забайкальского района об обязывании возместить в федеральный бюджет денежные средства в сумме 57 000 руб., как использованные не по целевому назначению,

установил:

Прокурор Забайкальского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка по информации ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае о проведенной в ГУ «Центр занятости населения Забайкальского район» проверке использования бюджетных средств, по результатам которой установлено следующее.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» утверждены соответствующие правила предоставления таких субсидий.

В соответствии с данным постановлением была утверждена краевая целевая программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2010 году», (постановление Правительства Забайкальского края от 03.11.2009 № 412), в рамках содействия трудоустройству инвалидов было запланировано оснащение специальным оборудованием как действующих, так и создающихся (образованных) рабочих мест для инвалидов. Реализация мероприятия «Содействие трудоустройству инвалидов» осуществляется на основании договоров, заключаемых между уполномоченным органом и работодателями, приобретающими специальное оборудование для оснащения рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В рамках реализации Программы ГУ ЦЗН Забайкальского района заключен договор реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда от 16.07.2010 № 2 с ИП Юшиным В.П., который в соответствии с Перечнем работодателей - участников указанного мероприятия должен был приобрести специализированное торговое оборудование для оснащения двух постоянных рабочих мест слесаря, ремонтника торгового оборудования.

Предметом заключенного договора является приобретение, монтаж и установка специального оборудования для оснащения созданных или дооснащения существующих специальных рабочих мест с целью трудоустройства на них инвалидов, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Пунктом 4.1 договора работодатель обязался оснастить (приобрести, смонтировать и установить оборудование) 2 специальных рабочих места постоянного характера, а. п. 4.2. - принять на специальное рабочее место незанятого инвалида по направлению Центра занятости и заключить с ним трудовой договор на неопределенный срок.

Как следует из акта проверки ИП Юшиным приобретено оборудование для мини-пекарни, а именно тестомес с дежой, шкаф, весы, формы хлебные, запаиватель пакетов, всего на общую сумму 111 360 руб., т.е. фактически приобретение, монтаж и установка оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов ИП Юшиным не производилась. Кроме того, проверкой установлено, что предпринимателем с инвалидами заключены срочные трудовые договоры (до 01.09.2011).

ЦЗН Забайкальского района за счет субсидий федерального бюджета возмещены расходы предпринимателя в сумме 57 000 руб.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, а согласно разъяснениям Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 23-3/10/1-570 «О реализации региональных программ в части содействия трудоустройству инвалидов в 2010 году» затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствует дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, не являются расходами по созданию специального рабочего места для инвалида и не подлежат возмещению за счет средств субсидии.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Соответственно, возмещение ГУ ЦЗН Забайкальского района затрат на приобретение оборудования, фактически не относящегося к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился с иском в суд в интересах Российской Федерации обусловлено это тем, что средства федерального бюджета в сумме 57 000 руб. направлены на возмещение затрат работодателя на приобретение оборудования не относящегося к специальному оборудованию для оснащения созданных рабочих мест с целью трудоустройства на них инвалидов. Следовательно, указанные денежные средства федерального бюджета использованы не по целевому назначению, чем причинен ущерб федеральному бюджету. При этом права инвалидов на труд будут значительно ущемлены, ввиду отсутствия финансирования на социально-значимые для них цели.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать Центр занятости населения Забайкальского района возместить в федеральный бюджет денежные средства в сумме 57 000 руб., так как использованы не по целевому назначению.

В суде представитель истца - помощник прокурора Масюта Е.Н. доводы искового заявления поддержала, дополнительно уточнив требования, просив взыскать с ГУ «Центр занятости населении Забайкальского района» 57 000 рублей в пользу федерального бюджета, как использованные не по целевому назначению.

В судебном заседании представитель ответчика Савватеева Н.Н. исковые требования не признала, считает, что закупленное Юшиным оборудование является специализированным предназначенным для работы инвалидов. Хотя не отрицала факта того, что данное оборудование не подвергалось переделки, для упрощения работы на нём для людей с ограниченными возможностями. Принятые на работу Юшиным инвалиды, являются инвалидами 3 группы и не нуждаются в специальном оборудовании для осуществления ими своих трудовых функций.

