Дело №2-4672/2018г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2018 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,
с участием прокурора С.В.Курмашевой,
при секретаре Гайнуллиной Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» к ФИО1, ФИО2, выступающим в собственных интересах и интересах несовершеннолетних ФИО14, ФИО22, ФИО21, о взыскании задолженности за проживание и выселении без предоставления другого жилого помещения, встречному иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» о признании незаконными приказов №42-о от 29.01.2015г., №380-о от 28.07.2015г., №11-о от 14.01.2016г., №421-о от 20.07.2016г., №827-о от 30.12.2016г., №381-о от 10.07.2017г., №34-о от 24.01.2018г., понуждении предоставлять информацию о размерах платы по коммунальным услугам, по содержанию и ремонту жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее по тексту – ФГБОУ ВО «КНИТУ»), обратился в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании задолженности за проживание. В обоснование иска указано, что ответчик работает в КГТУ (прошлое наименование Взыскателя) с 1999 года по настоящее время в должности дворника ФГБОУ ВО «КНИТУ» (приказ № 1363-л от 15.11.1999 г.) и проживает по адресу: 420097, <...>, ... (общежитие ФГБОУ ВО «КНИТУ» №2). Он является нанимателем жилого помещения по указанному адресу и занимает комнату ... (3 койко-места), общей площадью 18,4 кв.м.
Истцом, за истекший период в связи с удорожанием коммунальных услуг и платежей за аренду помещений, изменялся размер оплаты за проживание в общежитии. Так, приказом ректора ГОУ ВПО КГТУ (предыдущее наименование Истца) №279-о от 01.09.2010 г., был установлен размер оплаты проживания в студенческом общежитии для лиц, не являющихся студентами вуза, который составлял 1168 рублей за койко-место в месяц.
С 01.09.2011 г. стоимость проживания в общежитии установлена за 1 койко-место 1168 руб. (приказ ректора №422 -о от 15.09.2011 г.).С 01.09.2013 г. - 1621 руб. за одно койко-место (приказ ректора №388-о от 19.08.2013г.). С 01.09.2014 г. - 246, 76 руб. за 1 кв. м. (приказ ректора № 433-о от 30.09.2014г.).С 01.01.2015 г. - 259, 24 руб. за 1 кв. м. (приказ ректора №42-о от 29.01.2015г.).С 01.07.2015 г. - 271, 51 за 1 кв. м. (приказ ректора №380-о от 28.07.2015г.). С 01.01.2016 г. - 270, 28 руб. за 1 кв. м (приказ ректора №11-о от 14.01.2016г.). С 01.07.2016 г. - 265, 25 руб. за 1 кв.м. (приказ ректора №421-о от 20.07.2016г.). С 01.01.2017 г. - 353, 03 руб. за 1 кв.м. (приказ ректора №827-о от 30.12.2016г.). С 01.07.2017 г. - 311, 56 руб. за 1 кв.м. (приказ ректора №382-о от 10.07.2017г.).
В течение длительного времени Ответчик не выполняет обязательства по оплате жилой площади. Последний платеж произведен Ответчиком 21.12.2017 г. (платежное поручение №5381 от 21.12.2017 г.). Долг за период с 01.09.2010 г. по 31.12.2017 г. составляет 368 329,60 рублей.
Ответчик неоднократно предупреждался о необходимости погашения задолженности во избежание ее взыскания в принудительном порядке.
Так, ... и 22.03.2017 г. состоялись заседания Координационного совета ДАС ФГБОУ ВО «КНИТУ», на которых было принято решение о взыскании задолженности по оплате за проживание в общежитии в судебном порядке. Ответчик был надлежащим образом извещен и приглашен на данные заседания, в отношении него был составлен акт от 22.03.2017 г. об отказе принятия уведомления о размере задолженности.
До настоящего момента вышеуказанная задолженность Ответчиком не погашена.
Истец просит взыскать с ФИО1 в пользу ФГБОУ ВО «КНИТУ» задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сложившуюся за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2017 г., в сумме 368 329, 60 рублей; взыскать с Ответчика в пользу Истца в счет возмещения расходов по уплате госпошлины 6883, 30 рублей.
