ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4676/18 от 24.01.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-71/2019

Решение

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Омска о возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с названным иском. В обоснование требований указал, с ДД.ММ.ГГГГ года он проживает в квартире по адресу: <адрес> как член семьи нанимателя ФИО3 (мать). Дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, нуждается в капитальном ремонте, в том числе в замене инженерных коммуникаций, конструктивных элементов здания. В связи с истечением срока эксплуатации прибора учета потребления электроэнергии ООО «Омская энергосбытовая компания» с ДД.ММ.ГГГГ перестало оказывать жильцам дома услугу по электроснабжению. По данному поводу истец обращался в Омскую областную прокуратуру и Государственную жилищную инспекцию Омской области, департамент жилищной политики Администрации г. Омска. В ответе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года истцу было рекомендовано для разрешения его вопроса обратиться в суд. В ДД.ММ.ГГГГ АО «Омскгоргаз» уведомило истца о необходимости произвести техническую диагностику внутриквартирного газового оборудования, газовой плиты. По результатам диагностики, как известно истцу со слов специалистов, сделано заключение о необходимости ее замены, поскольку срок эксплуатации газовой плиты истек. Действующее законодательство предъявляет требование обязательного оснащения жилых помещений индивидуальными приборами учета потребляемых энергоресурсов, в том числе природного газа. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к мэру г. Омска с требованием обеспечить проведение технической диагностики внутриквартирного газового оборудования, замены газовой плиты, установки прибора учета потребляемого газа в квартире, и организовать проведение технического обследования состояния конструктивных элементов жилого помещения. В ответ на обращение истца в ДД.ММ.ГГГГ года департамент городского хозяйства Администрации г. Омска сообщил, что в бюджете г. Омска средства на установку прибора учета в муниципальных жилых помещениях не предусмотрены. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обязанность по установке индивидуальных приборов учета потребляемых энергетических ресурсов лежит на собственнике помещений. Замена, установка, введение в эксплуатацию индивидуальных приборов учета в обязанности нанимателя жилого помещения не входит. Контроль за техническим состоянием жилых зданий и отдельных жилых помещений, расположенных в них, осуществляется в соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения – ВСН 58-88. Согласно данному Положению осмотр жилых помещений должен проводиться с периодичностью, установленной для конкретных элементов конструкций зданий, а также, при выявлении неисправностей, установлены сроки их устранения. Однако осмотр и техническая оценка квартиры истца не производилась. Просит обязать Администрацию г. Омска обеспечить в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установку и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета потребления электроэнергии; в срок до ДД.ММ.ГГГГ установку и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета потребления природного газа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение технической диагностики внутриквартирного газового оборудования; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение технического обследования состояния конструктивных элементов квартиры с целью определения необходимости их частичной или полной замены, проведения капитального ремонта жилого помещения, взыскать с ответчика судебные издержки в сумме 120 руб.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 2 л.д. 101, л.д. ), в окончательной редакции просил обязать Администрацию <адрес> обеспечить в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установку и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета потребления электроэнергии; в срок до ДД.ММ.ГГГГ установку и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета потребления природного газа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение технического обследования состояния конструктивных элементов квартиры с целью определения необходимости их частичной или полной замены, проведения капитального ремонта жилого помещения, взыскать с ответчика судебные издержки в общей сумме 201 руб. Кроме того, истец просил принять отказ от иска в части требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить проведение технической диагностики внутриквартирного газового оборудования. Дополнительно истец пояснил, что квартира в которой он проживает, является муниципальной собственностью. Услуги по электроснабжению оказывает ООО «ОЭК». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время услуга по электроснабжению ему не оказывается, т.к. истек срок эксплуатации прибора учета электроэнергии, расположенного в квартире. Прибор учета природного газа в квартире не устанавливался, услуга по поставке газа оказывается АО «Омскгоргаз». Полагает, что для возложения обязанности на ответчика об обеспечении установить прибор учета не имеет значение какой газ поставляется в квартиру, природный или сжиженный. Обязанность по оснащению приборами учета лежит на собственнике муниципальной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию <адрес> о проведении обследования квартиры, расположенной на 1 этаже, поскольку в квартире гниют окна, рамы растрескиваются; в результате многократных и продолжительных протечек канализационной трубы на кухне, деревянный пол на кухне сгнил, имеется дыра в полу в кухне и в коридоре, в большой комнате из-за излишков влаги, т.к. срок эксплуатации пола истек. Входные деревянные двери так же сгнили, имеется повреждения по всей площади дверей. Две межкомнатные перегородки (между кухней и комнатой и между комнатами) искривились, штукатурка отвалилась частично. Обследование квартире не проведено, не согласована дата обследования, номер телефона, указанный в ответе администрации, не отвечает. Просит иск удовлетворить с учетом уточнений по иску, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате за копирование документов в общей сумме 201 руб.

