Шацкий районный суд Рязанской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шацкий районный суд Рязанской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гр. Дело № 2- 467/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.11.2011 года.
С. Путятино.
Шацкий районный суд Рязанской области в составе:
Председательствующего судьи Стениной Н.И.,
С участием помощника прокурора Путятинского района Агапкиной Н.А.,
При секретаре Зиновой С.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Путятинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Строевское сельское поселение Путятинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Путятинского района обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО- Строевское сельское поселение с заявлением, в котором просил признать незаконными бездействия администрации, выражающиеся в непринятии нормативного правовового акта по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
В обоснование своего требования указывает, что в администрации МО - Строевское сельское поселение отсутствуют организационно-распорядительные документы (положения, правила и др.) по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых данным органом местного самоуправления, в связи с чем антикоррупционная экспертиза указанных нормативных правовых актов и их проектов не проводится.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (п. 1 ст. 2 ФЗ № 172-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Данное положение также закреплено в ст. 40 Устава муниципального образования - Строевского сельского поселения Путятинского муниципального района.
Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О противодействии коррупции» установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, в том числе антикоррупционной экспертизой правовых актов и их проектов.
Таким образом, отсутствие организационно-распорядительные документов по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых органами местного самоуправления может повлечь за собой коррупционные проявления со стороны органов местного самоуправления, что в свою очередь порождает нарушение законных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Прокурор согласно ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании помощник прокурора Путятинского района Агапкина Н.А. заявленные требования поддержала.
Представитель лица, чьё бездействие обжалуется, глава муниципального образования - Строевское сельское поселение ФИО1 требования прокурора признала, и не отрицала обязанность по разработке и принятию нормативного правового акта по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых администрацией Строевского сельского поселения.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (п. 1 ст. 2 ФЗ № 172-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Данное положение также закреплено в ст. 40 Устава муниципального образования - Строевского сельского поселения Путятинского муниципального района.
Однако администрацией МО - Строевского сельского поселения меры, направленные на исполнение законодательства при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,
не принимаются.
Установлено, что в администрации МО - Строевского сельское поселение отсутствуют организационно-распорядительные документы (положения, правила и др.) по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых данным органом местного самоуправления. в связи с чем антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится.
Суд приходит к выводу, что администрация МО - Строевское сельское поселение проявляет бездействие в решении данного вопроса, в связи с чем антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится. Чем нарушаются требования ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О противодействии коррупции», которая предусматривает, что профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, в том числе антикоррупционной экспертизой правовых актов и их проектов.
Указанные обстоятельства дают суду основание признать заявление прокурора о признании незаконным бездействие администрации МО - Строевское сельское поселение, выражающиеся в непринятии нормативного правовового акта по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, и об обязанности администрации сельского поселения устранить в полном объеме допущенные нарушение прав и свобод граждан, проживающих на территории данного населенного пункта, обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254,258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Строевское сельское поселение Путятинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в не принятии нормативного правового акта по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых администрацией Строевского сельского поселения.
Обязать администрацию муниципального образования - Строевское сельское поселение Путятинского муниципального района Рязанской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Шацкий районный суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Судья Стенина Н.И.