ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-467/18 от 14.06.2018 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жоровой А.М., при секретаре Калининой Е.Н., с участием истца - Терентьева А.В., представителя истцов -Сучковой С.В., представителей ответчика - Галкиной И.В., Войченко О.И., представителя третьего лица - Дорогина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-467/18 по иску Терентьева А. В., Терентьева В. Д. к аминистрации Старо-Акульшетского муниципального образования о признании недействительными договоров аренды земельных участков, возврате сторон в первоначальное положение, взыскание убытков, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Терентьев А.В., Терентьев В.Д. обратились в суд с иском, указывая в обоснование своих требований, что они обратились в Администрацию Старо-Акульшетского муниципального образования с заявлением о предоставлении им в аренду земельных участков, сведения о которых были опубликованы в газете «Вестник Старо-Акульшетского муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ как свободных от застройки.

Как указывают истцы, их заявления были удовлетворены и администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования были вынесены постановления об утверждении схем расположения земельных участков с приложением данных схем на кадастровом плане. На основании указанных постановлений ДД.ММ.ГГГГ ими были подготовлены межевые планы на земельные участки.

После выполнения кадастровых работ между ними и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ были заключены договоры аренды земельных участков сроком на 10 лет, которые впоследствии были зарегистрированы в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>.

Так, с Терентьевым А.В. был заключен договор аренды земельного участка на предоставление земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды земельного участка на предоставление земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ.

С Терентьевым В.Д. был заключен договор аренды земельного участка на предоставление земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывают истцы, после регистрации вышеуказанных договоров аренды земельных участков, они обратились к кадастровому инженеру ООО «Земля и право» для выполнения работ по вынесению установленных границ земельных участков на местность.

Согласно ответу директора Тайшетского филиала ООО «Земля и право» Дорогина В.П. при выносе в натуре границ земельных участков, сформированных на основании постановлений администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, , выяснилось, что участки фактически пересекают границы земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (жилые дома) по адресам: <адрес> кадастровым номером (принадлежит ФИО2) и <адрес> с кадастровым номером (принадлежит ФИО3) Данные земельные участки стоят на государственном кадастровом учете без графики (не имеют уточненных границ), имеют статус ранее учтенных.

Истцы считают, что спорная ситуация, когда вновь выделенные земельные участки, при вынесении их в натуру, налагаются на ранее выделенные участки, возникла потому, что при разработке ответчиком Генерального плана муниципального образования фактические координаты имеющихся крайних построек не были установлены должным образом.

Истцы просят суд обязать администрацию Старо-Акульшетского муниципального образования заключить с ними договоры аренды на иные земельные участки, свободные от прав третьих лиц, равноценные земельным участкам по адресам: <адрес> межевые и кадастровые работы по земельным участкам, предоставляемым взамен указанных участков, произвести за счет средств ответчика.

В ходе рассмотрения дела истцы неоднократно уточняли исковые требования, к производству суда приняты уточненные требования, в соответствии с которыми истцы указали, что кадастровые работы (подготовка межевых планов по всем трем участкам) были оплачены Терентьевым А.В., при этом их стоимость с учетом комиссии банка составила 41444 руб. 42 коп.

Кроме того, их расходы на оплату арендной платы по договорам с учетом комиссии банка составили 222 руб. 25 коп.

Помимо этого, Терентьев А.В. понес расходы на оплату юридических услуг за консультацию в размере 500 руб., за составление искового заявления в размере 5000 руб., всего 5 500 руб.