ФИО1 обратился к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» со встречным иском о признании незаконными приказов №42-о от 29.01.2015г., №380-о от 28.07.2015г., №11-о от 14.01.2016г., №421-о от 20.07.2016г., №827-о от 30.12.2016г., №381-о от 10.07.2017г., №34-о от 24.01.2018г., понуждении предоставлять информацию о размерах платы по коммунальным услугам, по содержанию и ремонту жилого помещения, указав в обоснование иска, что он был трудоустроен в ФГБОУ ВО «КНИТУ» в 1999 г. Поскольку Ответчик нуждался в жилом помещении по случаю трудоустройства ему было предоставлено жилое помещение по адресу: <...>, к....
Постоянная регистрация в указанном жилом помещении была произведена 27.11.2002 г., что подтверждается свидетельством №1823.
К отношениям, возникшим до вступления в силу Жилищного кодекса РФ согласно ст. 5 Федерального закона от 24.12.2004 г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» применяются положения Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР».
Таким образом, Ответчик был вселен в занимаемое им жилое помещение на основании найма жилого помещения в связи с трудоустройством.
Никаких счетов-фактур или иной информации о порядке начисления и размерах платежа за пользование жилым помещением Истец не предоставлял. О порядке и основаниях начисления платы за пользование жилым помещением Ответчику стало известно в связи с обращением Истца с требованием о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и за содержание жилого помещения. Таковым являлись приказы ректора об установлении платы за пользование жилым помещением в общежитии, а именно: Приказ №42-о от 29.01.2015 гг., Приказ №380-о от 28.07.2015 г., Приказ №11-о от 14.01.2016 г., Приказ №421-о от 20.07.2016 г., Приказ №827-о от 30.12.2016 г., Приказ №381-о от 10.07.2017 г.
Однако Ответчик не может согласиться с таким порядком начисления платы за пользование жилым помещением.
Общежитие, помещением которого пользуется Ответчик, принадлежит Истцу на праве оперативного управления. Собственником является Российская Федерация.
Таким образом, плата за содержание и найм жилого помещения рассчитывается исходя установленных тарифов органом местного самоуправления. В частности, в данном случае подлежат применению тарифы за найм и содержание жилого помещении установленные Постановлениями Исполнительного комитета г. Казань от 16.12.2011 №7237, от 23.12.2015 г. №4459 и от 27.12.2016 г. №5320.
В подтверждении своей позиции Ответчик прилагает судебную практику. Согласно ей суд указывает, что поскольку жилое помещение относится к жилому фонду муниципалитета, и доказательств передачи жилого помещения муниципального фонда в коммерческий фонд представлено не было, размер платы за пользование жилым помещением на основании договора найма устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Oбобразовании в Российской Федерации", наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 39 ФЗ-273).
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1190 утверждены «Правила определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жила помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии», согласно которым структура платы за коммунальные услуги соответствует плате за коммунальные услуги, установленные частью 4 статьи 154 Жилищного кодов Российской Федерации.
Таким образом, размеры платы за пользование жилым помещением (плату за наем) и платы за коммунальные услуги в общежитии не могут устанавливаться государственными образовательными учреждениями беспредельно и без учетакачества и местоположения жилья, а также с превышением установленных действующим законодательством условий предельных норм стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Указанные доводы подтверждаются судебной практикой.
Согласно п. 4 "Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фондорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии" «Определение размера платы за коммунальные yслуги, вносимой нанимателями жилых помещений, осуществляется организациями, являющимися исполнителями коммунальных услуг, в соответствии с пунктами 51 и 52 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с п. 51 раздела 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - «Правила») расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Исходя из смысла п.50 раздела 6 указанных Правил в данном случае применим размер платы за коммунальную услугу, рассчитанный в соответствии с формулой 7 Приложения 2 указанных Правил.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению рассчитывается последующей формуле:
Р=V*ni/nобщ*Ткр
где:
V- объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил;
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;
nобщ - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире;
Ткр- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того согласно п. 5 «Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии" при определении размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил в отношении нанимателей жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являющихся федеральными государственными учреждениями, применяются следующие коэффициенты:
не более 0,9 стоимости платы за коммунальную услугу по электроснабжению;
не более 0,5 стоимости платы за коммунальную услугу по отоплению;
не более 1 стоимости платы за иные коммунальные услуги.
Законность приказов ректора об установлении платы за пользование жилым помещением подвергается сомнению, поскольку для установления платы за пользование 1 кв. м жилого помещения, использовались общие расходы на содержания общежития, тогда как в соответствии с Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г. плата за некоторые виды коммунальных услуг должна устанавливаться исходя из количества проживающих.
