ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-467/17 от 03.04.2017 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2017 г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В. при секретаре судебного заседания Суриной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-467/17 по иску Шатских ФИО1 к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Росимущества в Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, установлении границ земельного участка, с участием третьего лица СНТ «Заря УПП ВОС»,

УСТАНОВИЛ:

Истец Шатских М.О. обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать частично недействительными сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> установить границы земельного участка СНТ «Заря УПП ВОС» у <адрес> с кадастровым номером по фактическому пользованию.

Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником земельного участка СНТ «Заря УПП ВОС» площадью кв.м. Границы земельного участка фактически существуют много десятилетий, с момента отвода участка истцу, с ДД.ММ.ГГГГ года. При постановке на кадастровый учет участка истца выяснилось, что существует наложение участка истца на участок лесного фонда с кадастровым номером сведения о котором были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Площадь наложения составила кв.м. В результате наложения, площадь участка истца уменьшилась, а постановка на кадастровый учет возможна только после устранения наложения границ участков. Истец считает, что в нарушение действующего законодательства, при постановке на кадастровый учет границы земельного участка лесного фонда не были согласованы, не были произведены на местности измерения земельного участка ответчика, поэтому кадастровыми инженерами не были замечены существующие фактические границы участка истца и наличие жилого дома. Ссылаясь на положения ст. 304 ГК РФ, истец требует устранения нарушений его прав собственника.

Представитель истца по доверенности, Двойченков А.П., в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что заключение эксперта подтвердило доводы истца о наложении участка истца на участок лесного фонда. Из двух предложенных экспертом вариантов истец просит установить границы по фактическому пользованию, по координатам поворотных точек, представленным в таблице заключения эксперта. Земельный участок истца находится в СНТ «Заря», которое образовано в ДД.ММ.ГГГГ году. Все земельные участки образуют прямую линию. Лесники не могли не заметить на протяжении лет постройку дома. Лес далеко от зафасадной границы земельного участка. В планшет изменения не вносились. Установление границ земельного участка по фактическим границам не повлияет на лесные участки.

Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области по доверенности, Новикова О.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, обосновывая возражения тем, что площадь наложения составляет кв.м. СНТ не имеет установленных границ. Комитет не согласен с тем, что это кадастровая ошибка. Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства. В связи с этим нельзя судить о наличии кадастровой ошибки в сведениях на участок лесного фонда. По утверждению ответчика, наложения земельного участка истца на фактические границы участка лесного фонда нет. В компетенцию Комитета входит контроль за использованием земель лесного фонда. Претензий к истцу по границам не предъявлялось. Ходатайства о назначении экспертизы у Комитета нет

Представитель Территориального управления Росимущества в Московской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, возражений не представил.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, возражений не представил.

Представитель третьего лица СНТ «Заря УПП ВОС», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, возражений не представил.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение эксперта, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судом установлено, истец Шатских М.О. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка СНТ «Заря УПП ВОС» у ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером площадью кв.м, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ). Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН), граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка (л.д.).

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ истцу также принадлежит 2-х этажное жилое строение без права регистрации проживания общей площадью кв.м., расположенный на садовом земельном участке в СНТ «Заря УПП ВОС» сельского поселения Ташировское Наро-Фомиского района Московской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

Согласно Уведомлению об отсутствии прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных права на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют (л.д. ).

Сведения о земельном участке и границах земельного участка с кадастровым номером внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании материалов кадастрового дела (л.д. ).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером участок является многоконтурным, относится к категории земель лесного фонда, граница земельного участка состоит из контуров, сведения об объекте имеют статус учтенные, сведения о зарегистрированных правах на участок отсутствуют (л.д.).

В подтверждение наложения границ земельного участка истца на участок с кадастровым номером представлено заключение кадастрового инженера Федосеенкова М.С. (л.д.).

На основании Постановления Главы Администрации Наро-фоминского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ выданы временные свидетельства на право коллективно-совместной собственности на земли общего пользования, в том числе и с/т «Заря», расположенному в <адрес>, площадью га, а также временные свидетельства выданы членам с/т «Заря» (л.д.).

Свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в коллективную совместную собственность садового товарищества «Заря», по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделено га (л.д.).

Решением Исполнительного комитета Наро-фоминского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены проекты планировки и застройки садоводческих товариществ «Заря» Наро-Фоминского горвоенкомата <адрес> и «Московский» совхоза-комбината «Московский» (л.д. ).

Согласно выкопировке из генерального плана (л.д.), земельный участок СНТ «Заря УПП ВОС» у <адрес> входит в границы территории СНТ «Заря УПП ВОС».

Создание, регистрация СНТ и полномочия председателя СНТ подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об СНТ «ЗАРЯ УПП ВОС» (л.д.), свидетельством о постановке на учет в налоговый орган (л.д.), выпиской из протокола общего собрания СНТ «Заря УПП ВОС» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании председателя правления СНТ (л.д.), свидетельством об ОГРН (л.д.).