Истцы указывают, что администрация Старо-Акульшетского муниципального образования заключила договоры аренды в отношении фактически не существующих объектов недвижимости, которые в натуре на местности сформированы быть не могут.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В связи с указанным, истцы просят суд признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , заключенный между Терентьевым А. В. и администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования, вернуть стороны в первоначальное положение: возвратить указанный земельный участок администрации Старо-Акульшетского муниципального образования и взыскать с администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева А.В. арендную плату, уплаченную Терентьевым А.В. по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации заключенный между Терентьевым В.Д. и администраций Старо-Акульшетского муниципального образования, вернуть стороны в первоначальное положение: возвратить указанный земельный участок администрации Старо-Акульшетского муниципального образования и взыскать с администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева В.Д. арендную плату, уплаченную Терентьевым В.Д. по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации заключенный между Терентьевым А.В. и администраций Старо-Акульшетского муниципального образования, вернуть стороны в первоначальное положение: возвратить указанный земельный участок администрации Старо-Акульшетского муниципального образования и взыскать с администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева А.В. арендную плату, уплаченную Терентьевым А.В. по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева А.В. убытки, причиненные признанием договоров аренды земельных участков недействительными, а именно: расходы на оплату арендной платы по договорам аренды земельных участков с учетом комиссии банка в размере 222 руб. 25 коп.; расходы на межевание земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером с учетом комиссии банка в размере 41 444 руб. 42 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 5500 руб.

Истец Терентьев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям, суду пояснил, что при определении границ земельных участков они выезжали с представителем администрации на место и осматривали эти участки. Первоначально планировалось предоставление двух участков: на <адрес> в <адрес> и участок в другом месте. Когда стали решать вопрос с постановкой указанных участков на кадастровый учет, выяснилось, что участок по <адрес> включает в себя в том числе межпоселенческие земли, в связи с чем его разделили на два участка: уч. по <адрес> Потом выяснилось, что,площадь участка по <адрес> превышает допустимый размер, что повлекло за собой разделение этого участка на два: по <адрес> и участок А по <адрес> на эти три участка и были им с отцом заключены впоследствии договоры аренды. От оформления земельного участка, находящегося в другом месте, они отказались, поскольку это было для них дорого. Администрация утвердила схемы образованных земельных участков, что явилось основанием для проведения межевых работ и заключения договоров аренды. Истцами с ООО «Земля и право» были заключены договоры на выполнение межевых работ по данным участкам, расходы по которым были им оплачены в полном объеме. Однако при выносе границ земельных участков на местности, выяснилось, что они совпадают с границами ранее учтенных земельных участков, на которых стоят принадлежащие третьим лицам дома. Поскольку он понес расходы на оказанные услуги, оплатил арендную плату, но лишен возможности воспользоваться указанными земельными участками, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Терентьев В.Д., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истцов Терентьева А.В., Терентьева В.Д. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ адвокат Сучкова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что земельные участки были сформированы на основании схем, утвержденных администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования. При утверждении схем администрация Старо-Акульшетского муниципального образования должна была проверить фактическое месторасположение земельных участков, отсутствие каких-либо наложений земельных участков. Отсутствие специальной программы либо необходимых специалистов не может являться основанием освобождения администрации от ответственности. На основании утвержденных схем, кадастровый инженер выполнил работы по изготовлению межевых планов земельных участков, с которыми администрация Старо-Акульшетского муниципального образования также согласилась и заключила договоры аренды земельных участков, которые были зарегистрированы в органах государственной регистрации. Впоследствии, при обращении к кадастровому инженеру ООО «Земля и право» для выполнения работ по вынесению установленных границ земельных участков на местность, выяснилось, что границы предоставленных в аренду земельных участков фактически пересекают границы земельных участков, на которых расположены жилые дома, принадлежащие иным гражданам. Таким образом, истцам в аренду были предоставлены земельные участки, которые в таком виде фактически предоставлены быть не могут. В связи с указанным, сделки по предоставлению земельных участков должны быть признаны недействительными в силу их ничтожности.

Представитель ответчика - администрации Старо-Акульшетского муниципального образования по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – Галкина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на отсутствие вины администрации, поскольку последняя не могла проверить координаты земельных участков в связи с отсутствием специальной программы.

