Дело № 2-4673/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2014 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Одеговой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 ФИО11, ФИО2 ФИО12 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок.
Требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился к ответчику за государственной регистрацией права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>, кадастровый номер участка № на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №№, выданного на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился к ответчику за государственной регистрацией права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>, кадастровый номер участка № на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №№ выданного на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес уведомление о приостановлении государственной регистрации прав ФИО4 (исх. №№) и уведомление о приостановлении государственной регистрации прав ФИО3 (исх. №№).
С данными уведомлениями истцы не согласны, считают их незаконным по следующим основаниям.
Образование земельных участков с кадастровыми номерами № регламентировано положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с п.1 ст. 13 Закона об обороте земель участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст. 13 Закона об обороте земель земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи.
В соответствии с п.4 ст. 13 Закона об обороте земель, если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Истцами был заключен договор с <данные изъяты>ФИО5 по подготовке проекта межевания земельных участков для выдела земельных участков в счет земельных долей:№
Кадастровым инженером был подготовлен один общий проект межевания земельных участков и в соответствии с требованиями ст. 13.1 Закона об обороте земель были проведены мероприятия по ознакомлению и согласованию с проектом межевания земельных участков.
В соответствии с п.7 ст. 13.1 Закона об обороте земель извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 13.1 Закона об обороте земель извещение с необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Закона Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» сообщения (извещения), подлежащие опубликованию в средствах массовой информации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, публикуются в газетах "Народная газета" или "Ульяновская правда".
Вышеуказанные извещения были размещены в газете «Ульяновская правда» ДД.ММ.ГГГГ№ (23.421) на странице 4.
По истечении срока, указанного в п. 12 ст. 13.1 Закона об обороте земель, кадастровый инженер составил заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых в счет земельной доли или земельных долей земельных участков.
Далее подготовленный проект межевания был направлен истцами в Федеральную кадастровую палату Росреестра по Ульяновской области для постановки образованных земельных участков на кадастровый учет.
Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае несоответствия заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (пункт 5 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ).
Подтверждением того, что подготовленный проект межевания соответствует требованиям закона, является факт постановки ДД.ММ.ГГГГ земельных участков на кадастровый учет и присвоении им кадастровых номеров.
Кроме того, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 409-р Федеральная кадастровая палата Росреестра находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с п.5.1.3 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе и полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Следовательно, доводы ответчика о том, что подготовленный кадастровым инженером проект межевания земельного участка не соответствует законодательству, являются несостоятельными, и ответчик при экспертизе документов не должен был проверять данное обстоятельство, поскольку его подведомственным учреждением данная проверка была проведена.
Указание ответчиком на отсутствие документов, подтверждающих передачу земель в общую собственность <данные изъяты> а также отсутствие информации о собственниках земельных долей, по мнению истцов не является основанием для приостановки государственной регистрации прав на образованные в счет выдела земельных долей вышеуказанные земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, <адрес>.
В соответствии с ст. 18 Закона об обороте земель свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства усматривается, что свидетельства о праве собственности на землю, выданные на основании постановления Главы администрации Ульяновского района от ДД.ММ.ГГГГ г., являются документами, подтверждающими права истцов на земельные участки. Истцы, осуществляя действия по регистрации своих прав, лишь выделяют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Просили признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по приостановке государственной регистрации права на земельный участок площадью 139 500 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, кадастровый номер участка №; обязать ответчика зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 139 500 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, кадастровый номер участка № за ФИО4 ФИО14; признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по приостановке государственной регистрации права на земельный участок площадью 139 500 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>, кадастровый номер участка № обязать ответчика зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 139 500 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, кадастровый номер участка 73:19:112001:295 за ФИО2 ФИО13.
Кроме того, просили возместить судебные расходы в сумме 10 200 рублей, понесенные ФИО6, в том числе 200 рублей - госпошлина, 10 000 рублей - расходы за составление искового заявления.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился.
Его представитель по доверенности ФИО7, а также истец ФИО6 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно ФИО7 пояснил, что, действительно, истцы обратились в Управление Росреестра с заявлением о приостановлении государственной регистрации прав на три месяца для того, чтобы обратиться в суд.
Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил следующее. В соответствии с п. 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации сроком на три месяца в связи с необходимостью предоставления необходимых документов. На основании поступивших заявлений государственная регистрация была приостановлена в порядке, установленном вышеуказанной нормой действующего законодательства сроком до ДД.ММ.ГГГГ о чем в адрес заявителей было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. №№
На основании изложенного Управление совершило действия по приостановлению государственной регистрации по инициативе самих заявителей и в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. В настоящее время срок приостановления государственной регистрации не истек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено ООО «<данные изъяты>», представитель которого в отзыве на иск указывает следующее.
Производственный сельскохозяйственный кооператив «<данные изъяты>» создан по решению конференции уполномоченных подразделений совхоза «<данные изъяты>» Ульяновского района и зарегистрирован решением <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ решением конференции уполномоченных подразделений СПК «<данные изъяты>» Ульяновского района в связи с приведением в соответствие учредительных документов действующему законодательству утверждена новая редакция Устава, которая была зарегистрирована Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ульяновского района Ульяновской области. В соответствии с п. 8 данного Устава ПСК «<данные изъяты>» (вторая редакция, ДД.ММ.ГГГГ) члены кооператива при вступлении в кооператив вносят паевой взнос в виде земельной доли.
Согласно абзаца 3 пункта 8 данного Устава ПСК «<данные изъяты>» земельная доля в уставный капитал передается по письменному договору передачи и при выходе из кооператива в натуральной форме не возвращается, а выплачивается денежная компенсация.
Согласно п. 1 Договора о передаче земельных долей в уставный фонд ПСК «<данные изъяты>» <адрес> Ульяновской области, подписанного директором ПСК «<данные изъяты>» ФИО8 и Истцами, собственники земельных долей, в том числе ФИО4 и ФИО6 передают в уставный фонд ПСК «<данные изъяты>», а кооператив принимает принадлежащие собственникам на основании свидетельств №№ и № доли для организации сельскохозяйственной деятельности.
Решение вопроса о признании права собственности на вышеуказанные земельные участки за истцами ООО «<данные изъяты>» оставляет на усмотрение суда, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО4 и ФИО6 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, <адрес>, с кадастровыми номерами участков № и соответственно № на основании свидетельств о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ выданных на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав ФИО4 (исх. №№) и прав ФИО2 (исх. №№ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование приостановления государственной регистрации указано следующее.
Требования к процедуре выделения земельных участков в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения определены нормами Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с главой I п. 5 Приказа Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 N 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков» проект межевания должен содержать список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей.
Согласно главе II п.30 Приказа, в графе "2" таблицы раздела «Список собственников земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей» Проекта межевания построчно приводятся сведения о собственниках земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей:
1) в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество,
указывается при наличии);
2) в отношении юридического лица - полное наименование;
3) в отношении муниципального образования - полное наименование) (согласно уставу муниципального образования);
4) в отношении субъекта Российской Федерации - полное наименование субъекта Российской Федерации;
5) в отношении Российской Федерации - слова "ФИО1".
В соответствии с главой II п. 31 в графе "3" таблицы раздела должен быть указан "Список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей" Проекта межевания, приводятся реквизиты правоустанавливающих, (правоудостоверяющих) документов. Дополнительно указываются размеры долей в праве в соответствии с такими документами.
Однако представленный проект межевания от ДД.ММ.ГГГГ данных сведений, обязательных для заполнения, не содержит.
Кроме того, согласно представленным свидетельствам о праве собственности на землю, выданным на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, был представлен земельный участок общей площадью 13,95 га.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев (далее - Постановление), высшие органы управления сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (общие собрания, собрания уполномоченных, администрация и т.п.) утверждают пакет документов (материалов) для выдачи свидетельств и представляют их в администрацию района.
Согласно п. 3 администрация района (глава органа районного самоуправления) после получения указанных в пункте 2 настоящих Рекомендаций документов (материалов):
в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли.