Кроме того, в суд были представлены письменные возражения, согласно которым в августе 2010 года на учете в Центре занятости населения Забайкальского района в качестве безработных были зарегистрированы два гражданина с ограниченными возможностями - Коробов Сергей Михайлович, Мальянов Дмитрий Петрович, проживающие в . Трудовые рекомендации, представленные в индивидуальной программе, позволяли трудоустроить вышеуказанных граждан в специально созданных условиях. Учитывая, что безработные инвалиды имели узкую квалификацию «Слесарь- ремонтник», трудоустройство их было невозможно, тем более по месту жительства, т.е. на предприятиях, расположенных в п.ст. Даурия.

Индивидуальный предприниматель Юшин Виктор Петрович, был участником краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2010 году» в мероприятии «Содействие трудоустройству инвалидов», и создал специальные рабочие места гражданам из категории инвалид, а затем оснастил их оборудованием.

Обеспечение трудовой занятости граждан с ограниченными
возможностями, имеющими узкую квалификацию, стало возможным
благодаря автоматизации производственного процесса и приобретения
высокотехнологического оборудования, что позволило трудоустроить на
постоянное место работы вышеуказанных безработных инвалидов по
специальности «Слесарь ремонтник торгового оборудования», занимающихся постоянным обслуживанием (ремонт, испытание механизмов агрегатов, промывка, чистка, смазка деталей и т.д.), приобретенного оборудования.

В связи с отсутствием классификатора оборудования для оснащения специальных рабочих мест, хлебопекарное оборудование, после консультаций со специалистами Государственной службы занятости населения было отнесено к торговому оборудованию, поэтому и безработные инвалиды были трудоустроены по специальности «Слесарь - ремонтник торгового оборудования».

Однако после проверки 05 апреля 2011 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Забайкальском крае по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда ГУ Центр занятости населения Забайкальского района, было установлено, что оборудование, закупленное ИП Юшиным В.П. было отнесено не к специальному оборудованию для оснащения созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и таким образом, было указано на использование бюджетных средств в сумме 57000 руб. не по назначению.

Данный акт проверки был подписан с разногласиями и в ходе дальнейшего разбирательства Постановлением №ТУ ФС - 11/24 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 11 мая 2011 года директор Центра Савватеева Н.Н. была освобождена от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В связи с чем представитель ответчика считает на основании вышеуказанных рекомендаций, пояснений работодателем - ИП Юшиным В.П. было приобретено оборудование для мини - пекарни (в комплекте), фактические затраты которого составили 111 360,0 рублей, специализированное с учетом профессии инвалидов, характера выполняемых работ, уровня специализации рабочего места, автоматизации производственного процесса. В связи с чем иск, прокурора не подлежит удовлетворению.

Третье лицо Индивидуальный предприниматель Юшин В.П. в суде пояснил, что исковые требования не признает, считает, что закупленное им оборудование для пекарни является специализированным оборудованием для работы инвалидов. При этом пояснил, что в данное оборудование технических изменений не вносилось, оно является стандартным, выпускаемым заводом изготовителем. Принятые на работу инвалиды будут обслуживать и следить за закупленным оборудованием, так как по профессии данные граждане слесари ремонтники торгового оборудования. Однако на данном оборудовании могут работать здоровые люди, никаких специальных технических оснащений для работы именно инвалидов на данном оборудовании не имеется.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии с договором о реализации мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2010 г. «Содействие трудоустройству инвалидов» от 16.07.2010 Государственным учреждением Центр занятости населения Забайкальского района с индивидуальным предпринимателем Юшиным В.П. был заключен договор, предметом которого явилось приобретение, монтаж и установка специального оборудования для оснащения созданных специальных рабочих мест с целью трудоустройства на них инвалидов, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Исходя из предмета настоящего Договора, Работодатель оснащает специальное рабочие место для трудоустройства инвалида, а Центр занятости осуществляет выделение субсидий в размере и на условиях настоящего Договора пункт 1., 2. договора (л.д.25).

При этом Центр занятости обязуется возместить в установленном порядке фактические затраты Работодателя на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места, которое может включать в себя технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы инвалидов, пункт 3.1. договора (л.д.25-26).