Кроме того на основании представленного «расчета» можно выявить ошибку. К примеру, при расчетах некоторых видов услуг по содержанию и ремонту жилого помещения применена площадь лишь жилых помещений общежития - 2074,7 кв.м., без учета иных помещений общежития (общая площадь жилых и нежилых помещений общежития без учета лоджий и балконов составляет 4618 кв. м., подтверждается Техническим паспортом), что является неправомерным. А некоторые виды расходов, например, налог за негативное воздействие на окружающую среду, не должны вовсе включаться в стоимость пользования жилым помещением.
1.1) Так, за дератизацию и дезинсекцию жилых помещений согласно Постановлениям Исполнительного комитета г. Казань от 16.12.2014 №7237, от 23.12.2015г. №4459 и от 27.12.2016 г. №5320 установлена в размере по 0,15 руб. за 1 кв.м. с 2015 по 2017 гг.,
Тогда плата Ответчика за дератизацию и дезинсекцию составляет: 0,15*18*36 (месяцев)= 97,2 рублей.
1.2) Плата за текущий ремонт согласно Постановлениям Исполнительного комитета г. Казань от 16.12.2014 №7237, от 23.12.2015 г. №4459 и от 27.12.2016 г. №5321установлена в размере 2,52 руб. за 1 кв.м. в месяц в период с 2015 по 30.06.2016г., и 2,69руб. за 1 кв.м. в месяц с 01.07.2016 по 31.12.2017 гг.
Тогда плата Ответчика за текущий ремонт в период с 2015 по 2017 гг. составляет: 2,52* 18кв.м.* 18 мес.+2,69* 18кв.м.* 18 мес.= 816,48+ 871,56=1688,04 рублей.
1.3) плата за вывоз ТБО согласно Постановлениям Исполнительного комитета г.Казань от 16.12.2014 №7237, от 23.12.2015 г. №4459 и от 27.12.2016 г. №5320 установленав размере2,65 руб. за 1 кв.м. в месяц с 01.01.2015 по 30.06.2015 гг. 2,80 за 1 кв.м. в месяц с 01.07.2015 по 31.12.2017 гг.
Тогда плата Ответчика за вывоз ТБО в период с 2015 по 2017 гг. составляет: 2,65*18 кв.м.*6 мес.+2,80*18 кв.м.*30 мес.= 286,2+ 1512=1798,2 руб.
Однако охрана производится как жилых, так и нежилых помещений.
Общая площадь общежития, включая лоджии, балконы, шкафы, коридоры, лестничные клетки, согласно Техническому паспорту составляет 5120,5 кв.м.
Тогда стоимость охраны за 1 кв.м. за 1 полугодие в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 г. будет составлять: 1235/5120,5=0,24.
Стоимость охраны за 1 кв.м. в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 г. составляет 80774,42/5120,5=15,77
Стоимость охраны за 1 кв.м. в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 г. составляет 84652,10/5120,5=16,53.
Плата за охрану Ответчика, исходя из занимаемой им площади комнаты (18 кв.м.) в период с 01.01.2015 по 31.12.2017 гг. составляет: 0,24*4*18+15,77*18+16,53*18 = 17,28+283,86+297,54=598,68 рублей.
3) Также плата за пользование 1 кв.м. в общежитии рассчитана исходя из заработной платы обслуживающего персонала с начислением страховых взносов.
Однако, оплата страховых взносов - обязанность работодателя, а не собственника и пользователя помещений. Поэтому в расчет нужно принимать заработную плату без суммы начислений страховых взносов.
Кроме того расчет определен неверно, поскольку в качестве знаменателя используется площадь лишь жилых помещений общежития (2074,7 кв.м.), тогда как обслуживание производится не только жилых, но всех помещений общежития, включая коридоры и лестничные клетки.
Общая площадь всех помещений общежития (без учета лоджий и балконов) составляет 4618 кв. м.
Плата за содержание жилого помещения в связи с выплатой заработной платы обслуживающему персоналу, исходя из имеющихся сведений, составляет:
С 01.01.2015 по 30.06.2015 г.: 115866,93/4618*18 кв.м.= 451,63
С 01.07.2015 по 31.12.2015 г.: 115866,93/4618*18 кв м.= 451,63
С 01.01.2016 по 30.06.2016 г.: 129037,97/4618 *18 кв м.= 502,96
С 01.07.2016 по 31.12.2016 г.: 129037,97/4618 *18 кв м.= 502,96
С 01.01.2017 по 30.06.2017 г.: 161120,33/4618 *18 кв м.= 628,01
С 01.07.2017 по 31.12.2017 г.: 165286,95/4618 *18 кв.м.= 628,01
Общая сумма составляет: 451,63+451,63+502,96+502,96+628,01+628,01=3165,2 рублей.