Представитель ответчика Администрации г. Омска, действующая по доверенности ФИО4, иск не признала. Пояснила, что обязанность устанавливать приборы учета лежит на нанимателе жилого помещения. Услуга по энергоснабжению была приостановлена в жилом помещении по причине задолженности, а не в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета. Кроме того, действующим законодательством обязанность по установке прибора учета сжиженного газа не предусмотрена. Полагала, что истец ненадлежащим образом осуществляет содержание квартиры, а так же не предоставляет доступ в квартиру для ее обследования. Просит в иске отказать. Факт наличия технической возможности установки приборов учета в судебном заседании не оспаривала.

Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО5, действующая по доверенности, полагала иск не подлежащим удовлетворению по доводам аналогичным, высказанным представителем Администрации г. Омска. Пояснила, что комиссионное обследование планировалось провести по заявлению истца для проверки состояния муниципальной квартиры. Специалисты, назначенные на проведение обследования, имеют соответствующее техническое образование. Однако доступ в квартиру истцом предоставлен не был, соответствующий акт не составлялся. Полагает, что при согласовании даты, возможно провести обследование квартиры истца.

Представитель третьего лица ОАО «Омскгоргаз», действующая по доверенности ФИО6, полагала иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрена обязанность установки прибора учета газа для бытового потребления сжиженного газа. АО "Омскгоргаз" является поставщиком сжиженного газа. Во дворе дома истца установлена подземная групповая установка сжиженных углеводородных газов в виде двух сосудов, работающих под давлением. Заполнение установки в последний раз производилось ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2 тн. Действующее законодательство не предусматривает обязанность установки прибора учета газа, если многоквартирный дом отапливается без использования газоиспользующего оборудования. Из технического паспорта на дом следует, что квартира истца отапливается без использования газоиспользующего оборудования. Установка счетчиков сжиженного газа не является для абонентов обязательной и производится только по желанию для снижения размера оплаты за потребляемый газ.

Представитель третьего лица ООО «ОЭК» в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ФИО7, действующий по доверенности, указал, что прибор учета электроэнергии, классом точности 2,5, обслуживающий квартиру истца был установлен в ДД.ММ.ГГГГ<адрес> срок поверки 16 лет, соответственно срок прибора учета истек. В настоящее время, используются приборы учета классом точности 2,0.

Иные лица, привлеченные к участию в дело в качестве 3-х лиц, представители департамента жилищной политики Администрации г. Омска, НО «РФКР многоквартирных домов», ООО «УК Жилищник 1», участия в судебном заседании не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ ФИО1 от иска к Администрации г. Омска в части возложения на Администрацию г. Омска обязанности обеспечить проведение технической диагностики внутриквартирного газового оборудования по адресу <адрес>. Производство по делу в указанной части прекращено.

Выслушав лиц, участвующих дела, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ) возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену. Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются в том числе на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

Из части 2 статьи 13 указанного Федерального закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч. 9 ст. 11 указанного Федерального закона собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

На основании требований части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ).

Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества следует также из общих положений гражданского законодательства (ст. 210 ГК РФ).

Согласно части 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи (ст. 678 ГК РФ).

В соответствии со статьями 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том чисел владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно ч. 3 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 9 Решения Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 "Об Уставе города Омска" Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска; к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, права владения, пользования и распоряжения принадлежащего на праве собственности жилого помещения, обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета возложена на собственника данного помещения.