Согласно письму Комитета лесного хозяйства в адрес директора Наро-Фоминского филиала ГКО МО «Мособлес», земельный участок с кадастровым номером накладывается на земли лесного фонда Наро-Фоминского лесничества, Башкинского участкового лесничества, квартал , ориентировочная площадь наложения кв.м. (л.д.).

В подтверждение границ лесного участка Комитетом Лесного хозяйства представлены выкопировка из планшета лесоустройства (л.д.), справка о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда с чертежом и каталогом координат поворотных точек (л.д. ).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке лесного фонда, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением, в том числе, случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом лесным законодательством не определен момент (дата) возникновения права собственности Российской Федерации на такие лесные участки.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69 и 92 Лесного кодекса РФ.

Статьей 6 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», действовавшим на момент внесения в ГКН сведений о земельном участке лесного фонда, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе. В состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке вносится, в том числе, описание местоположения границ земельного участка ( ст.1 ст. 7).

Основания, порядок проведения кадастрового учета и состав необходимых для кадастрового учета документов установлены ст.ст. 16, 21, 22 указанного Федерального закона. В состав документов входит, в том числе, межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 39, частью 2, 3, 4, 5 статьи 40 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также частью 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Статьей 26 указанного Федерального закона установлены основания приостановления осуществления кадастрового учета. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если, в том числе, одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка.

Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты;

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Для проверки доводов сторон по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «НАРАКАДАСТР».

В заключении эксперта в области землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) экспертом Монаховой К.А. ООО «НАРАКАДАСТР» сделаны следующие выводы.

Согласно земелеотводным документам СНТ, выкопировке из утвержденного проекта планировки (л.д. ), земельный участок СНТ «Заря УПП ВОС» у <адрес> с учетом фактических границ входит в границы территории СНТ «Заря УПП ВОС».

При выезде на место экспертом определено местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> не накладываются на фактические границы земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда, между стеной леса и земельным участком находится пруд и свободный земельный участок.

Выкопировка из планшета лесоустройства (т.) не содержит сведений о координатах поворотных точек лесного участка, поэтому определить, имеется ли наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> на границы земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда согласно выкопировке из планшета лесоустройства не представляется возможным.

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, накладываются на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда, в соответствии со сведениями о местоположении границ, согласно кадастровому делу, кадастровой выписке (л.д.).

На части земельного участка, которая накладывается на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером , расположены части садовых домов, хозблок, теплица, и уборная (см. рис. Приложения).

Координаты поворотных точек и расстояния между точками участка наложения фактических границ земельного участка на кадастровые границы указаны в соответствии с координатами земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором содержатся в кадастровой выписке о данном земельном участке с кадастровым номером (л.д.), выданной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Координаты поворотных точек и расстояния между точками участка наложения фактических границ участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с фактическим местоположением забора земельного участка представлены в таблице .

Площадь участка наложения фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с фактическим местоположением забора составляет кв. м (см. рис Приложения).Координаты поворотных точек и расстояния между точками участка наложения фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером , с учетом установленной площади земельного участка СНТ «Заря УПП ВОС» у <адрес> по правоподтверждающим документам, представлены в таблице .

Площадь участка наложения фактических границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером с учетом площади по правоподтверждающим документам составляет кв. м. (см.рис.2 Приложения).

Лесоустроительные знаки, позволяющие определить, располагается ли участок СНТ «Заря УПП ВОС» на территории лесного участка (участка лесного фонда), на местности отсутствуют.

По представленной в материалы дела выкопировке из планшета лесоустройства (л.д.), определить, располагается ли участок СНТ «Заря УПП ВОС» у <адрес> на землях лесного фронда, не представляется возможным, так как выкопировка из планшета лесоустройства не содержит сведений о координатах поворотных точек земельного участка лесного фонда. Также невозможно сравнить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , внесенные в ГКН, и сведения, содержащиеся в материалах лесоустройства, так как выкопировка из планшета лесоустройства не содержит сведений о координатах поворотных точек земельного участка лесного фонда. При визуальном сравнении границ земельного участка с кадастровым номером кадастровая граница земельного участка с кадастровым номером не соответствует границе земельного участка лесного фонда, сведения о которой содержатся в выкопиировке из планшета лесоустройства (л.д. ). Граница в части, прилегающей к земельному участку СНТ «ЗАРЯ УПП ВОС», показанная в выкопировке из планшета лесоустройства представляет собой ровную прямую линию. Кадастровая граница земельного участка с кадастровым номером представляет собой изогнутую ломаную линию, огибающую земельные участки, которые прошли кадастровый учет (см. рис. Приложения). Также при выезде на место экспертом определено местоположение части фактической границы лесного участка (см.рис.), которое не соответствует кадастровым сведениям о границе лесного участка.

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> накладываются на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда.

Причиной наложения фактических границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером является кадастровая (реестровая) ошибка, допущенная кадастровым инженером, инженером-землеустроителем при проведении кадастровых работ. Кадастровая (реестровая) ошибка возникла из-за того, что кадастровые работы проводились картометрическим методом без проведения полевых работ и выезда на место.