Однако в эту сумму включена плата по страховым взносам, не подлежащая включению.
Федеральными законами от 21.07.2014 N 219 и от 29.12.2014 N 458-ФЗ были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Так, в соответствии с пунктом 1 введенной в действие с 01.01.2016 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительно экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичное правило закреплено в новой, действующей с 01.01.2016 редакции статьи 23 Закона об отходах.
Таким образом, Законом об охране окружающей среды и Законом об отходах кап редакции, действовавшей до 2016 года так и в редакции, вступившей в действие 01.01.2016, на физических лиц, не ведущих хозяйственной либо иной коммерчески деятельности, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов.
Вместе с тем в связи со вступившими изменениями в ЖК РФ с 01.01.2016 у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность участвовать в финансировании расходов региональных операторов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако статьей 9 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федералый закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов", согласно которым статья 23 Закона об отходах дополнена частью 10, где указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Указанные доводы подтверждаются Определением Верховного Суда РФ и 31.01.2018 по делу N 305-ЭС17-10622, А41-25079/2016.
5) С платой за найм за 1 кв.м., установленной в размере 2,65 руб. за 1 кв.м. за полугодие в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 гг. и в размере 3,93 руб. за 1 кв.м. за полугодие в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 гг., Ответчик соглашается.
Общая сумма платы за найм составляет: 2,65*18кв.м.*4+3,93*18кв.м.*2=190,8+ 141,48=332,28 рублей.
Таким образом, общие расходы по содержанию и ремонту, а также за найм жилых помещений за период с 2015 по 2017 гг. составляет: 92,20+1688,04+1798,20+598,68+3165,20 (указанное слагаемое подлежит уточнению после вычета страховых взносов из расходов на оплату заработной платы обслуживающей персонала)+3 32,28=7674,6 рублей.
Иными словами, даже одни лишь расчеты по содержанию и ремонту помещения дают основания считать приказы ректора об установлении размера платы за пользование жилым помещением неверными. В основу платы в приказе ректор университета используется только жилая площадь общежития, и некоторые из вида услуг по содержанию вовсе не должны включаться в расходы по содержанию жилой помещения исходя из норм жилищного законодательства.
Указанное дает основание подвергнуть сомнению и расчеты коммунальных услуг.
Кроме того Истец не предоставляет информацию о размерах необходимых платежей за коммунальные услуги и по содержанию жилого помещения.
В настоящем же времени Ответчик фактически не знает, за какие из видов коммунальных услуг и услуг по содержанию жилого помещения, и в каком размере он должен их оплатить.
Ответчик обращался с заявлением о предоставлении информации по начисляемым платежам, однако Истец отказал в таком предоставлении.
Ответчик не отказывается оплачивать коммунальные услуги и производить платежи по содержанию жилого помещения, однако, плата должна исчисляться в соответствии с законодательством, а не должна устанавливаться произвольно руководителем университета.
ФИО1 просит признать Приказ №42-о от 29.01.2015 гг. «Об установлении размера платы за проживание в ДАС» ФГБОУ ВО «КНИТУ», Приказ №380-о от 28.07.2015г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об оплате за проживание в ДАС», Приказ №11-о от 14.01.2016 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об оплате за проживание в ДАС», Приказ №421-о от 20.07.2016 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об установлении размераплаты за проживание в ДАС для иных категорий проживающих», Приказ №827-0 от 30.12.2016 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об установлении размера платы за проживание в ДАС для иных категорий проживающих», Приказ №381-о от 10.07.2017 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об установлении размера платы за проживание в ДАС для иных категорий проживающих» незаконными и недействующими (не подлежащими применению) с момента их издания.; обязать ФГБОУ ВО «КНИТУ» ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца предоставлять информацию о размерах платы по коммунальным услугам, расходов по содержанию и ремонту жилого помещения, платы за найм жилого помещения по адресу: <...>, комн. ... в счетах-фактурах.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнила исковые требования и просила также выселить ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8 из занимаемого жилого помещения в ДАС №2, взыскать с ответчиков в пользу истца 6000 рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика уточнила исковые требования и просила также признать приказ №39-о от 24.01.2018г. «Об установлении размера платы за проживание в ДАС ФГБОУ ВО «КНИТУ» незаконными и не подлежащими применению с момента его издания.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Ответчики в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ФИО1, в судебном заседании иск не признала, заявив о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей за период до 09.02.2015г., встречный иск поддержала.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего подлежащими частичному удовлетворению в части выселения, суд приходит к следующему.