В соответствии с Постановлением в качестве вклада в уставный капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций может выступать земельная доля, а также право пользования земельной долей. Внесение земельной доли или права пользования земельной долей в уставный капитал указанных организаций осуществляется на основании их учредительных договоров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае внесения в уставный капитал права пользования земельной долей учредительный договор должен содержать условия осуществления этого права.
Согласно п. 17, 18 вышеназванного Постановления право пользования земельной долей может быть внесено в уставный капитал организации на срок не более трех лет с возможностью внесения права пользования земельной долей в дальнейшем. Собственник земельной доли по истечении срока, на который было внесено право пользования земельной долей в уставный капитал, сохраняет возможность выделения в натуре земельного участка в счет доли в случаях, предусмотренных земельным законодательством.
Согласно представленным документам усматривается, что на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам, имеющим право на земельную долю (пай) в ПСК «Красная Звезда», выданы свидетельства на право собственности на землю согласно списку, однако документы подтверждающие передачу земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) отсутствуют, так же согласно п.1 настоящего уведомления Управление не располагает информацией о собственниках земельных долей, что так же не позволяет определить, передавалось ли право пользования земельной долей в уставный капитал организации.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
В связи с возникшими сомнениями в наличии оснований права собственности на вышеуказанный земельный участок в компетентные органы Ульяновской области направлен запрос.
В целях возобновления государственной регистрации рекомендуется устранить причины препятствующие регистрации, а именно дополнить вышеуказанные в настоящем уведомлении графу «2» пункта 30, а так же графу «3» п. 31 проекта межевания необходимыми сведениями.
Также указано, что в случае, если до окончания срока приостановления не будут представлены дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступили заявления от истцов о приостановлении государственной регистрации сроком на три месяца в связи с предоставлением дополнительных документов. Заявления удовлетворены, срок приостановления продлен до ДД.ММ.ГГГГ
На момент рассмотрения дела срок приостановления государственной регистрации не истек.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Статьей 13 указанного закона предусмотрена обязанность регистрирующего органа при проведении государственной регистрации осуществить правовую экспертизу документов и проверить законность сделки.
Основания принятия решения о приостановлении государственной регистрации определены статьей 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно части 1 которой государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Если в течение срока, указанного в пункте 1 статьи 19 Закона N 122- ФЗ, не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (пункт 2 названой статьи).
Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности установлены в статье 14 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
В силу части 1 этой же статьи Закона N 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Как указано в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права, согласно представленным документам усматривается, что на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам, имеющим право на земельную долю (пай) в ПСК «Красная Звезда», выданы свидетельства на право собственности на землю согласно списку, однако документы, подтверждающие передачу земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) отсутствуют. Так же Управление не располагает информацией о собственниках земельных долей, что не позволяет определить, передавалось ли право пользования земельной долей в уставный капитал организации.
Поскольку в связи с вышеуказанными обстоятельствами у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, на вышеуказанный земельный участок в компетентные органы Ульяновской области направлен запрос. Таким образом, предусмотренные законом основания для приостановления осуществления государственной регистрации права имели место быть.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что приостановление государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки принято в соответствии с законом в пределах полномочий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. На момент рассмотрения дела сведений о том, что истцам отказано в государственной регистрации, суду не представлено.
В силу ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При изложенных выше обстоятельствах суд не находит оснований для вывода о том, что Управлением Росреестра по Ульяновской области были нарушены права истцов. Таким образом, требование о признании незаконными действий ответчика, связанных с приостановлением государственной регистрации, не подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования истцов о возложении на ответчика обязанности по государственной регистрации права собственности на земельные участки, суд приходит к выводу о том, что суд не вправе предрешать вопрос, относящийся к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию. На момент рассмотрения дела Управлением Росреестра не принято решение об отказе в государственной регистрации прав истцов на земельные участки. Ввиду изложенного оснований для удовлетворения данного требования истцов не имеется.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, оснований для возмещения ответчиком судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО4 ФИО15, ФИО2 ФИО16 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок, а также о взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Е.Тураева