Судебным разбирательством установлено, что в <адрес> зарегистрировано 4 человека, в том числе истец ФИО1 (т. 2 л.д. 54). Из пояснений ФИО1 следует, что в настоящее время в указанной квартире он проживает один, бывшая супруга, ребенок и его мать в квартире не проживают.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 т. 2) <адрес>ю 57 кв.м. на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в План приватизации ОАО «Омскагрегат» в части передачи объектов в муниципальную собственность» является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> литера года постройки, имеет центральное отопление от ТЭЦ, централизованное газоснабжение, электроосвещение (л.д. 28 т.1).

Судом установлено, что на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82 т.2), заключенным между ОАО «Петербургская сбытовая компания» (принципал) и ООО «Омская энергосбытовая компания» (агент), последнее принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет ОАО «Петербургская сбытовая компания» комплекс юридических и фактических действий, направленных на обеспечение работы с потребителями принципала в рамках договора энергоснабжения.

Из материалов гражданского дела следует, что на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Омская энергосбытовая компания» произведено приостановление потребления электрической энергии в <адрес> в <адрес>, в присутствии абонента, имеющего задолженность по оплате за коммунальные услуги, до полного погашения задолженности (л.д. 8 т.1).

Из ответа ООО «Омская энергосбытовая компания» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50 т.2) следует, что в <адрес> указанного дома установлен прибор учета электрической энергии 1970 года выпуска (И6106, класс точности 2,5), межповерочный интервал 16 лет. По причине истечения межповерочного интервала показания индивидуального прибора с января 2016 не принимаются, расчет ведется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. До настоящего времени сведения о замене или поверке индивидуального прибора учета электрической энергии не имеется. На ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность за электрическую энергию индивидуального потребления в сумме в сумме 25595 руб., за электроэнергию на обще домовые нужды в размере 2722,55 руб.

В соответствии с пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (далее - Основные положения N 442), для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

При этом, пунктом 142 указанных Основных положений N 442 установлено, что используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа. Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.

В соответствии с абзацем 3 пункта 145 Основных положений N 442, в случае выхода прибора учета из строя (механическая поломка) либо пропуск межповерочного интервала, либо несоответствия класса точности прибора учета, ответственность по замене индивидуального прибора учета возложена на собственника жилого помещения.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (п. 146 Основных положений N 442).

Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354).

Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно пункту 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В силу п. 81 (12) Правил N 354 индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, при превышении допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала.

Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с разделом 2 "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда", работы по замене технически устаревшего электрооборудования не перечислена в перечне работ по текущему ремонту жилых помещений (приложение N 7). Более того, пунктом 5.6.5 данных Правил прямо предусмотрено, что собственник жилищного фонда обязан осуществлять модернизацию электрооборудования жилых домов.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6) замену и поверку расчетных электрических счетчиков, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.

Факт неисправности прибора учета электрической энергии, установленного в вышеуказанной квартире в связи с истечением межповерочного интервала сторонами в судебном заседании не оспаривался и подтвержден имеющимися в деле доказательствами. При этом суд так же учитывает, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16,17 т.1) на обращение истца департамент жилищной политики Администрации <адрес> указал, что установка приборов учета энергетических ресурсов в муниципальных жилых помещениях будет продолжена по мере выделения бюджетных ассигнований на данные цели, осуществляется сбор информации о потребности в приборах учета для жилых помещений, находящихся в реестре муниципального имущества <адрес>.

В постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 138-п "О реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было отмечено, что в реестр муниципального имущества <адрес> включено более 20 тысяч муниципальных жилых помещений. В соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Администрация <адрес>, как собственник жилых помещений, обязана оснастить муниципальные жилые помещения приборами учета в течение 2011 года. В постановлении указывается о необходимости определить источники дополнительного финансирования для оснащения приборами учета муниципальных жилых помещений <адрес>.

С учетом указанных норм права обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах. При этом, перечень обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма не предусматривает обязанность нанимателя жилого помещения нести расходы по установке приборов учета энергии.