Судом установлено, чтоответчик с 1999 года по 19.01.2018г. работал в должности дворника ФГБОУ ВО «КНИТУ» (приказ № 1363-л от 15.11.1999 г.), с 19.01.2018г. по настоящее время работает в должности слесаря – ремонтника (приказ № 132-л от 19.01.2018г.). ФИО6 является нанимателем жилого помещения по адресу: 420097, <...> (общежитие ФГБОУ ВО «КНИТУ» №2) и занимает комнату ... (3 койко-места), общей площадью 18,4 кв.м. В указанной комнате проживают и зарегистрированы: ФИО6, его жена С.Е.ИБ., их несовершеннолетние дети ФИО18ФИО19ФИО20. ФИО7 зарегистрирован по указанному адресу 27.11.2002г.
ФИО1 в составе семьи из шести человек (в т.ч. супруга, 3 сына и дочь) с 16.04.2003г. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой МКУ «Администрация Советского района г.Казани».
ФИО1, ФИО2, несовершеннолетние ФИО36., ФИО37., ФИО38. являются собственниками жилого помещения по адресу: ...., общей площадью 24,1 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч. 2 п. 1 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Совершеннолетние члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения, в том числе несут солидарную с нанимателем ответственность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно ч. 4 указанной статьи наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющая компания), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Судом установлено, что ответчиками надлежаще не выполнялись обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.ч.3,4,5 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.
4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.
5. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1190 утверждены Правила определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии", согласно которым структура платы за коммунальные услуги соответствует плате за коммунальные услуги, установленные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчиками надлежаще не выполнялись обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно представленному истцом расчету, сумма задолженности ответчиков по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги за период с 01.09.2010г. по 31.12.2017г. составляет 368329,60 руб.
В силу ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе.
Из материалов дела усматривается, что истец за защитой нарушенного права обратился к мировому судье судебного участка №5 по Вахитовскому судебному району г.Казани 09.02.2018г. Определением мирового судьи от 15.03.2018г. по делу №СП2-5-208/18 отменен судебный приказ от 19.02.2018г. с разъяснением ФГБОУ ВО «КНИТУ» о порядке предъявления заявленного требованиям в порядке искового производства. Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.09.2010г. до 28.02.2015г. Следовательно, период, который должна быть взыскана задолженность, определена судом с 01.03.2015г. по 31.12.2017г.
Размер задолженности составляет 56830 рублей 57 копеек, учитывая, что ответчиками в ходе судебного разбирательства была оплачена сумма в размере 110 497,45 рублей. При расчете задолженности, суд принял за основу расчет, представленный истцом.
Принимая за основу расчет, представленный истцом, суд учитывает, что по состоянию на март 2015г. задолженность ответчиков составляла 201001,58 руб. Следовательно, с ответчиков подлежит взысканию, с учетом срока исковой давности 167328,02 руб. (368329,60-201001,58). С учетом оплаченной ответчиками суммы задолженность составляет 56830,57 руб. (167328,02-110497,45).
При этом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что истец- образовательное учреждение, в праве устанавливать плату за пользование жилым помещением в общежитии, в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 26.03.2014 N 09-567 "О направлении методических рекомендаций по расчету размера платы за проживание в общежитиях".
Требования ФИО1 признать незаконными и недействующими (не подлежащими применению) с момента их издания: Приказ №42-о от 29.01.2015 гг. «Об установлении размера платы за проживание в ДАС» ФГБОУ ВО «КНИТУ», Приказ №380-о от 28.07.2015г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об оплате за проживание в ДАС», Приказ №11-о от 14.01.2016 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об оплате за проживание в ДАС», Приказ №421-о от 20.07.2016 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об установлении размера платы за проживание в ДАСдля иных категорий проживающих», Приказ №827-0 от 30.12.2016 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об установлении размера платы за проживание в ДАС для иных категорий проживающих», Приказ №381-о от 10.07.2017 г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» «Об установлении размера платы за проживание в ДАС для иных категорий проживающих», Приказ №39-о от 24.01.2018г. «Об установлении размера платы за проживание в ДАС ФГБОУ ВО «КНИТУ», удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что оспариваемыми приказами установлен ежемесячный размер платы за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги на различные периоды.