Техническая ошибка при внесении сведений в ГКН о земельном участке с кадастровым номером отсутствует.

Для исправления кадастровой ошибки экспертом предложены два варианта – в соответствии с фактическими границами земельного участка истца ( в таблице ) и в соответствии с праоподтверждающими документами ( в таблице ).

Для того, чтобы исправить кадастровую (реестровую) ошибку и устранить имеющееся наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером в соответствии с фактическим местоположением забора необходимо внести изменения в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером в части наложения площадью кв. метров по координатам поворотных точек, представленным в таблице .

В таблице нумерация и координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером указаны в соответствии со сведениями, содержащимися в кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером (л.д.), выданной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Для того, чтобы исправить кадастровую (реестровую) ошибку и устранить имеющееся наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на кадастровые границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером с учетом установленной площади по правоподтверждающим документам, необходимо внести изменения в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером в части наложения площадью кв. метр по координатам поворотных точек, представленным в таблице .

В таблице нумерация и координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером указаны в соответствии со сведениями, содержащимися в кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером (л.д.), выданной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

При выезде на место экспертом определено местоположение фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В результате анализа и обработки данных, полученных при выезде на место, экспертом определена фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и координаты поворотных точек фактических границ данного земельного участка.

Координаты поворотных точек и расстояния между точками земельного участка с кадастровым номером в соответствии с фактическим пользованием представлены в таблице

Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по фактическому пользованию составляет кв. м, что больше площади, указанной в свидетельстве государственной регистрации права и площади по сведениям ГКН (. м) на кв.м.

Для приведения фактической площади участка до размера кв.м. по заключению эксперта необходимо забор по фасадной границе земельного участка передвинуть от земель общего пользования СНТ «Заря УПП ВОС» вглубь земельного участка в точке н1 на м, в точке н5 на м, также перенести теплицу, хозблок и уборную вглубь земельного участка .

Эксперт Монахова К.А. в судебном заседании поддержала свое заключение, пояснив, что фактические границы леса не соответствуют ни кадастровой, ни границе по планшету. Сведения в планшете не соответствуют сведениям о границах в ГКН. В планшете линия границы прямая, а на кадастр поставлена изогнутая линия, которая огибает участки, поставленные на кадастр.

Учитывая, что данное изменение фактических границ не влияет на спор между сторонами, СНТ«Заря УПП ВОС» не заявило о претензиях к границам участка истца, фактическое пользование участком в существующих границах является длительным, на участке расположены хозяйственные постройки, о переносе которых требований не заявлено, суд полагает обоснованным требования истца установить границы по фактическому пользованию, в соответствии с таблицей .

Соответственно, для исправления кадастровой ошибки необходимо внести изменения в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером в части наложения площадью кв. метров по координатам поворотных точек, представленным в таблице

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», действовавшим на момент внесения сведений в ГКН о границах земельного участка лесного фонда, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Споры, возникающие в связи с исправлением кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

В связи с вступлением в силу ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» термин «кадастровая ошибка» заменен на термин «реестровая ошибка» (ст. 61).

Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав.

Таким образом, законом функции исправления реестровой ошибки возложены на орган государственной регистрации прав.

Таким образом, судом установлено, подтверждено представленными письменными доказательствами, заключением экспертизы, что при внесении в ГКН сведений о местоположении границ участка лесного фонда допущена кадастровая (реестровая) ошибка, которая привела к пересечению границ участка истца с участком лесного фонда.

Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости и установления границ земельного участка истца.

В соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства (), в полномочия Комитета входит, в том числе, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации из государственного лесного реестра, проведение лесоустройства.

Поскольку основанием для внесения сведений о границах земельного участка лесного фонда явились материалы лесоустройства, Комитет лесного хозяйства является надлежащим ответчиком по иску.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно квитанции об оплате истцом в ООО «Наракадастр» оплачены расходы по экспертизе в размере рублей и комиссии банка руб., всего – руб.

В связи с удовлетворением исковых требований с каждого ответчика: Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Росимущества в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в пользу Шатских М.О. подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в размере по руб. ().

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 167 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать частично недействительными сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части граничащей с земельным участком с кадастровым номером общей площадью кв.м., расположенным по адресу: <адрес> в соответствии с заключением эксперта в области землеустроительной экспертизы от <адрес> Монаховой К.А. ООО «НАРАКАДАСТР», по координатам поворотных точек, представленным в таблице заключения эксперта.

Таблица

Координаты поворотных точек, по которым необходимо внести изменения в сведения о границах земельного участка с при установлении границ земельного участка по фактическому местоположению забора.

Установить границы земельного участка <адрес> с кадастровым номером и площадь кв.м. по фактическому пользованию, в соответствии с заключением эксперта в области землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. Монаховой К.А. ООО «НАРАКАДАСТР», по координатам поворотных точек, представленным в таблице заключения эксперта.

Таблица

Координаты поворотных точек и расстояния между точками земельного участка в соответствии с фактическим пользованием.

Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Росимущества в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу Шатских ФИО2 расходы по проведению экспертизы в размере по

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Котельникова