Представитель ответчика – администрации Старо-Акульшетского муниципального образования по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – Войченко О.И. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. истцы обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу: <адрес> и участок, расположенный по адресу: <адрес> Согласно публичной кадастровой карты данные участки являлись свободными от застройки. ДД.ММ.ГГГГг. администрация опубликовала извещение в газете «Вестник Старо-Акульшетского МО» о том, что администрация предлагает земельные участки, свободные от застройки, в том числе по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>

Согласно п.8 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Согласно ст.39.15 ЗК РФ, помимо прочих к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

В соответствии с п.1 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь.

Согласно п.4 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином.

Согласно п.9 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Анализ выше указанных норм позволяет сделать вывод, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с п. 13 ст.11.10 ЗК РФ, утверждает ту схему, которую подготовил гражданин на тот земельный участок, который он желает приобрести на правах аренды.

В данном случае истцы предоставили на согласование ответчика схемы расположения земельных участков по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>

Однако, при выносе в натуру границ сформированных земельных участков, выяснилось, что участки фактически пересекают границы земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (жилые дома) по адресу: <адрес> и <адрес>. Схему расположения земельных участков по данным адресам администрация Старо-Акулышетского муниципального образования не утверждала.

Согласно п.2 ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Требования к форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждены в приказе Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка».

То есть согласно п.4 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения спорных земельных участков была самостоятельно подготовлена гражданином, который обратился за помощью к кадастровому инженеру - лицу, имеющему специальные познания в данной области. При составлении схемы кадастровый инженер должен был учесть требования п.2 ст. 11.10 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка».

Законодательство, возлагая обязанность на орган самоуправления по утверждению схемы, не обязывает орган самоуправления проверять правильность изображения границ земельного участка, т.к. не он осуществляет подготовку данной схемы и не обладает специальными познаниями в данной области. Напротив законодательством установлена административная ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений в подготавливаемые документы, необходимые для осуществления кадастрового учета, в соответствии со ст. 14.35 КоАП РФ, а также уголовная ответственность по ст. 170.2 УК РФ за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков.

В соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Согласно п. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, основания для отказа в утверждении схемы у администрации отсутствовали.

После утверждения схемы расположения земельных участков были проведены межевые работы, согласно межевых планов выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>», а не на участки по адресу: <адрес>. Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Самостоятельно провести межевание участка нельзя, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности.

В Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г., определены: основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель. Аналогичные требования содержатся в «Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства», утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., в редакции от 18.04.2003г.

При соблюдении требований указанных нормативных актов кадастровым инженером не произошло бы наложение образованных земельных участков на земельные участки, принадлежащие иным лицам.

Кроме того, представитель ответчика считает, что договоры аренды не могут быть признаны недействительными по ст. 168 ГК РФ, поскольку под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Не подлежат удовлетворению, по мнению представителя ответчика, и исковые требования о взыскании убытков, поскольку в данном случае истцы расценивают как убытки оплату услуг по составлению схемы и межеванию земельных участков.

Вместе с тем, между истцами и ООО «Земля и право» фактически были заключены договоры возмездного оказания услуг, регулируемые ст.779 ГК РФ, ст.782 ГК РФ, в соответствии с положениями которых исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. За ненадлежащее исполнение услуг исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Истцы не представили суду доказательств, позволяющих установить, какие расходы они произвели для восстановления своего нарушенного прав Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования стороной договора не является, каких-либо обязательств перед истцами не давала.

В связи указанным представитель ответчика Войченко О.И. просила суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Земля и Право» по доверенности Дорогин В.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что составление межевого плана земельного участка осуществляется на основании утвержденной администрацией схемы расположения земельного участка. Кадастровый инженер при выполнении работы наличие каких-либо объектов на земельном участке не проверяет. Это входит в обязанность администрации при утверждении схемы. Орган местного самоуправления должен обеспечить подготовку схемы расположения земельных участков, согласовать и утвердить ее. При наличии каких-либо разногласий, администрация вправе не утверждать схему расположения земельных участков.