В свою очередь Работодатель обязуется 4.1. оснастить (приобрести, смонтировать и установить оборудование) 2 специальных рабочих места постоянного характера в соответствии с приложением № 1. Проектирование и оснащение рабочих мест осуществляется с учётом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специального рабочего места, механизации и автоматизации производства, пункт 4.1. договора (л.д.26).

В соответствии с приложением № 1 вышеуказанного договора специальным рабочим местом для инвалида явилась мини-пекарня, инвалиды приняты по профессии слесарь ремонтник торгового оборудования (л.д.29).

В целях реализации договора ИП Юшиным В.П. для оснащения специального рабочего места для инвалида, было приобретено оборудование: запаиватель пакетов, тестомес, шкаф, весы, форма хлебная, всего на сумму 111 360 рублей.

Центром занятости населения Забайкальского района часть суммы в размере 57 000 руб., потраченной Юшиным на приобретение данного оборудования была возмещена за счёт средств федерального бюджета. Данный факт истцом не отрицался.

Актом проверки от 05.04.2011 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае установлено, что в нарушении ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 13 постановления Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ», Центром занятости населения, средства федерального бюджета в сумме 57 000 руб. направлены на возмещение затрат работодателя на приобретение оборудования, не относящегося к специальному оборудованию для оснащения созданных рабочих мест с целью трудоустройства на них инвалидов (л.д.5-24).

Постановлением по делу об административном правонарушении от 11.05.2011 директор ГУ «Центр занятости населения Забайкальского района» Саватеева Н.Н. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, то есть использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств получателем бюджетных средств.

В связи с выявленными нарушениями в размере 57 000 руб. при нецелевом использовании бюджетных средств ГУ Центром занятости населения, прокурор был вынужден обратиться в суд о взыскании данной суммы, защищая интересы Российской Федерации

Ответчиком не оспаривались установленные судом обстоятельства дела, а также ссылки прокурора на нормы закона, изложенных в исковом заявлении, однако у ответчика имеются возражения относительно оборудования приобретенного ИП Юшиным, которое он считает специализированным - предназначенным для оснащения рабочих мест для инвалидов.

Доводы ответчика, относительно данного оборудования, суд считает предметом исследования при разрешении возникшего спора и руководствуется следующим при принятии решения.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Суд, трактуя данную норму закона, считает, для того чтобы применять труд инвалидов, работодатель должен приобрести специальное оборудование, которое способно существенно помочь людям с ограниченными возможностями, например специальные аудиопрограммы для слабовидящих и слепых людей, с помощью которых инвалиды учатся набирать компьютерный текст или для слабослышащего сотрудника достаточно бывает приобретения оборудования, например усилителя звука на телефонном аппарате. То есть конечной целью работодателя должно являться создание специальных условий для инвалида, приближая его физические возможности к требованиям работодателя.

Однако судом установлено, что ИП Юшиным было закуплено стандартное оборудования для производства хлебобулочных изделий - это запаиватель пакетов, тестомес, шкаф, весы, форма хлебная, то есть, как пояснил сам Юшин никакого специального технического оснащения (приспособлений), облегчающего работу инвалидов оно не имело. Адаптировать данное оборудование, чтобы его могли обслуживать инвалиды, не требовалось.

Более того, принятые на работу инвалиды по профессии являются слесарями-ремонтниками торгового оборудования, а не пекарями, которые непосредственно будут работать на данном оборудовании и в силу этого Юшин мог приобретать только специализированный инструмент, который используется в слесарных работах.

Так как судом установлено, что закупленное оборудование ИП Юшиным не соответствует предмету договора (пункт 1) оснований для возмещения затрат работодателя на приобретение данного оборудования у ГУ Центра занятости населения не имелось. В связи, с чем суд считает выводы комиссии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае обоснованными, факт нецелевого использовании средств федерального бюджета ГУ Центром занятости населения имел место быть.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования, предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Соответственно, возмещение ГУ ЦЗН Забайкальского района затрат на приобретение оборудования, фактически не относящегося к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов, является нецелевым использованием средств федерального бюджета, что является основанием для взыскания этих средств с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

решил:

Исковые требования прокурора Забайкальского района к Государственному учреждению Центр занятости населения Забайкальского района удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Государственного учреждения Центр занятости населения Забайкальского района в пользу Федерального бюджета денежные средства в сумме 57 000 рублей, как использованные не по целевому назначению.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Д.С. Ходюков