Учитывая изложенные требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению установке (замене) индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного в <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес>, возлагается на собственника данной квартиры - муниципальное образование город Омск, полномочия которого в этой части осуществляет администрация города Омска. Отсутствие финансирования, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части.

Согласно п. 5.1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" определяет газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, как природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки и при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа. ГОСТ 5542-2014 «Межгосударственный стандарт. Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия» в п. 4.2. содержит условное обозначение ГГП: "Газ горючий природный промышленного и коммунально-бытового назначения, ГОСТ 5542-2014. Транспортирование ГГП осуществляется по распределительным газопроводам через газораспределительные станции и пункты. Газ может подаваться потребителям непосредственно с установок промысловой подготовки, газоперерабатывающих заводов, магистральных газопроводов и подземных хранилищ через газораспределительные станции и пункты. ГОСТ 20448-90 «Межгосударственный стандарт. Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» распространяется на сжиженные углеводородные газы, предназначенные в качестве топлива для коммунально-бытового потребления и промышленных целей. Транспортировка и хранение данного вида газа осуществляется всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок опасных грузов, действующими на соответствующем виде транспорта, с применением определенных видов хранилищ.

Таким образом, виды газа, поставляемого для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, имеют определенные различия.

Согласно руководству по эксплуатации от 1981г. (л.д. 10 т.2) в <адрес> установлено газовое оборудование: газовая плита бытовая 4-х горелочная ГОСТ 10 798-77 модель 1421. Указанная плита предназначена для работы как на природном, так и на сжиженном газе. Номинальный расход сжиженного газа газовой плиты составляет 0,07 куб. м в час. (нормальная горелка стола), основная горелка духовки – 0,139 куб.м. в час.

По делу установлено, в <адрес> не установлен прибор учета сжиженного газа.

Из пояснений представителя АО «Омскгоргаз» и материалов дела следует, что по адресу <адрес> смонтирована подземная групповая резервная установка в количестве 2 штук, резервуары по 4,2 куб. каждый, вид используемого теплоносителя – пропан-бутан. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ указанная резервуарная установка газопровода сжиженного газа принята в эксплуатацию.

Доставка сжиженного газа в резервную установку по <адрес> осуществляется АО «Омскгоргаз» на основании ведомостей на доставку газа, наряда на производство работ, товарно-транспортных накладных.

Факт поставки сжиженного газа из указанной подземной групповой резервной установки в <адрес> истцом не оспаривается.

Доказательств поставки в указанную <адрес> природного газа в материалы дела не представлено.

Поскольку действующее законодательство определяет газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, как природный газ, так и сжиженный углеводородный газ, и не содержит безусловной обязанности собственника помещений в многоквартирных домах обеспечивать оснащение указанных объектов индивидуальными приборами учета при использовании сжиженного газа, ввод приборов учета сжиженного газа в эксплуатацию, то суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1 в части возложения обязанности на Администрацию <адрес> обеспечить оснащение <адрес> индивидуальным прибором учета используемого сжиженного газа. Установка указанного прибора учета сжиженного газа может быть осуществлена самостоятельно нанимателем жилого помещения.

Относительно требований истца о возложении обязанности на ответчика обеспечить проведение технического обследования состояния конструктивных элементов квартиры с целью определения необходимости их частичной или полной замены, проведения капитального ремонта жилого помещения суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу положений ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 288 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ наймодателем по договору социального найма жилого помещения является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

В соответствии с п. 2 ст. 676 ГК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества в жилом помещении, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> литера А - 1959 года постройки, в описании некоторых конструктивных элементов указано: кирпичный фундамент (на момент обследования трещины в цоколе), стены кирпичные (на момент обследования трещины, ослабление кирпичной кладки), перегородки кирпичные и деревянные, пол имеет износ в ходовых частях, оконные проемы имеют рассыхание древесины, гниль (л.д. 28-44 т.1).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда НО «РФКР многоквартирных домов» (л.д. 100 т.1) сообщили, что многоквартирный <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> работ на 2019 год (с учетом расторжения договора от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Современные технологии», результатов проведения электронного аукциона, заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома) определены: капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, разработка проектной документации.

О включении данного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы свидетельствует так же и ответ департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43 т.2). На заседании межведомственной комиссии <адрес> для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда указанный многоквартирный дом не рассматривался, заявления граждан в межведомственную комиссию по данному дому не поступали.

Таким образом, признание многоквартирного <адрес> подлежащим капитальному ремонту и включение его в региональную программу произведено с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

В силу норм закона, текущий ремонт квартиры, предоставленной истцу, является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения, а капитального ремонта жилого помещения обязанностью наймодателя.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечение рационального энергопотребления.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами. В силу пп. «и» п. 10 указанных Правил в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан: допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ.

Как выше указывалось <адрес> является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ <адрес>, в которой зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1

Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился к Мэру <адрес> с письменным заявлением (т. 2 л.д 100) в котором, указывая, что квартира в которой он проживает, является муниципальной, просил провести осмотр указанного жилого помещения с целью определения необходимости проведения капитального либо текущего ремонта конструктивных элементов. Ссылался на полное разрушение полового покрытия в кухне и коридоре, частично в жилых комнатах в следствие протечек канализационной трубы, истечения срока эксплуатации полового покрытия. Просил назначить дату проведения технического обследования.

Как следует из ответа от департамента городского хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16,17 т.1) комиссионное обследование жилого помещения было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ, которое не состоялось в связи с отсутствием доступа в жилое помещение. ФИО1 было предложено для определения даты и времени проведения обследования обратиться в отдел организации ремонта жилищного фонда департамента городского хозяйства Администрации <адрес> с указанием контактного номера телефона.

В судебном заседании ФИО1 так же пояснил, что в квартире имеются разрушения полового покрытия, оконных блоков, входной двери, указанные повреждения образовались более 10 лет назад. О наличии обследования квартиры ему известно не было, дата обследования квартиры с ним не согласовывалась.

Представитель ответчика в судебном заседании ссылалась на отсутствие доступа в жилое помещения при проведении запланированного обследования. Вместе с тем, в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательство об отсутствии доступа в <адрес>, о согласовании даты и времени обследования жилого помещения, суду представлено не было.

Руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что именно на администрации, как собственнике жилого помещения, лежит обязанность организовать содержание муниципального жилищного фонда, обеспечивая при необходимости обследование спорного жилого помещения на предмет наличия оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту. В связи с изложенным иск в части возложения на ответчика обязанности обеспечить проведение обследования технического состояния конструктивных элементов <адрес> в <адрес> с целью определения необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая доводы сторон и объем требуемых работ, суд полагает необходимым установить 6 месячный срок для осуществления мер, направленных на обеспечение установки (замены) и ввода в эксплуатацию прибора учета электроэнергии в <адрес> с момента вступления решения в законную силу, исходя из существа спора, общего срока исполнения обязательств, предусмотренного законодательством, полагая, что указанный срок является разумным и не противоречит требованиям закона.

Относительно требований о возложении на Администрацию г. Омска обязанности обеспечить проведение обследования технического состояния конструктивных элементов <адрес> с целью определения необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, по мнению суда, следует установить срок 1 месяц с момента вступления решения в законную силу, так же исходя из существа спора, общего срока исполнения обязательств, предусмотренного законодательством, полагая, что указанный срок является разумным и не противоречит требованиям закона.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

Перечень судебных издержек не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом в связи с собиранием доказательств по делу, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

Истцом заявлено о взыскании судебных расходов, связанных с ксерокопированием документов в сумме 120 руб. и 81 руб.

Разрешая вопрос о возмещении истцу судебных расходов, суд полагает данное требование оставлению без удовлетворения, поскольку названные расходы не подтверждены, так как в представленных истцом товарных чеках не указано наименование документов, ксерокопирование которых производилось, указано лишь количество копированных документов (л.д. 18 т. 1, л.д. т. 2). Установить взаимосвязь между представленными истцом в материалы дела документами и квитанциями о копировании у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Администрацию г. Омска обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение - установку (замену) и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета электроэнергии в <адрес>

Возложить на Администрацию г. Омска обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение обследования технического состояния конструктивных элементов <адрес> с целью определения необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения.

В удовлетворении остальной части иска, о взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.