Суд, выслушав доводы истца, представителя истцов, объяснения представителей ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует из материалов дела, в газете «Вестник Старо-Акульшетского муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о том, что администрация Старо-Акульшетского муниципального образования предлагает земельные участки, свободные о застройки, в том числе: в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3312 кв.м.; в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 2000 кв.м.; в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1855 кв.м.

Постановлением администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГТерентьеву А. В. предварительно согласовано предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес>; утверждена схема расположения, с присвоением адреса земельного участка: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 2000 кв.м.

Постановлением администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Терентьева А. В. предварительно согласовано предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: <адрес>»; утверждена схема расположения, с присвоением адреса земельного участка: <адрес>

Постановлением администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГТерентьеву В. Д. предварительно согласовано предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес> утверждена схема расположения, с присвоением адреса земельного участка: <адрес> общей площадью 1352 кв.м.

Как следует из материалов дела на основании указанных постановлений администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем расположения вышеуказанных земельных участков ООО «Земля и Право» были подготовлены межевые планы земельных участков и указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования» и Терентьевым А. В. заключен договор долгосрочной аренды земельного участка , в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2000 кв.м. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также - договор долгосрочной аренды земельного участка , в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>» для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 3312 кв.м. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Администрация Старо-Акульшетского муниципального образования» предоставила Терентьеву В. Д. в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1852 кв.м. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответов ООО «Земля и Право» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на обращения Терентьева В.Д. и Терентьева А.В. по вопросу выноса в натуре границ сформированных земельных участков следует, что при выносе в натуру границ указанных земельных участков выяснилось, что участки фактически пересекают границы земельных участков на которых расположены объекты недвижимости (жилые дома) по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО2, и <адрес>, с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО3. Оба земельных участка стоят на государственном кадастровом учете без графики (не имеют уточненных границ), имеют статус ранее учтенных.

Как следует из выписок из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, зарегистрировано соответственно за ФИО2 и ФИО3

В соответствии с частью 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, договоры аренды земельных участков, заключенные между истцами и ответчиком, нарушают исключительные права собственников жилых домов на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены данные жилые дома, и границы которых налагаются на границы земельных участков, предоставленных истцам, то есть они заключены сторонами в нарушение требований действующего законодательства, а именно: ст. 39.20 ч. 1 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, договор долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договор долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., заключенные между администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования и Терентьевым А. В., а также договор долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования и Терентьевым В. Д., ничтожны.

В связи с указанным, исковые требования истцов о признании указанных договоров недействительными подлежат удовлетворению.

Истцы просят также применить последствия недействительности указанных договоров в виде двухсторонней реституции: вернуть земельные участки ответчику, взыскать с ответчика оплаченную истцами арендную плату по данным договорам.

Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Вместе с тем, суд не находит оснований для применения двусторонней реституции по следующим основаниям:

Согласно ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 383-ФЗ) в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

Факт поступления арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенным между истцами и ответчиком, подтверждается и ответом на запрос комитета по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что оплата по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с Терентьевым А.В., и договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Терентьевым В.Д., поступила в бюджет муниципального образования «Тайшетский район».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости применения последствий недействительности сделок в виде односторонней реституции и считает необходимым возвратить администрации Старо-Акульшетского муниципального образования земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 2000 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 3312 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 1852 кв.м.

Истцы просят также суд взыскать с Администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева А.В. убытки, причиненные признанием договоров аренды земельных участков недействительными, а именно: расходы на оплату арендной платы по договорам аренды земельных участков с учетом комиссии банка в размере 222 руб. 25 коп.; расходы на межевание земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером с учетом комиссии банка в размере 41 444 руб. 42 коп.

Указанные требования суд находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

Согласно пункту 2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденного постановлением администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, результатом предоставления услуги являются: подготовка проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка; принятие решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ; отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 35.19 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ; отказ в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, при утверждении схемы расположения земельных участков и последующем заключении договоров аренды земельных участков ответчик должен был проверить земельные участки на наличие прав третьих лиц на них. Однако, ответчик данные действия не выполнил, в результате чего истцам в аренду были предоставлены земельные участки, границы которых пересекают границы земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам.

В связи с указанным, доводы представителя ответчика о том, что у администрации Старо-Акульшетского муниципального образования отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд находит необоснованными.

Необоснованными суд находит и доводы представителя ответчика об отсутствии вины ответчика в связи с тем, что администрация не могла проверить координаты земельных участков из-за отсутствия специальной программы, поскольку отсутствие указанной программы не освобождает администрацию от соблюдения требований земельного законодательства.

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что понесённые истцом убытки по формированию земельного участка, составлению межевого плана и последующей оплате арендной платы по договором аренды земельных участков возникли в результате допущенных администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования нарушений требований законодательства при утверждении схемы расположения земельных участков и последующем заключении договоров аренды земельных участков, которые подлежат возмещению по правилам ст. 16 ГК РФ.

Как следует из материалов дела расходы Терентьева А.В. на оплату работ по подготовке схем расположения границ земельных участков для согласования и утверждения органом местного самоуправления на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес> с учетом комиссии банка составили 13 381 руб. 72 коп., что подтверждается договорами и чеками-ордерами ПАО «Сбербанк России» на сумму 6698 руб. 99 коп. и на сумму 6682 руб. 73 коп.

Кроме того, за выполнение комплекса кадастровых работ по формированию межевых планов для постановки на ГКУ земельных участков, находящихся по адресам: <адрес>Терентьев А.В. оплатил ООО «Земля и Право» сумму в размере 28062 руб. 70 коп. с учетом комиссии банка, что подтверждается договорами и чеками-ордерами ПАО «Сбербанк России» на сумму 20 745руб. 87 коп. и на сумму 7 316 руб. 83 коп.

Согласно квитанции и чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГТерентьевым А.В. оплачена арендная плата по договорам аренды , , от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ г. с учетом комиссии банка в размере 31 руб. 76 коп.

Как следует квитанции и из чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГТерентьевым А.В. оплачена арендная плата по договорам аренды , , от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ г. с учетом комиссии банка в размере 190 руб. 49 коп.

На основании изложенного, учитывая, что понесенные расходы связаны с оформлением земельных участков и оплатой арендной платы, а истцы являются членами одной семьи (отец и сын), что не исключает несение расходов одним за другого, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца Терентьева А.В. понесенные им убытки в размере 41666 руб.67 коп.

Кроме того, истец Терентьев А.В. просит суд взыскать в его пользу с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 5500 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГТерентьев А.В. оплатил за оказание юридических услуг (консультацию) 500 руб.

Как следует из квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ за составление искового заявления Терентьев А.В. оплатил 5000 руб.

На основании изложенного в силу ст. 98 ГПК расходы на оплату юридических услуг в размере 5500 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца Терентьева А.В. в полном объеме.

Согласно чекам-ордерам ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГТерентьев В.Д. и Терентьев А.В. оплатили государственную пошлину по 300 руб. каждый.

В связи с указанным, на основании ст. 98 ГПК РФ расходы на оплату государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу истцов в размере 300 руб. в пользу каждого.

Кроме того, на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1450 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Терентьева А. В., Терентьева В. Д. удовлетворить.

Признать недействительным договор долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2000 кв.м., заключенный между администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования и Терентьевым А. В..

Признать недействительным договор долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 3312 кв.м., заключенный между администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования и Терентьевым А. В..

Признать недействительным договор долгосрочной аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1852 кв.м., заключенный между администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования и Терентьевым В. Д..

Передать земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 2000 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 3312 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 1852 кв.м. администрации Старо-Акульшетского муниципального образования.

Взыскать с администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева А. В. убытки в размере 41666 руб.67 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 5500 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., всего 47466 руб. 67 коп.

Взыскать с администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в пользу Терентьева В. Д. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Взыскать с администрации Старо-Акульшетского муниципального образования в доход бюджета муниципального образования «Тайшетский район» государственную пошлину в размере 1450 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.М. Жорова