Оспаривая указанные приказы, ФИО1 ссылается на то, что плата за содержание и найм жилого помещения рассчитывается исходя установленных тарифов органом местного самоуправления. В частности, в данном случае подлежат применению тарифы за найм и содержание жилого помещении установленные Постановлениями Исполнительного комитета г. Казань от 16.12.2011 №7237, от 23.12.2015 г. №4459 и от 27.12.2016 г. №5320. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 39 ФЗ-273). Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1190 утверждены «Правила определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жила помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии», согласно которым структура платы за коммунальные услуги соответствует плате за коммунальные услуги, установленные частью 4 статьи 154 Жилищного кодов Российской Федерации.Таким образом, размеры платы за пользование жилым помещением (плату за наем) и платы за коммунальные услуги в общежитии не могут устанавливаться государственными образовательными учреждениями беспредельно и без учетакачества и местоположения жилья, а также с превышением установленных действующим законодательством условий предельных норм стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Между тем, применяемые истцом тарифы были предметом проверки Государственного комитета РТ по тарифам. Согласно представленному суду акту и ответу, каких либо нарушений при применении установленных Госкомитетом тарифов не выявлено.
Кроме того, указанные ответчиком нормативно-правовые акты, устанавливающие размер платы за пользование жилым помещением в общежитии, распространяются на обучающихся. Ответчики к данной категории не относятся, а следовательно не имеют права на льготы по оплате, установленные федеральным законодательством для обучающихся.
Порядок предоставления жилых помещений в общежитии, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ, осуществляется в соответствии с локальными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Оспариваемые ответчиком приказы, относятся к локальным актам ФГБОУ ВО «КНИТУ».
Суд считает, что оспариваемые приказы приняты истцом в пределах компетенции, а также с применением экономического обоснования, что подтверждается представленным суду ведомостями, подтверждающими несение истцом расходов на содержание общежития.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения встречного иска не имеется.
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу положений ч. 1 ст. 39 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях приналичии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 39 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в ч. 5 ст. 36 того же Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.
Названной правовой нормой установлены ограничения, связанные с предоставлением жилых помещений в студенческих общежитиях лицам, не являющимся обучающимися в учебном заведении (к которым относятся и истцы). Эти ограничения заключаются в том, что жилые помещения могут быть предоставлены таким лицам лишь при условии отсутствия нуждающихся в общежитии лиц, обучающихся в учебном заведении.
Из пояснений представителя истца следует, что в настоящее время большое количество студентов, обучающихся в учебном заведении, нуждаются в предоставлении в жилых помещениях в общежитии.
При установленных судом обстоятельствах, ФИО1, ФИО2, ФИО23., ФИО24 и ФИО25 подлежат выселению из комнаты ... д.31 «Б» по ул.Товарищескаяг.Казани (общежитие) без предоставления другого жилого помещения.
Требования ФИО1 обязать ФГБОУ ВО «КНИТУ» ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца предоставлять информацию о размерах платы по коммунальным услугам, расходов по содержанию и ремонту жилого помещения, платы за найм жилого помещения по адресу: <...>, комн..., в счетах-фактурах, удовлетворению не подлежат, поскольку судом удовлетворены требования истца о выселении Верниковских из указанного жилого помещения.
В силу ст.98 ГПК РФ с каждого из ответчиков в пользу истца подлежит взысканию 3952 рубля 46 копеек в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» к ФИО1, ФИО2. Выступающим в собственных интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, о взыскании задолженности за проживание и выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 и ФИО2 в солидарном порядке в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» задолженность за проживание общежитии за период с 01.03.2015г. по 31.12.2017г. в размере 56830 рублей 57 копеек.
Выселить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 из комнаты ... д.31 «Б» по ул.Товарищескаяг.Казани (общежитие) без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» о признании незаконными приказов №42-о от 29.01.2015г., №380-о от 28.07.2015г., №11-о от 14.01.2016г., №421-о от 20.07.2016г., №827-о от 30.12.2016г., №381-о от 10.07.2017г., №34-о от 24.01.2018г., понуждении предоставлять информацию о размерах платы по коммунальным услугам, по содержанию и ремонту жилого помещения отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в возврат госпошлины 3952 рубля 46 копеек.
Взыскать с ФИО2 в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в возврат госпошлины 3952 рубля 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова